5 мин.

Война «Барсы» и «Мадрида»: главный потерпевший – национальная команда?

Уезжая в сборную, игроки «Барсы» и «Мадрида» всегда оставляли позади клубное соперничество. Насколько сильно повлияет атмосфера, накалившаяся до предела в течение серии «класико», на национальную команду? Об этом размышляет Сид Лоу для Sports Illustrated.

Сразу же после напряженного столкновения между «Реал Мадридом» и «Барселоной» в Ла Лиге 16 апреля случилось что-то ужасное. Почти в полночь, еле слышимый в оглушающем шуме, раздался финальный свисток. Внизу, в тоннеле, вдалеке от тысяч глаз, игрок «Барселоны» и игрок «Мадрида» развернулись и направились друг к другу. И потом... и потом они обнялись.

Некоторое время спустя, в фойе у раздевалок на «Бернабеу», где пол украшает голубой с белым герб «Мадрида», они все еще стояли и разговаривали. Вскоре, к ним присоединились другие. Кто в тренировочной, кто в обычной одежде, коллеги по испанской сборной. В действительности, друзья. В этом нет ничего предосудительного – фактически, это приветствуется, но не все воспринимают это адекватно. Серия «класико» обострила соперничество, добавив агрессии, искажений и манипуляций в атмосферу фальшивой чувствительности и призывов к порядочности. Это привело к тому, что некоторые игроки на публике стали держаться друг от друга подальше.

«Мадрид» и «Барса» – европейские гранды, окруженные подхалимами и императорской гвардией. Интересы, подкрепляющие соперничество, могущественны, а фанатичная пресса яростно упивается неутихающим противостоянием. Стороны изображаются как извечно непримиримые. То, что легендарный Йохан Круифф назвал «entorno» – окружение – выступает от лица игроков, защищает их, разжигая противоборство. Однако, более всех недовольны этим резонансом обычно сами игроки. Один из них сожалеет об «обязательстве» «ненавидеть» противника, о среде, где оппонент постоянно демонизируется – самоуверенные и злобные враги, а не противники. «И потом, – добавляет он, – ты отправляешься в сборную и оказывается, что они нормальные люди».

И даже более чем. За выспренной воинственностью, которую некоторые игроки не разделяют, но не могут полностью избежать, скрывается настоящая дружба. На поле происходят стычки и выплескивается враждебность, но в жизни это не так. Даже несмотря на то, что кажется, что многие предпочитают дружелюбию атмосферу конфликта.

Как сказал защитник «Реал Мадрида» Альваро Арбелоа, испанская сборная становится «глотком свежего воздуха» вдалеке от клубного соперничества, которое грозит стать всепоглощающим.

Икер Касильяс и Хави Эрнандес были близки с тех пор, как выиграли молодежный Кубок мира, их объединял озорной характер. «Некоторые [из испанской сборной] – мои настоящие друзья, – говорит Хави. – Особенно мой дорогой Икер». Хави прозвал Касильяса «Скунс». Касильяс смеется над журналистами, называющими Хави лучшим игроком в мире: «Я говорил вам это многие годы».

И в этом он не одинок. Только послушайте, что говорят друг о друге Хави Эрнандес и Хаби Алонсо. Превыше всего взаимное уважение, общее дело, даже когда оно перестает быть общим. Они играют друг против друга, ну и что? Есть разные стили, разные подходы и разные менталитеты, но в сборной они сходятся и рождается взаимное уважение, которое переносится и на клубный уровень. Настолько, что один из игроков «Мадрида» закатывает глаза, услышав мнение, что «Барселона» «скучна», популярное вне Каталонии и особенно лелеемое в Мадриде. «Если это скучно...,» – говорит он с досадой. Многие предпочитают не допускать этого, но игроки двух испанских грандов на самом деле хорошо друг к другу относятся. Или относились.

За последнее время было столько разговоров о победителях и побежденных. Но почти ничего не говорилось о том, кто пострадает вне поля боя. Сейчас есть страх, что это будет Испания. Соперничество так накалилось, на поле и вне его, что последствия могут нанести национальной команде немалый урон.

Одним из ее успехов была атмосфера в раздевалке, карточные игры и PlayStation, шутки и легкость, с которой игроки проводили время вместе. «Мы – команда», – говорили они. Разумеется, это клише, но фактически, так и было. За последние несколько дней кое-что изменилось. После игры в Ла Лиге, пресса обвиняла Херарда Пике в плевках желчью в сторону игроков «Мадрида», подначивании их высказываниями об «е...й испанской» Лиге и «испашках». Это обвинение Пике со злостью опроверг, напомнив о том, что он буквально чуть ли не рассек лицо, сражаясь за Испанию на Кубке Мира. Но такие обвинения не забываются бесследно. И когда Касильяс сказал: «Пике знает, что он говорил», было ясно, что что-то случилось.

Это не имело такого уж большого значения, это было после того, как игроки собрались поболтать внутри «Бернабеу», у входа. Но кое-что похуже произошло в финале Кубка Короля. Тактика Моуринью состояла в том, чтобы забраться «Барселоне» «под кожу», это была тактика, с которой игроки, убежденные тренером, вышли на поле, даже те, для кого это было нелегко. И это в итоге дало результат; вопрос в том, во что это выльется для сборной. В уикэнд, следующий за финалом Кубка, Давид Вилья и Фернандо Торрес наконец забили. Это была одна из немногих хороших новостей для тренера Испании Висенте дель Боске. До этого он беспомощно смотрел на игроков – своих игроков – врезающихся друг в друга в воздухе и обменивающихся ударами по ногам. В финале Кубка столкновения и стычки возникали по всему полю. В том числе, между игроками испанской сборной.

Особенно Арбелоа и Серхио Рамос против Вильи. Серхио Бускетс и Алонсо ввязались в словесную перепалку. Поучаствовал и Хави. Только Иньеста остался в стороне, но можно было видеть, что ему с трудом удается сдержаться. В какой-то момент Алонсо ударил себя по лицу – этот классический испанский жест означает: «Да ты не обнаглел, нет?».

«Я надеюсь, это не повлияет на сборную», – говорил Висенте Дель Боске. Он будет надеяться, что в памяти останется то, как Пике пожал руки игрокам «Мадрида», одному за одним, как Касильяс прервал празднование, чтобы посочувствовать игрокам «Барселоны». Но это скорее исключение из правил. «Мадрид» верит, что он нашел способ побеждать «Барселону». Этот способ включает в себя агрессивный подход, который «Барселона» отрицает как морально неприемлемый. Того взаимного уважения, восхищения, кажется, уже нет. Только ли в течение 90 минут?

Когда сборная Испании встретилась в Лас Розас месяц или около того назад, атмосфера была удивительно расслабленная и веселая. Но многое произошло с тех пор; многое, что можно простить, да, но не забыть насовсем. В конце сезона игроки снова отправляются в сборную и в этот раз все может быть по-другому. У Дель Боске будет много работы.

Сид Лоу, Sports Illustrated

+ ДОБАВИТЬ БЛОГ В ЛЕНТУ