12 мин.

Поздняков: «Ошибки обороны «Спартака» кому-то резали глаз. А мне - сердце…»

 Он пришел в "Спартак" в сентябре 2009-го. Валерий Карпин назвал тогда его лучшим в стране специалистом по персональной опеке. Об этой работе Поздняков, чемпион СССР-1989, точно знаю, мечтал очень давно и отдавался ей без остатка.

Один человек в неудачах "Спартака" весной 2011-го виноват быть не может. Но получилось именно так: ахиллесовой пятой команды сочли именно оборону, а на следующий день после поражения красно-белых от "Анжи" стало известно об уходе тренера, несущего ответственность за подготовку защитников. Убежден, что стыдиться Позднякову нечего - нынешние проблемы "Спартака" зарыты глубоко, и вряд ли кто-то другой на его месте с ними совладал бы. И тем не менее нашу беседу бывший крайний защитник начал с извинений.

- Хочу попросить прощения у болельщиков "Спартака". Мне перед ними стыдно, но только за результаты команды, а не за свою работу. Я второй раз в жизни прошу прощения у болельщиков. В первый раз так случилось в мою бытность футболистом, когда "Спартак" однажды уступил ростовскому СКА - 1:6. Тогда мне точно так же было стыдно за результат, за игру команды в целом, но не за себя лично. Вот и сейчас я, уже будучи тренером, отдал родному клубу все что мог.

Убежден, и буду повторять это снова и снова, что защитники "Спартака" могут и умеют классно играть в обороне. Один защитник против двух форвардов, двое против троих, коллективный прессинг, игра во время стандартных положений - все это они прекрасно знают и умеют, каждый раз демонстрируют на тренировках. Но почему только на тренировках, а не на поле - для меня загадка. Спрашивал: "Ты понимаешь, как надо было играть в той ситуации?" "Понимаю!" - "Так чего ж не сделал этого на поле?" - "Не знаю…"

- И кто так ответил?

- Да не в том дело кто. Я вообще не хочу переходить на личности. Это я не достучался до игроков, не сумел, наверное, объяснить… В этом и состоит моя вина. Хотя, конечно, у неудачной игры защиты были и объективные причины.

- Травмы?

- Да. На мой взгляд, трех крайних защитников и трех центральных вполне достаточно, чтобы отыграть чемпионат, если не вмешаются форс-мажорные обстоятельства. А перед стартом сезона у нас был полный комплект. Паршивлюк, Макеев, Кудряшов - фланговые, Пареха, Рохо и Сухи - центральные. Наши крайние защитники - молодые перспективные ребята, по потенциалу своему - футболисты сборной России. Пареха и Рохо - кандидаты в национальную команду Аргентины. Сухи - игрок первой и молодежной сборных Чехии. В общем, сомнений никаких. Но Паршивлюк к началу сезона поправиться не успел, получил травму Пареха, по разным причинам то играл, то не играл Рохо… Хотя все это не оправдание, особенно для такого клуба, как "Спартак".

- Вы сказали про шестерых. А зачем купили Родригеса - человека с сомнительной квалификацией?

- Заставил форс-мажор. Мы играли через два дня на третий, из-за травм футболистов не хватало. Срочно нужен был человек. Вот и купили Родригеса - грамотно и оперативно сработал селекционный отдел. Родригес - защитник неплохого уровня, но… все-таки он скорее игрок лавки, с такой целью его и покупали. Но в нынешних условиях он, может, и в основе будет выходить.

- Быть может, поспешили расстаться с Йиранеком и Штранцлем? Как показала практика, они не хуже нынешних защитников "Спартака".

- Здесь другая причина. Бывает, что человеку просто необходимо сменить клуб, потому что он засиделся - и снизил требования к себе. Штранцля, допустим, никто не хотел продавать или отдавать в аренду. Желание сменить команду возникло у него самого. И "Спартак" пошел на встречу.

- Сухи на старте сезона не узнать. По сравнению с прошлым годом - небо и земля. Чем он заболел?

