7 мин.

Скандалы, интриги, расследования или немного об агентах

 

Заинтересовавшись ситуацией с контрактом Самира Насри, я неожиданно для себя обнаружил целое хитросплетение связей между агентами, игроками, тренерами и клубами. В итоге каждая история – своего рода детектив, где главными действующими лицами являются известные спортсмены, но сценарий пишут, как правило, те, кто предпочитает быть в тени.

Самир Насри – Алан Мильяччо/ Жан-Пьер Берне

Недавно на сайте вышел материал о 20 самых влиятельных агентах мира, где Насри указан клиентом Алана Мильяччо (вместе со Скилаччи), и достаточно прозрачно указан будущий сценарий развития ситуации.

Цитирую: За год-два до окончания контракта с клубом А появляется информация о том, что клиент Мильяччо всю жизнь мечтал играть в клубе Б. Далее возможны два варианта: футболист остается в А на улучшенных условиях (Рибери) или примеряет майку Б (Гуркюфф). В ближайшее время Мильяччо предстоит работа с Самиром Насри.

Действительно, стандартная схема ведения дел месье Аланом. Однако в прессе в качестве агента Насри выступает и Жан-Пьер Берне. Судя по всему, пара этих влиятельнейших на французском рынке игроков (их клиенты – Рибери, Гуркюфф, тренер сборной Блан, Зидан) работает вместе. И Жан-Пьер Берне является куда более любопытным персонажем. В 1993 году он оказался одной из центральных фигур коррупционного скандала “ОМ-ВА” во французском футболе. Берне в то время был генеральным директором марсельского Олимпика Бернара Тапи, и именно он передавал деньги игрокам Валансьена, в частности печально известный сверток с 250 тысячами франков Кристофу Роберу. Тапи был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения, Берне получил условный срок.

Жан-Пьер Берне

Одним из свидетелей обвинения тогда был главный тренер Валансьена Боро Приморац, сейчас тренер Арсенала. Боро - правая рука Арсена Венгера, человек, которого никогда не увидишь рядом со своим боссом во время матча, но, который, тем не менее, играет огромную роль в тренировочном процессе, и, возможно единственный в клубе, кто способен повлиять на мнение Венгера. Тапи, стремясь сохранить свое политическое влияние, предлагал Приморацу взятку за то, чтобы он стал “козлом отпущения”, взяв вину в организации договорного матча на себя. Приморац отказался, и его показания вместе с показаниями Берне, который сдал правосудию своего босса, стали основой обвинительного приговора.

Берне после процесса стал футбольным агентом, сотрудничая со многими французскими звездами прошлого и настоящего, а Приморац, нарушив “круговую поруку”, стал персоной нон-грата во французском футболе. После коррупционного скандала, увольнения из Валансьена и угроз в свой адрес, Приморац покинул Францию, став помощником Арсена Венгера в японском клубе. Их сотрудничество продолжается до сих пор.

Сеск Фабрегас – Даррен Дейн/SEM Group (Джером Андерсон)

Этим летом наверняка состоится очередная серия изрядно наскучившей англо-испанской “мыльной оперы” под названием “Уход капитана”. Агентом игрока является Даррен Дейн, сын Дэвида Дейна, экс-вице-президента Арсенала, ФА и одного из влиятельнейших людей в мировом футболе. Более того, эта трансферная сага является сиквелом истории четырехлетней давности с теми же действующими лицами, только в главной роли был Тьерри Анри (у которого, к слову, Дейн-младший был шафером на свадьбе).

Даррен Дейн начинал свою карьеру с работы юридическим консультантом в SEM Group (Sport, Entertainment and Media Group). В то время у SEM были прочные связи с Арсеналом в лице Дэвида Дейна, клиентами этой компании были Тони Адамс, Иан Райт, Деннис Бергкамп, Дэвид Симэн, Эммануэль Пети, и, конечно, Тьерри Анри. Дэвид Дейн, однако, отрицал роль своего сына в организации этих трансферов, чтобы избежать конфликта интересов. В частности, это касалось в последний момент сорвавшегося перехода Ежи Дудека в Арсенал в 2001 году.

Даррен Дейн (справа)

Глава SEM Group Джером Андерсон – личность не менее интересная. Болельщик Арсенала с детства, он работал диктором на Хайбери, и его первыми клиентами были Чарли Николас и Дэвид Рокасл. Его компания участвовала в переходе Оби Микела в Челси после предварительной договоренности с МЮ. Не так давно он оказался в центре еще одной шумной истории, когда во многом под его влиянием главным тренером Блекберна был назначен Стив Кин. Кин, молодой тренер с амбициями, воспользовался услугами Андерсона для того, чтобы, наконец, выйти со вторых ролей. Увольнение Эллардайса и назначение Кина вызвало недовольство сэра Алекса Фергюсона, который выразил обеспокоенность столь большим влиянием агента на внутренние дела клуба. Ассистентом Кина стал Йон Йенсен, еще один экс-игрок канониров, чей трансфер и последовавший скандал с незаконными выплатами стал в свое время причиной ухода Джорджа Грэма из Арсенала.

