15 мин.

Эпоха пятидесятых. Часть 34. Сезон 1957-58. Еврокубки

Кубок чемпионов

Несмотря на прошлогоднее поражение в полуфинале от мадридского Реала, болельщики Манчестер Юнайтед смотрели в будущее с большим оптимизмом. Команда набралась международного опыта, стала старше на один год и была полна решимости в этом сезоне побороться за трофей.

Первым соперником Манчестера стала полулюбительская команда из Ирландии Шэмрок Роверс. Для Билли Уилана поездка в Дублин стала возвращением в город своего детства и, естественно, ирландская публика быстро раскупила все билеты, а сам Уилан попал под атаку своих родственников и старых друзей, для которых он искал способы раздобыть желанный "пропуск" на игру. Никто от ирландцев не ждал ничего особенного. Через полчаса после начала матча Уилан открыл счет. Ирландцы сопротивлялись в оставшееся время первого тайма, но после перерыва все вопросы были сняты. На 51-й минуте все тотже Уилан сделал счет 2-0, а через пять минут Томми Тэйлор с навеса Пегга забил третий мяч. Заметно уставшая дублинская команда развалилась в конце матча, позволив Тэйлору, Пеггу и Берри забить еще три гола. Ирландские фанаты были довольны игрой, несмотря на разгром их команды, а самому Уилану понадобилось десять минут для того, чтобы попасть после финального свистка в раздевалку Манчестера - он был окружен толпой болельщиков, которая буквально носила его на руках по полю.

На ответную игру в Манчестере народу пришло немного - "всего" 45 тысяч. Уже на 6-й минуте Деннис Вайоллет открыл счет и трибуны находились в превкушении очередного разгрома, тем более когда через 15 минут Дэвид Пегг забил второй мяч. Но, к чести ирландского клуба, больше в первом тайме он не пропустил, а в начале второго огорошил защиту Манчестера, отквитав один мяч. Вайоллет снова восстановил перевес в два гола, а за десять минут до конца ирландцы забили свой второй мяч, заслужив аплодисменты публики.

На очереди стояла чехословацкая Дукла, совершенно не известная команда для английского болельщика. Манчестер к тому моменту провел ряд не самых успешных матчей во внутреннем первенстве, игроки совершали довольно много глупых ошибок. И, хотя фанаты считали, что Дуклу можно проходить в любом состоянии, все таки это противостояние могло преподнести некоторые сюрпризы.

Первый матч проходил на Олд Траффорд. Дукла оказалась неуступчивой и упорной командой. Полузащитники заняли центр поля, дисциплинированно отбивая атаки Манчестера, и, казалось, даже не помышляли о том, чтобы начинать свои. Манчестер давил, но ничего не получалось. Пегг и Берри получали мячи на своих флангах после передач Уилана, но все их прострелы не доходили до Тэйлора и Колина Уэбстера. Не хватало завершающего удара. Мяч то попадал в кого-то из защитников пражан, то выносился ими подальше от штрафной. Первый тайм закончился безрезультатно. Болельщики недоумевали - неужели Дукла и весь второй тайм собирается отсиживаться на своей половине? Оказалось, что именно таким и был план соперника! Наконец, в середине второго тайма Пегг получил мяч на левом фланге. Увидев приближающегося защитника, он успел навесить в штрафную, где мяч нашел голову Тэйлора. Тот скинул его на ход Уэбстеру, который обыграл таки вратаря пражан. Счет стал 1-0 и Дукле, если она на что-то еще собиралась рассчитывать, надо было идти вперед. Они так и сделали, тем самы оголив свои тылы. Манчестер получил право на угловой, который подал Берри. В толчее перед вратарской Томми Тэйлору удалось протолкнуть мяч мимо голкипера. Это уже был хороший результат для ответной поездки. Дела даже улучшились, когда через несколько минут Уилан обокрал чешского полузащитника и выдал ювелирный пас на ход Пеггу, который убежав к воротам сделал счет 3-0. У болельщиков не было сомнений в результате противостояния и они уже начали обсуждать, кого бы им хотелось увидеть соперником Манчестера в четвертьфинале.

