8 мин.

Парма: история возрождения

 

Парма хоть и маленький городок, но знаменита на весь мир! Кто не знает о сыре пармезан, ветчине прошутто, колбасах и других кулинарных изделиях? Прославили город и достопримечательности. Здесь расположен один из самых старых университетов Европы, базилика, на стене которой когда-то проступил лик Богоматери, а также дворец, где жила и правила городом Мария-Луиза, последняя жена Наполеона Бонапарта. Но для нас, тифози, главной достопримечательностью является одноименный футбольный клуб, с большой историей и традициями.​

В 90-е годы «Парме» симпатизировали многие. Она ни разу не выигрывала Скудетто, но в "золотое" десятилетие (1992-2002) жила на полную катушку. Деньги корпорации Parmalat, выпускающей молочные продукты, возвысили Парму до уровня одной из лучших команд сильнейшей лиги мира. Парма становилась вице-чемпионом Серии А, трижды брала Кубок Италии и даже выигрывала еврокубки (КОК-1993, КУЕФА-1995 и 1999). Выдающийся результат для провинции – напомню, что в городе живет лишь 175 тысяч человек. Люди могли легко назвать добрую половину состава, команда часто мелькала на ТВ, на рынках среди черно-синих маек Роналдо и красно-черных футболок Мальдини можно было приметить желто-синюю форму с девяткой и Креспо на спине.

Современные же реалии совсем иные... С середины 2000-х начался кризис в крупнейшей в стране молочной компании Parmalat, которая владела футбольным клубом. Многомиллионные прибыли компании существовали только на бумаге, а заработанные деньги исчезали на счетах многочисленных офшорных фирм. Как следствие - у Пармы к 2002 году образовался дефицит бюджета на 77 млн. евро, что поставило её на грань банкротства. Уже в сезоне 2003/04 команда стала банкротом, но доиграла чемпионат, заняв 5е место и дойдя до ¼ кубка Италии! Начиная с 2004 года Парма переходила из рук в руки, и каждый новый владелец был сомнительнее предыдущего. Сначала она превратилась в середняка, а в 2015-м всё рухнуло: футболисты не получали зарплат, на тренировочной базе отключили электричество за неуплату, а Серия А дополнительно выделила Парме 5 млн. евро, чтобы та сумела доиграть чемпионат. Накопившаяся сумма долгов отпугнула инвесторов. Парма обанкротилась и вместо Серии Б оказалась на два уровня ниже – в Серии D, где обитают любители

Весной 2015 Парма была объявлена банкротом.  В июле 2015 года  местные бизнесмены решили инвестировать свои средства в  проект Parma Calcio 1913. Именно так теперь стал называться новый клуб города. Отметим, что  спасти клуб пытались еще в эру Гирарди. Тогда себялюбивый президент выбрал проходимцев с Балкан, а через полгода весь город называл клубное руководство ворами. Летом, когда от яркой команды не осталось даже имени, выбирать было некому. Новые владельцы планировали не просто возвращение – они задумали подарить Италии пример нового порядка, основанного на вкладе каждого. Философия оздоровления распространялась на все, от игры футболистов до управления активами. За мощный слоган «Парма» – это мы» упрятали концепцию открытости и искренности. «Работа, на которую мы ездим в одном автобусе», – вот что предложили городу новые владельцы.И это сработало. Даже в Серии D «Парма» продавала 10 тысяч абонементов, собирала полные трибуны и устраивала шоу.

Президентом временно стал Невио Скала, тренировавший Крестоносцев в 90-е. Это символический жест: Скала с 2004 года не имел отношения к футболу, но вернулся, чтобы спасти Парму. Главным тренером назначили бывшего игрока -  Луиджи Аполлони, легендарного игрока Пармы 1990-х (304 матча).

Отряхивалась после банкротства и с каждым годом забиралась выше. Аматорская Серия D сезона-2015/16 была пройдена на одном дыхании, с нулем в графе "поражения".

Возвращение на профессиональный уровень стало, с оговорками, триумфом. Парма быстро закрепилась в верхней части таблицы своей группы (одной из трех в Серии С), но ей пришлось конкурировать с другим амбициозным проектом – Венецией во главе с Филиппо Индзаги. Прямой выход в Серию В давало лишь первое место, и его уверенно, с форой в 10 очков, заняли венецианцы. Парме оставалась последняя лазейка – многоступенчатый плей-офф за четвертую путевку, в котором участвовало аж 28 команд. Марафон не для слабонервных.

Парма оказалась сильной. Она поочередно обыграла Пьяченцу (0:0, 2:0) с Луккезе (2:1, 2:1) и вышла в полуфинал. Решающие матчи проходили на нейтральном поле – флорентийском Артемио Франки. Права на ошибку здесь не было, ведь ответной встречи не предусматривалось. В 1/2 финала Парма лишь в серии 11-метровых сумела выбить Порденоне – тот самый, что недавно дал бой Интеру в Кубке. Финал с Алессандрией проходил 17 июня, когда практически все чемпионаты уже давно на каникулах. Крестоносцы не подкачали – 2:0!