Сейчас SEM Group не работает с игроками Арсенала, кроме Сеска (в списке экс-ганнеры Анри, Бентли, Степановс), но нет сомнений, что и Даррена Дейна, и Джерома Андерсона, и Сеска Фабрегаса ждет жаркое лето. Очередное.

Гаэль Клиши, Эммануэль Эбуэ, Денилсон – firsteleven ISM (Франьо Вранкович)

Все три игрока с большой долей вероятности могут покинуть Арсенал этим летом. Об их агенте Франьо Вранковиче известно немного, хотя он – заметная фигура на французском рынке. В числе его клиентов и игроки, чьи фамилии встречались в списке возможных приобретений Арсенала: Азар, Жиньяк, ван дер Виль. Впрочем, один клиент из его списка стоит особняком. Яя Туре минувшим летом стал наиболее высокооплачиваемым игроком в АПЛ, перейдя в Манчестер Сити.

Франьо Вранкович

Однако для тех, кто следил за карьерой Яя Туре не секрет, что его агентом является Дмитрий Селюк, одна из наиболее неоднозначных личностей в футбольном бизнесе. Загвоздка в том, что Селюка нет в числе лицензированных агентов ФИФА, и он сам подчеркивает, что ни с кем из футболистов у него не подписаны агентские соглашения. Именно это стало причиной разбирательств между президентом Олимпиакоса и Селюком, закончившихся трансфером Туре в Монако. Вероятно, роль агентства Вранковича в обеспечении законности подписания контракта с игроком, чьи интересы представляет человек без соответствующих юридических прав. Селюк же может числиться советником, помощником, да кем угодно при Туре.

Тут стоит вспомнить о том, какой клуб открыл Туре и многим другим клиентам Дмитрия Дмитриевича двери в Европу. Бельгийский Беверен одно время был “сборной Кот-д’Ивуара в миниатюре”, игроки же туда попадали из ивуарийского клуба АСЕК. Через Беверен прошли, помимо Туре, Жервиньо, Ромарик, Игор Лоло, и, конечно же, Эммануэль Эбуэ, который тоже указан в числе клиентов хорвата Вранковича. Воспитанниками АСЕКа является вся нынешняя сборная  Кот-д’Ивуара за исключением Дидье Дрогба. Именно оттуда в Арсенал попал Коло Туре, старший брат Яя. Разумеется, мог в Арсенале оказаться и младший Туре, он даже сыграл один матч за канониров на предсезонке, но на тот момент у него не было достаточно сыгранных матчей за сборную, чтобы получить разрешение на работу (в отличие от Эбуэ и Коло).

Сложно переоценить роль Арсена Венгера в появлении такого количества ивуарийских футболистов на рынке. У истоков академии АСЕКа стоял Жан-Марк Гийо. В 1983 году он занимал должность главного тренера Канна и пригласил на должность ассистента Венгера, который уже через год начал самостоятельную тренерскую карьеру. Любопытно, что через пять лет после ухода из Канна Гийо клуб возглавил уже упоминавшийся Боро Приморац. Когда Гийо в 1993 году организовывал академию в Абиджане, финансировался проект, в том числе, и из Монако, которое возглавлял на тот момент Арсен Венгер. Впоследствии Венгер инвестировал перспективный проект из собственного кармана.

Задача: опознать будущих звезд футбола, окруживших месье Гийо

Когда Гийо покинул ивуарийский клуб в 2001 году, на горизонте возник Беверен. В Бельгии не было лимита на легионеров, и именно это позволяло обкатывать там большое количество футболистов для получения ими разрешения на работу. Беверен был выкуплен консорциумом, который получил беспроцентный кредит (внимание!) от Арсенала в лице Дэвида Дейна. Это закончилось расследованием, владел ли Арсенал контрольным пакетом акций Беверена (что запрещено ФИФА), но никаких документальных подтверждений этому не нашлось.

Вернувшись к Туре, можно еще добавить, что при переходе из Монако в Барселону выяснилось, что Селюк владеет половиной прав на игрока. Владение третьей стороной правами на игрока или их частью запрещено правилами ФА, совсем недавно из-за подобного нарушения был оштрафован КПР (дело Фаурлина), а чуть раньше – Вест Хэм (дело Тевеса). Вероятно, переходу Туре в Арсенал не суждено было сбыться из-за целого ряда причин совершенно не футбольного характера.

Эта статья – попытка совсем чуть-чуть приоткрыть занавес, за которым совершаются многомиллионные сделки. Все указанные факты общеизвестны, удивило, насколько хитро переплелись связи между участниками этих сделок. Игрок, переходя в новый клуб, заявляет, что он с детства мечтал играть за него, болельщики поддерживают его выбор, а другие – упрекают в предательстве, но в мире современного футбола предпочтения игрока стоят не на первом месте, а верность клубным цветам – миф. Поэтому не стоит удивляться, читая новость о переходе Сеска в Реал, а Насри в МЮ. Они хорошие ребята, которые делают свою работу. Также делают свою работу и их агенты. Ничего личного – просто бизнес.