Профессионалы в футболе
Сегодня стало известно, что Рето Циглер согласовал условия контракта с Ювентусом и перейдет в клуб из Турина уже через месяц, на правах свободного агента.
Можно смело поздравить Юве – в Турине собирают крепкую команду под серьезный результат и Рето в этом коллективе будет явно не лишним.
Сампдории можно посочувствовать – информация об отъезде Циглера стала пока лишь первой весточкой, которая извещает нас о распродаже многих игроков основы, а также напоминает о том, где же мы будем играть в следующем году.
В последнее время мне приходится много читать и слышать о профессионализме в футболе. Это очень занятные и интересные разговоры, дополненные порцией текстов, сдобренные высказываниями тренеров и игроков.
Совсем недавно я узнал о существовании профессиональных болельщиков, хотя о существовании профессиональных хулиганов я знал уже давно или же, как минимум, догадывался о том, что кресла сами не ломаются, а ОМОН в России не ходит на стадионы смотреть футбол.
Профессиональные футбольные агенты и чиновники, наверное, лишь недавно узнали о существовании такого слова, как откат и сразу же постарались его забыть, попутно выразив полное самим себе – негоже профессионалам жить с пятнами на репутации.
Существование и жизнь профессионального футболиста – тема еще более интересная. К Рето Циглеру эта тема, быть может, вообще не имеет отношения, но менее спорной от этого она не становится.
Кто же он – профессиональный футболист?
Рассматривая футболиста в качестве наемного работника, мы заставляем себя представить в голове определенный образ – «белый воротничок», недавний выпускник футбольной академии, который утром завтракает питательным бутербродом с не менее питательным соком, целует любящую жену (исключительно в щечку), младенца-сына (исключительно в лоб, пока тот спит в кроватке), одевает приятные на цвет «Найки» (исключительно с приятной на ощупь ложкой) и набрасывает на кристально-белую футболку клубный спортивный костюм и, попутно, запрыгивая в белоснежную Audi Q7, отправляется на тренировочную базу.
Там этот профессионал паркует своего железного коня рядом с другими представителями элитных немецких и японских автопромов, набрасывает на плечо огромную сумку и идет сдавать свой пропуск на проходную «крутилку» - «Уфф….Вроде успел».
Дальше идет тренировка под руководством начальника-тренера, массаж, тренировка, душ и, наконец, наш герой уходит обратно на парковку для того чтобы перекинуться парой фраз с партнерами по команде, немножко полицемерить с запасным из молодежки.
Он едет домой - в кармане у него рецепты и списочек, который позволяет определить дозволенную и недозволенную пищу. Игрок приезжает домой и, предварительно поужинав, играет в Play-Station и идет спать.
Вот таких мы и называем профессионалами – каждый день на работу, в голове чувство высшей добросовестности, в сердце рутина.
Профессионализм для такого игрока будет заключаться в том, чтобы вовремя приехать на работу и сделать её так, как того потребует начальник.
Профессиональный футболист в добавок озабочен такими насущными проблемами, как неполученные бонусы за 39 ТТД в последнем матче, а ведь их должно было быть 43. Проблемы решаются легко – «айфон» в руке и тут же следует звонок агенту.
Можно и не продолжать – это ведь достаточно противно. Профессиональный футболист не может быть работником – ведь он игрок. Именно так мне кажется и именно так я бы хотел смотреть на футбол.
Спорт – в свое время был одной из немногих сфер человеческого бытия, в которой оставалось место для чистоты, чистоты совести и намерений. В какое-то время игра была игрой, а игрок игроком – сейчас в это сложно поверить.
Профессиональный футболист – это отличная отговорка для любого футболиста и отличный повод для выбивания денег из руководящих функционеров. Отличный повод валять дурака на поле. Профессиональный футболист всегда будет хорошим поводом перекинуть ответственность с тренера на игроков – это они в недостаточной степени профессиональны, для того чтобы соблюдать режим, это они в недостаточной степени профессиональны для того, чтобы выкладываться на поле на все 100%.
В одном отличном фильме про американский футбол, который называется «Any Given Sunday», герой Аль Пачино, тренер Тони Д”Амато, допивая последнюю рюмку виски говорил о том, что футбол умер в тот день, когда телевизионная трансляция была прервана для того, чтобы показать рекламу.
Ведь он был чертовски прав.
То же самое относится и к нашему футболу, к нашим футболистам. Футбол умер в тот день, когда игрок подписал свой первый контракт и стал профессионалом. Именно в тот день мы потеряли футбольную чистоту и футбольную игру. Игру, в которой не было места деньгам, а сила той или иной команды определялась лишь вдохновением её футболистов.
Футбол – это спорт, который всякие извращенцы пытаются превратить в бизнес.
Футбол – это страсть, которую многие игроки пытаются променять на деньги. Вы меня не переубедите в том, что современный футболист не может играть за большие деньги. Работать на поле он может, но играть у него получится лишь иногда.
Раньше ценность игрока определялась его характером и умением играть в футбол, а теперь этим могут похвастаться лишь единицы. Главное мерило той самой ценности – контракт.
Вот профессионал Циглер всю вторую половину сезона думал о выборе новой команды, а также о том, как бы не получить травму.
Это противно – видеть игроков, которые думают не об игре, а о деньгах.
Я, кстати, не категоричен – как правило в футболе ситуация представляет из себя нечто среднее – вроде и деньги нужны, а вроде и играть нравится.
Но даже частичное наличие денежного фактора в футболе разрастается подобно раковой опухоли и не останавливается ни перед чем.
Чем меньше будет денег в футболе, тем ценнее будет сама игра, тем чище будет сам футбол. Порой не достаточно быть профессионалом, а нужно быть еще и игроком.