«Монако» – слишком адекватный топ-клуб. За него можно болеть
Отличный выбор Головина.
Теперь «Монако» – точно самый русский клуб Европы: им давно управляют наши, там вот-вот дебютирует наш сильнейший игрок. ЦСКА получит за Александра Головина 30 миллионов евро, и это самая дорогая покупка российского футболиста в истории.
4 августа «Монако» и «ПСЖ» разыграют в Китае Суперкубок – Головин точно не поучаствует. А вот в первом туре, 11 августа против «Нанта» – наверняка.
Мы примерно представляем, как это будет на поле. Осталось понять, что за клуб выбрал главный русский талант?
Владелец «Монако» – как Абрамович, только терпеливее
Российский бизнесмен купил «Челси», кайфанув от ультраматча «МЮ» – «Реал» весной 2003-го (4:3).
Дмитрий Рыболовлев – следующее звено в цепочке: осенью 2004-го, заехав в Лондон по делам, босс «Уралкалия» посетил «Стэмфорд Бридж». Абрамович не приглашал его в ложу, и за игрой того пуленепробиваемого «Челси» бизнесмен смотрел с фанатки. Впечатлило – и Рыболовлев погрузился в футбол, надеясь тоже когда-нибудь завладеть клубом.
Шанс возник, хоть и не скоро:
• нервный развод с «Уралкалием» летом 2010-го принес Рыболовлеву свыше 5 млрд долларов – появились свободные деньги;
• около года спустя, выслушав бывшего техдиректора «Спартака» Евгения Смоленцева, бизнесмен понял: для покупки годен только европейский клуб – живущий на понятном и прозрачном рынке;
• клуб «Монако» – исторически статусный, но на тот момент крайне проблемный – идеально подходил для инвестиций;
• княжество Монако идеально подходило для проживания и вообще для интеграции в иностранное общество. После продажи «Уралкалия» Рыболовлев переехал на берег Средиземного моря, перевез туда родителей и освоился среди местной элиты, создав в Монте-Карло, как писали в Paris Match, маленькую Россию.
«Я купил «Монако» ради новых ощущений и эмоций. И в мыслях не было, что вложения в футбол принесут прибыль», – романтичное, но вряд ли исчерпывающее объяснение от бизнесмена.
Князь Монако Альбер II и Дмитрий Рыболовлев
В декабре 2011-го инвестиционная группа Рыболовлева за символический 1 евро приобрела у княжества 66,7% акций «Монако», прилипшего ко дну лиги 2. Ключевое условие от продавца: новый президент вложит в клуб минимум 100 миллионов евро за 4 года.
«Монако» управляет другой русский – бывший советский МИДовец
Рыболовлев, как теперь ясно, вначале заигрался в менеджера: полетели трансферы (8 новичков в январе, еще 5 – следующим летом), сменился тренер (Раньери вместо Марко Симоне после сезона-2011/12).
Увлекшись, новый владелец забыл про порядок в администрации. За несколько месяцев оперативное управление «Монако» принимали четверо: Смоленцев, экс-гендиректор «Брюгге» Филипс Дондт, экс-селекционер «Зенита» и спортдиректор «Фредрикстадта» Тор-Кристиан Карлсен, экс-председатель правления Русского кредитного банка Константин Зырянов – до сих пор в клубе работает только Дондт, на позиции советника.
К концу 2012-го чуть растерявшийся Рыболовлев вышел на Вадима Васильева – сейчас их знакомству по «Уралкалию» больше 20 лет.
«Мы не сразу разобрались, как функционирует клуб, – признал Рыболовлев. – Потребовалось время, чтобы поставить правильных людей на правильные позиции. Вокруг нас не так много тех, на кого можно положиться, а Вадима я прекрасно знал. Теперь я просто определяю стратегию. У меня нет тесных отношений с игроками, с некоторыми из них я изредка общаюсь, но не более. Управление клубом и вся текучка – на Вадиме».
