6 мин.

Время Слуцкого

Слуцкий в цейтноте

Знаете, кого мне Слуцкий напоминает во время матчей? Шахматиста в жёстком цейтноте. То есть вот позиция острая, даже с твоим преимуществом, но флажок уже висит, и того гляди ты просрочишь время и проиграешь. И реакция у него на поражения непосредственная - сидит на скамейке после финального свистка, и слёзы из глаз от обиды. На юношеских шахматных турнирах нередко так бывает.

Вот эта вот непосредственность, когда эмоции наружу, причём эмоции не обыденно брутальные, вроде "эй, судья, я тебя туда и сюда, нехороший человек!", а какие утончённо интеллигентные, не позволяет нашей футбольной общественности к Слуцкому относится всерьёз.

Дескать, какой-то не такой Леонид Викторович, нетипичный. Как Голубой щенок из мультика.

Впрочем, на эту тему лучше не шутить, ибо неправильно поймут. Как, говорят, Мамаев поначалу неправильно понял Слуцкого, отчего предпочитал с ним беседовать не в номере тренера, а холле.

Безобидный добрячок

Тут всё просто - в футболе есть свои стереотипы, свои представления о типажах. Так вот Слуцкий как раз в эти типажи не вписывается.

Слуцкого часто любят сравнивать с Моуринью, но и тут ведь несостыковка. Жозе над собой насмешек терпеть не будет, может отбрить так, что никому мало не покажется.

А тут упитанный 40-летний мужчина, классический образ безобидного и беззащитного добряка, традиционный объект всевозможных насмешек и подначек.

Ну как, скажите, к такому относиться всерьёз? Да ещё и карьеры как игрок не сделал, так что первоначального капитала в виде игроцкого авторитета не имел.

Поведение Слуцкого на скамейке многими воспринимается как поведение болельщика из-за пресловутой непосредственности эмоций и обнажённых наружу чувств. Причём это образ даже не фаната, а того, кого в среде ультрас кличут "кузьмичом".

Не производит на широкую публику Слуцкий впечатления носителя тайного знания, а ей, публике, это жизненно необходимо.

Так может каждый?

В случае же со Слуцким чуть ли не каждый полагает, что игру понимает и разбирается в ней лучше, чем нынешний тренер ЦСКА.

И только когда тренер вдруг начинает подробнейшим образом разбирать по "косточкам" какую-нибудь игру, досконально выясняя причины и следствия того или иного события, тут-то вдруг понимаешь, что перед тобой не просто специалист, а специались высокого класса.

Надо сказать, что сложившийся образ вредит объективному восприятию уровня профессионализма Слуцкого. Оттого каждая отдельная неудача, которую простили бы тому же Сёмину или Газзаеву, в случае со Слуцким воспринимается как доказательство низкого профессионализма, а успехи объявляются едва ли не случайностью.

Вот, например, тезис - Слуцкий не выиграл ни одного трофея. Да, финальных матчей Леонид Викторович ещё не выигрывал. Но, на минуточку, а сам выход в финал Кубка России с не самой звёздной "Москвой" - это не достижение? А нынешнее участие в финале,  на пути к которому пришлось "переехать" "Зенит" и "Спартак" - баловство? А место в Лиге чемпионов, завоёванное Слуцким с ЦСКА в прошлом сезоне - это не заслуживающий внимания результат?

А может, у нас такие показатели имеет половина тренерского цеха и Слуцкий в самом деле ничего из себя не представляет?

И половина нашей премьер-лиги доходила до четвертьфинала Лиги чемпионов? Причём забавно, что сегодня некоторые говорят: да что там было доходить, у ЦСКА был наигранный состав, ему надо было только не мешать!

Это особенно занимательно звучит, если вспомнить, что Слуцкий принял команду в тот момент, когда шансы на выход из группы виделись лишь теоретическими, а впереди маячила игра с "Манчестером" на его поле. Разумеется, любой российский болельщик, а тем более тренер,  в такой ситуации результат Слуцкого легко бы повторил. А то и превзошёл.

Тренер, который сам себя сделать

Леонид Слуцкий ведь не возник в ЦСКА по мановению волшебной палочки. На эту ступень он взобрался постепенно, начиная с мальчишек в волгоградской "Олимпии", через дубль "Уралана" и сам "Уралан", через "Москву", через "Крылья Советов" (хлебнув там лиха), пока не получил место тренера красно-синих в ситуации, когда взяться за такую работу рискнул бы не каждый маститый специалист. Хуанде Рамос, например, предпочёл ретироваться.

Неудачи Слуцкого в ЦСКА объясняют недостатком квалификации, а успехи - заслугой прежних тренеров, собравших данный коллектив. Ну, вы помните, "команда в золотой обёртке". Мол, не предлагает тренер ничего нового и результаты его - они на старом багаже.

Надо, однако, заметить, что багаж этот как-то не очень помогал армейцам после ухода Газзаева, когда при Зико команда уверенно вошла в штопор. И наоборот, багаж вновь появился в прошлом году при Слуцком, когда команда в чемпионате показала результат, в любом другом сезоне ставший бы чемпионским, и лишь суперрезультат "Зенита", оставил армейцев с серебром.

Сегодня проблем у Слуцкого хватает, но у кого, скажите, их сейчас нет? Упрекать же наставника армейцев в том, что он не даёт дорогу молодёжи, предпочитая, так сказать "старых коней, не портящих борозды", и вовсе абсурдно, учитывая его прежний опыт работы с молодыми и перспективными.

Не хвались, на рать идучи!

Тут дело совсем в другом: перед ЦСКА ставятся такие задачи, что пускаться в бесконечные эксперименты, выпуская на поле зелёных дублёров, Слуцкий не может.

ЦСКА почти все 80-е годы и добрую половину 90-х много экспериментировал с привлечением молодых и в этом отношении считался едва ли не самой перспективной командой. Только вот боролся при этом коллектив за места, очень далёкие от пьедестала.

У меня нет никаких сомнений, что за молодёжью Слуцкий следит пристально и новые российские звёзды в составе красно-синих появятся и раскроются именно при нём. Всему своё время.

Ну и, пожалуй, последнее. Пришлось уже слышать такие голоса, что, мол, нет у Слуцкого характера, не присягает он на крови в том, что обязательно выиграет Кубок России.

А я как-то всегда относился скептически к тем, кто хвалится, на рать идучи. Не пришлось бы потом с горечью с рати идти. ЦСКА под руководством Слуцкого не бахвалится, а готовится всерьёз, что мне импонирует гораздо больше.

Валерий Газзаев, первый отечественный тренер, выигравший Кубок УЕФА, долгое время считался исключительно "тренером для внутренних соревнований" и вызывал море скепсиса. Свой первый крупный трофей тренер Газзаев, в будущем завоевавший с армейцами массу призов, выиграл в 41 год.

Леониду Слуцкому в мае исполнилось 40 лет.