Форменный беспредел
Сходства в экипировке «Тобола» и «Уотфорда» заметили россияне. Почему такие совпадения кого-то удивляют?
Здесь стоит начать с того, что казахстанский футбол сильно отличается от европейского по многим аспектам. Первый из них – техническое спонсорство или партнерство. Европейские клубы одеваются в бренды и зарабатывают на этом. Проще говоря, Adidas или Nike не только поставляют форму условным «Баварии» или «Зениту», но и платят им за это.
В Казахстане на подобных условиях с поставщиками еще никто (или почти никто) не работает. Наши клубы сами платят спортивным брендам и их посредникам, чтобы одеть команду на сезон.
Зачастую работа ведется лишь с несколькими проверенными производителями, причем покупаются стандартные образцы, которые доступны в каталогах и на официальных сайтах. Ни о каких эксклюзивах речи не идет. В этом сезоне исключение лишь «Астана», с начертаниями шанырака на футболке. Однако, вероятнее всего – это уже местная доработка, к которой сам Adidas не имеет никакого отношения.
В этом сезоне КПЛ 12 команд и всего два бренда спортивной экипировки – Nike (7 клубов) и Adidas (5 клубов). Причем, как и полагается, главные антагонисты сезона «Кайрат» и «Астана» являются амбассадорами разных производителей.
На прошлой неделе в интернете начала ходить картинка о сходствах формы казахстанского «Тобола» и английского «Уотфорда». Отличий, действительно, мало. Сегодня генеральный директор костанайского клуба Николай Панин отметил, что «Тобол» не имеет никаких прав на этот дизайн: «Как нам объяснил официальный представитель Adidas в Казахстане, выбор формы - это прерогатива каждого клуба. В том, что английский клуб выбрал цветовое решение, уже использованное в ФК "Тобол", здесь проблем не видят. Каталог товаров один и такие совпадения случаются. Остается сказать спасибо английскому клубу за неожиданный пиар».
Но, дорогие друзья, подобных совпадений предостаточно. Главное быть наблюдательными. Вот, к примеру, вратарская форма «Астаны» для еврокубков.
А это экипировки «Кайрата» и АЕКа прошлогоднего образца.
Собственно, АПЛ копирует формы не только клубов из КПЛ, но и из Первой Лиги. Тут пострадал «Окжетпес», спасибо за наблюдение ребятам из паблика «Я там, где КПЛ».
Впрочем, в аналогичной форме, но в другой расцветке играет «Актобе».
Продолжать дальше и показывать подобные совпадения – нет никакого смысла. Понятно, что все или почти все казахстанские клубы играют в форме стандартных образцов, иногда с небольшими модификациями. Про «Астану» мы уже вспомнили, но была подобная практика введена еще раньше алматинским клубом.
Согласитесь, такой небольшой штрих придает экипировке уникальности. Почему клубы не хотят дорабатывать имеющуюся форму или работать с другими поставщиками?
На самом деле, в большинстве случаев, все очень просто. Клубы выработали комфортный алгоритм действий с производителями. Нашим коллективам приходится работать с системой госзакупок, что все замедляет и усложняет, а представители Adidas и Nike, по всей видимости, очень успешно адаптировались к казахстанским условиям.
В свое время любителями соригинальничать были костанайцы. «Тобол» экспериментировал с формой, несколько сезонов северяне выступали в форме от итальянской Errea и испанской Joma.
Такие большие игроки, как Adidas и Nike, не будут работать над эксклюзивами для Казахстана (с украинцами и россиянами уже другая ситуация). Им это попросту не очень интересно. Чтобы казахстанские команды играли в чем-то уникальным, нужно сотрудничать с более скромными фирмами, или же с теми, кто хочет каким-то образом попасть на наш рынок. По нашей информации, в этом году представители британского бренда предлагали свои услуги по предоставлению уникальной формы казахстанским клубам, но никому (во всяком случае пока) это предложение не показалось интересным.
Друзья, а как вы относитесь к тому, что отечественные коллективы выступают в неуникальной форме? Имеет ли это какое-то значение или же это побочный аспект, на который вы не обращаете внимания?