За 2013-й Васильев прошел путь от советника президента до вице-президента и гендиректора «Монако». У Васильева – сильное резюме:
• закончил МГИМО по специальности «Международные экономические отношения»;
• работал в МИД, с 1987-го по 1990-й – в дипмиссии СССР в Исландии. Кроме русского владеет исландским, английским, немецким и французским (последним – в совершенстве);
• торговал минеральными удобрениями, занимался ресторанным бизнесом и трейдингом на бирже, в «Уралкалии» отвечал за экспорт. До приглашения в «Монако» вообще не имел отношения к футболу;
«Футбольный бэкграунд – это важно. Но гораздо важнее иметь навыки менеджмента и трейдинга. Футбол сложнее биржи или торговли. Это люди, а не машины или тонны удобрений», – рассказывал Васильев «Советскому спорту».
Теперь «Монако» – тоже бизнес. Эффективный
При русском руководстве «Монако» провел только одну по-настоящему расточительную кампанию – летом 2013-го после возвращения в лигу 1: Хамес за 45 миллионов евро, Фалькао – 43, Жоау Моутинью – 25, Кондогбиа – 20, еще несколько сделок скромнее (всего потратили около 160 миллионов).
Хамес и Фалькао – последние супертрансферы «Монако»
К концу сезона, несмотря на успехи команды (второе место, вслед за неуязвимым «ПСЖ»), боссы сменили стратегию и отказались от грандиозных трансферов. Васильев перечислил причины:
1) введение финансового фэйр-плэй. В княжестве вскоре напоролись на штраф от УЕФА: 3 миллиона (еще 10 условно), плюс сокращение еврокубковой заявки (21 игрок, а не 25). Жесткое наказание «ПСЖ» и «Ман Сити» (на десятки миллионов) потрясло Рыболовлева с Васильевым не меньше;
2) споры с лигой 1 по поводу непопадания под французское законодательство. Клубы требовали переписать «Монако» под юрисдикцию Франции (где ввели налог в 75% на доходы свыше 1 млн евро, в княжестве такого нет) – стороны кое-как выработали компромисс: 50 миллионов участникам лиги от Рыболовлева – несколькими траншами;
3) отсутствие прибыли – неудивительно при таком дерзком старте.
Васильев ограничился тремя причинами, но в 2014-м счетам Рыболовлева на 9 миллиардов угрожало еще кое-что: бизнесмен разводился, а жена претендовала на половину его состояния, несколько объектов недвижимости и часть имущества. Бракоразводный процесс длился 7 лет – все закончилось только осенью 2015-го. Елена Рыболовлева получила чуть больше 600 миллионов и некоторое имущество в нагрузку.
«Монако», как ни удивительно, избежал потрясений – не случилось ничего страшнее смены тренера (место Раньери занял Жардим, лучше готовый к работе в новой концепции). Клуб приносит прибыль и держит топ-уровень; 4 года действует утвержденная стратегия «недорого купили/вырастили игрока – развили – продали дорого».
Пара пояснений:
1) Минус 2016-го, казалось бы, нарушает концепцию – тем летом в княжестве высадились три защитника: Сидибе (15 млн), Менди (13) и Глик (11). Все закрепились в основе на следующий сезон – «Монако» выиграл лигу 1 и добрался до полуфинала ЛЧ. Летом 2017-го продажей одного Менди в «Ман Сити» (57,5 млн) клуб отбил все траты на эту тройку.
2) 135 миллионов за Мбаппе отнесены к сезону-2018/19 – прошлый он провел в «ПСЖ» на правах аренды.
После 2013-го «Монако» сделал только две покупки дороже 25 миллионов: Кейта из «Лацио» прошлым летом и Головин теперь – за обоих отдали по 30. Васильев называет эту отметку психологической, но соглашается, что с учетом инфляции клуб рано или поздно ее перешагнет.
Игроки в большинстве считают этот «Монако» хорошим трамплином в лигу помощнее или в «ПСЖ»; владелец зарабатывает на трансферах и подчеркнуто не относит клуб к грандам; тренер осознает, что не получит стабильный состав даже на два-три сезона, и каждое лето строит новую команду. Для понимания: 10 футболистов, регулярно игравших в чемпионский сезон-2016/17, уже выступают за другие клубы.