- Очень странно, что Сухи так медленно прогрессирует. Причина, наверное, у него в голове. Хотя тренируется нормально. На сегодняшний день Сухи очень зависим от собственных физических кондиций. Способен показывать истинный уровень, только когда находится в оптимальной форме. Но как только его физическое и моральное состояние становится неидеальным, то сразу начинается. Не готов он пока играть на классе.

- А почему его состояние неидеальное?

- Неразбериха со сборными сказалась. Его дергали постоянно - он то в первой сборной Чехии, то в молодежке. Разнервничался. Плюс появились сначала Пареха, а потом Рохо. И Сухи, увидев в аргентинцах серьезных конкурентов, сразу как-то скис, стал переживать. Но, надеюсь, он еще заиграет так, как умеет.

Вообще, думаю, что игроки обороны "Спартака" на меня не в обиде. Они научились многому, чего не знали. Хотя этому их должны были учить в спортивных школах: как ноги ставить, с какой стороны соперника атаковать... Это пробелы в футбольных знаниях. По идее не я должен был их этому учить, но приходилось. Постоянно показывал видеозаписи, разбирали все вместе, как надо и как не надо. Естественно, наталкивался на сопротивление со стороны футболистов: "Да какая разница, откуда бежать к оппоненту!" Они все равно слушали и вникали, однако в играх отсутствовала концентрация, и требования не выполнялись.

- Невыполнение каралось жестко?

- Это внутренняя кухня. Но разбирали мы все моменты досконально. Даже смешно было читать потом в СМИ: "Чем они там занимаются, эти тренеры "Спартака"? Что они делают?" Да, делали, делали! После каждого матча - не важно, выиграли мы его или проиграли. Защитники видели и знали свои ошибки, мы обсуждали, как их исправить.

- Ошибки допускали не только ваши непосредственные подопечные - игроки обороны, однако со стороны выглядит так, что именно на вас спустили всех собак. Отставку попросили и Поздняков, и Карпин. Вот только Карпин продолжает работать, а Поздняков нет…

- Во-первых, решение о моем уходе было принято раньше, чем в отставку подал Карпин. Мы с ним долго обсуждали ситуацию после ответного матча с "Порту". Я пришел к выводу, что несу ответственность за случившееся, поэтому должен уйти. И в Махачкалу я уже не летал. Карпин же подал в отставку после игры с "Анжи".

- Подал - но не ушел.

- А как Карпин может уйти, если он генеральный директор, а тренера нет? Взять и бросить команду на произвол судьбы?

- Кстати, почему все так печально сложилось в матчах против "Порту"? Ясно, что пройти португальцев было нереально, но все же необязательно пропускать целую охапку голов…

- И пройти реально! Не всегда выигрывает тот, кто сильнее - по составу я имею в виду. Победить "Порту" было возможно, но фортуна заняла не нашу сторону. Забей мы гол в стартовые 25 минут гостевой игры - и все могло повернуться.

- Карпин ведет поиски нового тренера или они приостановлены?

- Насколько мне известно, ведет.

- Кто нужен, на ваш взгляд, - иностранец или наш?

- В данной ситуации - иностранец. Многие ратуют, чтобы пришел коренной спартаковец. Но я не знаю, кто из красно-белых ребят сейчас мог бы справиться…

- Вариант, что Карпин останется, есть?

- Решение об уходе он вообще-то принял. Но, допустим, "Спартак" выиграет два матча против ЦСКА, завоюет Кубок, выздоровеют Пареха с Паршивлюком, все встанет на свои места. И почему тогда не остаться?

- Если останется, может, и вы вернетесь?

- Не знаю… На такой вопрос вам никто не ответит, когда все в сослагательном наклонении. Честно, не знаю.

- Какие у вас планы на будущее?

- Пока никаких.

- А чего хотелось бы?

