Фанаты ПАОК – просто звери: разнесли клубный офис, завалили соперника тухлой рыбой
Сегодня «Спартак» сыграет в квалификации ЛЧ на одной из самых горячих арен Европы.
Салоники, стадион «Тумба» (по названию района на востоке города), 29 тысяч фанатов ПАОК, которых боится вся Греция. Они беснуются на улицах, переворачивают автобусы соперников, захватывают ТВ-студии, выходя в эфир, и иногда убивают в драках.
Болельщикам «Спартака» официально закрыт путь на «Тумбу» из-за беспорядков в зимнем Бильбао. Но наверняка несколько десятков самых смелых все же проберутся на трибуны. Что их там ждет и что за фанаты у ПАОК, Sports.ru рассказал Герман Чистяков, проработавший менеджером клуба почти три года.
«Произошла трансформация в отношениях ПАОК с фанатами. Несколько лет назад в клубе появился хозяин, который заслужил определенное доверие и правильную репутацию среди болельщиков, даже среди самых безбашенных. Фанаты стали управляемыми, хотя бы частично.
Раньше было наоборот – болельщики управляли клубом. Если они не хотели, чтобы Виейринью продавали в «Вольфсбург», то вламывались в офис, разносили там все и указывали руководству, что делать. Сейчас такое представить невозможно, хотя греки остаются греками – очень эмоциональный народ, а клуб для них – как смысл жизни. Болеют громко, мощно, но все чаще – в приличных рамках.
Когда в ПАОК приходила новая власть, был серьезный эпизод: болельщики вылетели на поле в квалификации ЛЕ против «Рапида» (лето-2012 – Sports.ru), на трибунах атаковали австрийцев. Клуб получил большой штраф и несколько матчей в Европе без зрителей – от этого мы пострадали через год, уже в квалификации ЛЧ. У нас был исторический шанс выйти на групповой этап: прошли «Металлист», сыграли в гостях с «Шальке» 1:1, а дома при пустых трибунах проиграли 2:3. Были бы болельщики – я гарантирую, что мы прошли бы.
Помню полуфинал Кубка с главным врагом – «Олимпиакосом». В гостях проиграли 1:2, ответная игра на «Тумбе». Популярные сейчас картинки с полыхающим стадионом – это тот самый матч. Мы тогда не просто разрешили файеры, но даже помогли некоторым их получить. Стадион горел так, что даже из космоса было видно, долго не могли начать матч из-за дыма.
Еще у болельщиков есть такой церемониал: перед каждой игрой в центр поля выходят представители фанатов с флагом и огромным барабаном. Заводящий бьет – стадион отвечает в такт хлопками. И вот перед тем матчем с «Олимпиакосом», выходя на поле, фанаты метнулись к скамейке гостей и вывалили туда несколько килограммов тухлой рыбы – гаврос, так называют и «Олимпиакос», такое прозвище.
Естественно, сидеть там было невозможно. Тогда «Олимпиакос» был гегемоном с соответствующей манерой поведения – они отказались играть, потому что принимающая сторона не обеспечила условий. И в прямом эфире греческого ТВ полтора часа длилась дискуссия между клубами и судьями – играем или нет? Закончилось тем, что так же в прямом эфире Иван Саввиди и владелец «Олимпиакоса» созвонились. Наши объяснили: если сейчас игру отменим, то нам тяжело отвечать за безопасность – болельщики утомлены ожиданием, могут повести себя неадекватно и сдержать их будет сложно.
В итоге после такой задержки сыграли – очень жестко, с красными карточками, с 15 минутами добавленного времени. Но мы победили и вышли в финал Кубка.
В такие моменты я реально понимал, что такое 12-й игрок. Стадион добавляет футболисту энергии, каких-то космических сил.
От происходящего на трибунах никогда не было жутко. Мы пришли с открытым сердцем и желанием сделать что-то хорошее – болельщики это быстро поняли. Хотя были нюансы.
На момент моего прихода заканчивал карьеру абсолютный кумир ПАОК уругваец Пабло Гарсия. Это всегда сложно, когда футболист думает, что еще может играть, а весь персонал понимает, что он уже не полезен. Переход из игрока в другой статус давался тяжело, Гарсия обижался, задавал вопросы. Был гнев болельщиков, направленный на нас, даже собирали пресс-конференцию с ними.
И еще вспоминается, что было в неудачные периоды. Мне как-то сказали: сегодня на тренировку придут болельщики. Ну ладно, отвечаю, придут и придут человек 20 – за воротами поговорим. Мне: нет, ты не понимаешь, но увидишь. На базу пришли около 150 человек – конечно, невозможно было ничего закрыть, не пустить, это бессмысленно. Тем более все охранники так же по вечерам болеют в тяжелом секторе, ничем не отличаются от тех, кто к нам пришел.
Вышли на поле, остановили тренировку. Единственное, я пытался выдергивать из их ртов сигареты, не пускать с сигаретами на газон. Понятно, что не все они закончили вузы и читали Ницше в подлиннике. Но они объяснили команде, как нужно играть за ПАОК, выразили претензии конкретным игрокам.
При всей дикости эпизода – это неплохая история, это срабатывает. Иногда футболистам, особенно легионерам, особенно арендованным, не лишне узнать, что такое футбол в Греции. Но еще раз: это не было постоянно, два-три раза за время моей работы в ПАОК».
ПАОК чуть не взял первое золото за 33 года. Помешали пистолет Саввиди и бумага
ПАОК обожает Саввиди. Фанаты приносили на стадион портреты, игроки надевали маски с его лицом
Фото: Gettyimages.ru/Sakis Mitrolidis/EuroFootball; globallookpress.com/imago sportfotodienst; Instagram/kwstas_ts0, , prossima_fermata_marakana, vaggelis_kasper, homosovieticus
Есть целая страна, где могут ворваться ребятки в масках и рассказывать какие законы принимать и на каком языке говорить. А тут всего-то футбол.
И прошел дальше благодаря дисквалификации харьковчан