«Монако» финансово стабилен благодаря трансферам, но есть еще пара источников дохода с огромным (и не полностью реализованным) потенциалом.
Главная проблема – стадион
Клуб мало зарабатывает на билетах – на крохотный (вместимость – 18500) и морально устаревший «Луи II» просто не идут. После 2012-го у княжества отняли даже матч за Суперкубок УЕФА, прописанный на побережье с конца 90-х.
В прошлом сезоне арена не заполнилась ни разу, рекорд – 16500 на игре чемпионата против «ПСЖ». Средняя посещаемость «Монако» – 9243 зрителя, и это последнее место в лиге 1. Показатели «ПСЖ», «Марселя» и «Лиона» – в 5 раз выше, «Лилля», «Сент-Этьена» и «Бордо» – в 3.
Построить новый стадион негде; единственный вариант – обновлять старый. Князь и руководство клуба договорились о реконструкции: на арене станет больше лож, на которые есть спрос среди резидентов и гостей Монако.
Новый телеконтракт – с 2020-го. «Монако» станет легче
По действующему телеконтракту (2014-2020) лига 1 получает 748,5 миллионов евро в год. Половина суммы распределена среди 20 команд чемпионата поровну. 20% расходятся в зависимости от аудитории показанных матчей. Еще 30% – по результатам за последние 5 сезонов.
Последние 5 сезонов «Монако» – это как раз после камбэка из лиги 2; с тех пор клуб ни разу не выпал из тройки и один раз выиграл титул. Разумеется, в руководстве заинтересованы в результатах – постоянное нахождение в эфире и топе чемпионата приносит большие деньги: лидеры зарабатывают от продажи телеправ примерно в 3-3,5 раза больше аутсайдеров. У «Монако» выходит 100-110 миллионов в год, у «ПСЖ» – свыше 120.
Новый контракт (2020-2024) с испанской компанией Mediapro подписан на 1,153 миллиарда евро в год – сумма выше только у АПЛ (1,66) с бундеслигой (1,16). Ла Лига и серия А уже отстают (1,1 и 1,05 соответственно).
Французы наверняка обойдут и бундеслигу – отставание минимально, а проданы пока только 5 слотов из 7, запланированных по контракту.
«Монако» ставит на академию и фарм-клуб в Бельгии
В рамках новой стратегии клуб вложился в скаутинг и академию (которая вырастила Анри, Пети, Тюрама, Мбаппе; сейчас ее годовой бюджет – 7 миллионов евро).
Отдельное направление – фарм-клуб; во Франции нельзя иметь второй клуб в дивизионе ниже, поэтому боссы «Монако» выбрали Бельгию – и близко, и комфортно по лимиту на легионеров. Прошлой весной Рыболовлев за 3 миллиона евро приобрел контрольный пакет акций «Серкль-Брюгге», игравшего во втором дивизионе. Через пару дней команда стартует уже в элите.
«Наши футболисты смогут проходить хорошую обкатку в очень крепком чемпионате и возвращаться к нам. Пока этот проект идет хорошо, но точно можно будет сказать только года через два, успешная это модель или нет.
Например, у «Челси» была дружественная команда – голландский «Витесс», но ни один игрок так и не пришел в «Челси» оттуда. Наша ситуация отличается тем, что мы владеем клубом и полностью контролируем весь процесс», – объяснял Васильев на лекции факультета «Менеджмент в игровых видах спорт» бизнес-школы RMA.
Тренер точно в порядке
У Леонарду Жардима с Головиным все будет хорошо. Лукомский гарантирует.
Фото: globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Maurizio Borsari/aicfoto.com, Kurt Desplenter/ZUMAPRESS.com; facebook.com/asmonaco
лучше платить деньги французам)))
слямзил бабло в России вложился в экономику Монако, все путем и еще и тусоваться там
Частный бизнес мыслит категориями прибыли, а не квасным патриотизмом
Прямо как в еврейском анекдоте: Фима, ты где столько денег берешь? В тумбочке! А откуда они там? Их кладет моя жена Сара. А у нее они откуда? Я ей даю! А у тебя-то они откуда? Так я же говорю, из тумбочки!