- Если будет предложение - почему бы не пойти работать в школу "Спартака"? Там хорошие тренеры трудятся, но оборонительные навыки юным футболистам надо активно прививать, чтобы они действовали на автомате - и действовали правильно. А то многие молодые футболисты не знают азов. Причем это не только российская беда: иногда смотришь, а подобные ошибки даже игроки "Челси" и "Манчестер Юнайтед" совершают.

Сейчас эмоции улягутся - надо проанализировать, что было не так. Материала много. Буду анализировать: может, еще какие-то причины наших неудач увижу.

- Между тем Паршивлюк и Макеев именно в вашу бытность тренером "Спартака" получили вызовы в сборную России, о чем все почему-то забывают. Чувствуете, что это и ваша заслуга?

- Нет, я так не считаю. Что-то я им дал, конечно. Но все зависит от них самих. Тому же Макееву о футболе больше надо думать.

- А он о чем думает?

- Не знаю, о чем. Но играть с такими перепадами нельзя. Раз парень даже с такими ошибками, которые он порой допускает, уже привлекается в сборную, то ему цены не будет, если он научится их избегать! Кому-то эти ошибки режут глаза. А мне - резали сердце…

- Паршивлюку тоже надо больше о футболе думать или у него другое отношение, чем у Макеева?

- Да я не про отношение говорю! В плане самоотдачи претензий нет, дело в голове. Но Серега, да, - он совсем другой. Надеюсь, что уже совсем скоро он станет настоящим лидером "Спартака", лишь бы здоровье не подкачало. Вот все говорят - команде нужен лидер-россиянин. Так и мы сами это прекрасно понимаем, не дураки! Но что мы можем сделать? Не Карпин с Поповым виноваты, что Игнашевич, Колодин, Широков в свое время прошли мимо "Спартака", что Жирков приезжал на просмотр, а его не взяли!..

Есть и еще проблема. Причем касается всего нашего футбола.

- Какая же?

- Иностранцы. Нарыв! И он сейчас в "Спартаке" вскрылся. Не понимаю, почему футболисты, играющие в России, не учат наш язык.

- Вы, естественно, имеете в виду тех, кто играет у нас много лет...

- От двух лет и больше. Хотя и это слишком долгий срок. От года. Это президентам и генеральным директорам на заметку: сколько можно себя не уважать? У нас к легионерам отношение, как в советские времена к иностранным делегациям, - подобострастное.

- Вы сами были легионером, выступали в Австрии. Когда начали учить язык?

- Через три месяца уже разговаривал. Плохо, хорошо - не важно. И не было у меня никаких личных переводчиков. Помогали мне с переводом только в тех случаях, когда требовалось поговорить на серьезную бытовую тему. Например, оформить визу.

- Наших игроков раздражает, что те же бразильцы по-русски ни бе, ни ме?

- Может, и не сильно раздражает, но на пользу точно не идет. Коллектив не может сплотиться. Когда у команды дела идут нормально, то проблема незаметна. Но стоит случиться неудаче, как нарыв вскрывается, начинаются капризы, недопонимание между футболистами. В любой команде есть те, кто на рояле играет, и те, кто его таскает. Так вот "пианисты" должны уважать "грузчиков", а не насмехаться и не пенять, что те какой-то особенный пас отдать не могут. Но трения все равно случаются, а бороться с подобными явлениями должны сами футболисты, в своем узком кругу, тренерский штаб в такие дела лезть не должен. Однако откровенный разговор через переводчика, который является штатным сотрудником клуба, невозможен. Футболисты, может, и хотят чего-то сказать друг другу, но ведь переводчик каждое слово может донести руководству. И значит, игрок никогда ничего такого не скажет.

Далее. Почти все иностранцы в нашей стране в футбольном смысле начинают деградировать. Есть всего несколько исключений, Данни, к примеру. Люди едут сюда зарабатывать - и вот результат. Попадаются такие: на тренировке работают, претензий нет. Но до того, как прозвучит свисток тренера, дающий старт занятию, шагу не сделают!