Имя Пармы гремело не зря, и на Дальнем Востоке нашлись бизнесмены, заинтересованные в возрождении клуба. Наверняка имел значение и стремительный подъем в Серию В, кому же не понравятся растущие активы? Стороны договорились о продаже еще летом 2017-го, а в ноябре появилась официальная информация: 60%  акций клуба отныне владеет компания Деспорт. Ее владелец – 36-летний бизнесмен Цзян Личжан, который систематически вкладывает деньги в спорт.

Личжану, в частности, принадлежит Гранада из испанской Сегунды, а также акции разных клубов, вплоть до Миннесотты Тимбервулвз из НБА. Благом являются китайцы или нет – повод для отдельного разговора. Есть пока неудачный пример Милана, но Парме не до жиру. Для нее приход нового инвестора становится возможностью быстрее оказаться в элите. "Парма вернется. Гигант восстанет из небытия". Это не пафосный зачин и не мои слова. Громкие, но не мои. Это – скрытая цитата Цзян Личжана

Продажу сразу назвали предательством. Клуб отказался от философии, которую красиво пропагандировал; слоган «Парма» – это мы» обернулся пустышкой. Китайские деньги перевесили силу общности. Надежное будущее, обеспеченное юанями, разошлось с концепцией оздоровления.

Что ж, если Парма и продала душу, то нашла выгодного покупателя. Цзян Личжан – правильный китаец. За ним нет миллиардов, как у ребят из Интера, и наглости, как у парня из Милана. Цзян берет другим – расчетом, надежностью и минимизацией рисков. Когда-то он продавал спортивные газеты, чтобы достать денег на рис; повзрослев, создал и раскрутил крупную маркетинговую компанию – Desports. От уличного бегунка из провинции Фуцзянь поднялся до известного заправилы в спортивном мире.

Серым кардиналом сделки был Эрнан Креспо. Это он вышел на Личжана, он свел его с пармскими бизнесменами и убедил тех выслушать китайца. Он же станет личным советником и правой рукой нового владельца. Большая семерка бизнесменов сохранила 30% акций, а ещё 10% принадлежат болельщикам. У них осталось всего одно место в совете директоров – но и одного достаточно, чтобы услышали. Концепцию общего дела сменили нацеленность и расчет. Вместо философии – задачи, вместо революции – планирование.

Тренирует команду 42-летний Роберто Д’Аверса, главная звезда клуба. Должность он получил в конце 2016 года, когда Луиджи Аполлони не простили домашние 1:4 от Падовы. Его игроцкая карьера однозначно неудачна. Он начинал в меру перспективным воспитанником Милана, в зрелом возрасте попался на ставках, после дисквалификации сменил с пяток клубов и закончил захолустным капитаном. Но тренерский старт подарил больше обещаний, чем пять лет в красно-черной примавере.

Д’Аверса не определяет политику развития, но все, что делает команда на поле, происходит по его указке. И если клубная философия изменилась, то игра вполне соответствует понятию «органичного футбола». Комментируя его назначение, вице-президент Феррари сказал: «Мы искали того, кто будет достаточно голоден для нас».Теперь вся команда играет с агрессией голодного хищника. Новая Парма выстраивается в 4-3-3, высоко и активно прессингует, выходит из обороны через фланговые треугольники и в два-три паса добирается до чужих ворот. Она продумана, расчетлива и быстра. И она прекрасна. Это настоящая команда – персоналии растворяются в ней.

Сохранение прописки в Серии А будет являться главной целью команды. Говорят об этом и сами футболисты в различных интервью. Сезон для "Пармы" будет чрезвычайно сложным. Трудности начались еще за месяц до старта: решением итальянской Федерации футбола, грядущий чемпионат команда начнет с пассивом в пять очков. Такое наказание клуб получил за участие якобы в договорном матче против "Специи" в последнем туре прошлого сезона. По мнению футбольной прокуратуры Италии, двое футболистов "Пармы" Фабио Чераволо и Эмануэле Калайо вступили в сговор с несколькими игроками "Специи" для обеспечения нужного результата. Забавно, что все обвинения построены лишь на шутливых смс, которые Эмануэле Калайо отправлял перед матчем своим друзьям из "Специи". В них футболист, в явно шутливой форме, предлагает соперникам не выкладываться на полную силу в игре против "Пармы", ведь "Специя" уже ни на что не претендует в сезоне. Тем не менее, для итальянского спортивного суда этих "улик" вполне хватило для вынесения очень сурового наказания. Сам Калайо получил двухлетнюю дисквалификацию и штраф в 20 тысяч евро. Подобным решением итальянская Федерация футбола практически обрекла "Парму" на борьбу за выживание. И кто знает, может как раз этот дефицит в пять очков и сыграет главную роль в мае будущего года.

Сейчас команда ведет трансферную кампанию для усиления состава, но пока она выходит очень слабая, с акцентом на опыт исполнителей.  Поэтому хочется верить, что слухи о подписании Балотелли или возвращении Кассано окажутся правдой.

Но не смотря на всё, преодолев все сложности - есть вера в то, что прийдет время и Парма обязательно вернет еврокубки на «Эннио Тардини»!. Парма всегда влюбляла игрой. В этом ее магия.

 

 

При составлении текста были использованы материалы блогов: "Мир итальянского футбола", "О духе времени", " Пармская обитель", блог Сергея Шевченка, блог Андрея Клещенка. Выражаю Вам всем большую благодарность!