Нарывы, связанные с легионерами, и в других клубах возникали: в "Зените" при Адвокате, в ЦСКА, теперь в "Спартаке". Где-то рана кровоточила сильно, где-то - чуть слабее, но везде примерно одно и то же.

- И как бороться?

- На уровне президентов. Лишать легионеров льгот и привилегий.

- Так к нам никто не приедет тогда!

- А в другие страны почему едут - в те, где на английском говорят? Бразильцы даже на этом языке изъясниться не могут, только на португальском! Хотя есть такие, кто язык учит. Например, Жедер.

- Так он в России играл сто лет.

- Да какая разница, что сто лет! Он еще в "Сатурне" по-русски заговорил. А Штранцль? Когда я только пришел в команду, мы общались пятьдесят на пятьдесят: то по-русски, то по-немецки. Прошло время, и он вообще стал говорить на чистом русском языке. Было бы желание! Нужно так: хочет человек - сам выучит, а не хочет - надо заставлять, в обязательном порядке.

- Получается, все беды - от легионеров, которые не любят футбол и не хотят учить русский язык?

- К сожалению, не только. С россиянами - другая трудность. Ясно, что такого исполнительского мастерства, как у бразильцев, у наших ребят нет, зато к тренировкам они относятся сверхответственно. Но так получается, что многие хотят получать деньги и заключать контракты с большими клубами, а вот бороться потом за место в составе не собираются, и все тут. Сразу просятся в аренду. А клубы вынуждены держаться за футболистов. Хотя нет, неверно сказал - держатся они не за футболистов, а за их паспорта.

- Считаете, надо отменять лимит на легионеров, чтобы паспорт РФ перестал быть всесильным?

- Конечно! Искусственным путем мы никогда ничего не добьемся. Раньше в Россию привозили посредственных иностранцев и на этом наживались. Но то время ушло безвозвратно. Практически у всех клубов хорошие бюджеты, и они покупают действительно сильных игроков. На данном этапе лимит - враг нашего футбола. Мы никогда не воспитаем никакую сборную чемпионов к 2018 году! Наоборот, угробим ребят из нынешнего молодого поколения. Наберем человек десять максимум, а может, и меньше. Футболисты видят, что место им гарантировано, и больше им ничего не надо. А тренеры не могут нормально работать, даже замены трудно проводить. Чтобы выпустить нового игрока, порой нужно перекроить весь состав. Весь! Иногда рискуешь, а потом приходится, когда нужна замена, делать сразу две. Ну не будет тренер ставить иностранца, если русский сильней! Отвечаю - не будет! Лимит надо отменять - чем раньше, тем лучше!

- Раз вы заговорили про 2018 год: кто из молодых защитников кажется вам перспективным?

- Да они все на виду. Щенников, Набабкин. А вот в центральной зоне никто не просматривается.

- А как же Васин?

- Да нет, не тот уровень пока.

- А Бурлак?

- Возможно, но... Габариты, рост, стать - да, этого у него не отнимешь. Но без скорости тяжело. Для российского чемпионата сойдет. А чтобы брать планку выше… За фланги-то душа не болит, их закроют в любое время, даже не сомневаюсь в этом. Игроков можно переучивать в крайних защитников даже из нападающих. А с центральными защитниками - провал.

- Почему? Виноваты неурожайные годы, пятилетки, десятилетия? Или в детстве футболистов не научили тому, чему должны были научить?

- Конечно! Корни проблемы - в школьной подготовке. Точнее, в ее отсутствии.

* * *

Когда наша беседа завершилась, я все-таки уточнил у Позднякова:

- Скажите честно, обида на Карпина осталась? Не могла ведь не остаться - после такого резкого расставания.

- Абсолютно никаких обид. На мой взгляд, Карпин - тот человек, который нужен "Спартаку". Он уже много полезного сделал, все разгреб. Мне почему-то вспоминается фраза из фильма "Берегись автомобиля". Я ее перефразирую немного. Карпин, конечно, виноват, товарищи, но он не виноват!

Дмитрий СИМОНОВ