Матч в Праге, возможно, стал самым неудачным для Манчестера из всей его европейской кампании. Уже в начале игры Дворак забил мяч. Манчестер не был похож на себя, но единственный гол - это все, что смогла соорудить пражская команда. Юнайтед вышел в четвертьфинал, но Мэтт Басби стал уже подумывать над тем, что пора делать серьезные изменения в составе, если игра не улучшится кардинальным образом. Особенно, учитывая то, что следующим соперником стала белградская Црвена Звезда - команда Англию уже посещавшая и распологавшая в своем составе классным вратарем Беарой и несколькими игроками югославской сборной.

По прилету в Манчестер, югославы были встречены холодной, мрачной английской погодой. В день матча стоял густой туман, среди болельщиков пошли слухи, что матч вот-вот перенесут. Все же трибуны Олд Траффорд были заполнены, хотя совершенно невозможно было рассмотреть, что творилось на противоположной половине поля. Все это вселило недобрые предчувствия в сердца фанатов Юнайтед, которые еще больше увеличились, когда на 37-й минуте центрфорвард югославов Ташич забил мяч в ворота Грегга.

Югославы оказались, наряду с Реалом, самыми сложными соперниками для Манчестера. Они контролировали ход игры, а Шекуларац и Костич доставляли массу проблем Эдвардсу и Колмэну. Но то ли футболисты из Белграда начали уставать во втором тайме, то ли Манчестер нашел в себе дополнительные резервы, но после перерыва игра стала складываться в пользу англичан. Бобби Чарльтон стал открывать более удачно, Беаре пришлось совершить три или четыре блестящих броска, чтобы сохранить свои ворота. Когда до конца игры оставалось полчаса, Чарльтон сравнял счет. Те болельщики, которые сидели ближе к воротам Грегга, поняли о том, что произошло, лишь по реву противоположной части стадиона. Шум, возникший там, как снежный ком, начал перекатываться по трибунам, достигнув самых дальних секторов за воротами Манчестера. К счастью, в последние минуты туман начал спадать и второй гол Манчестера зрители уже могли хоть как-то разглядеть. За 9 минут до конца матча Беара выронил мяч у своих ворот, возникла сутолока, в которой расторопнее всех оказался Эдди Колмэн. Лежа на траве, он правой ногой запихнул мяч в сетку югославов. Игроки радовались как дети. В оставшееся время больше ничего особенного не произошло. Впереди была игра в Белграде.

Для полета в Югославию руководство Манчестера решила воспользоваться чартерным рейсом. Дело в том, что возвращаясь из Праги после матча с Дуклой, команда в связи с плохими летными условиями потеряла массу времени. Пришлось совершить несколько пересадок и на календарный матч с Бирмингемом Манчестер прибыл только в день игры, что не могло не сказаться на состоянии игроков. Чтобы не быть связанными расписанием самолетов, было принято решение нанять свой собственный.

3 февраля рано утром игроки и персонал прибыли в аэропорт Рингвэй. Взлет был перенесен на час позже - утро выдалось сырым и туманным. Игроки, находившиеся в прекрасном настроении после матча с Арсеналом, который Манчестер выиграл 5-4, разделились на группы. Кто-то играл в карты, другие занимались своими делами. Весь полет до Белграда занял шесть часов, включая дозаправку в Мюнхене. Югославия встретила гостей из Манчестера не слишком гостеприимно. Валил снег, видимость была ужасная - пришлось совершить несколько кругов над Белградом, чтобы получить разрешение на посадку. После обеда несколько футболистов решили отправиться на прогулку и были очень удивленны увиденным. У каждого магазина стояли огромные очереди, а некоторые жители Белграда носили обувь, сделанную из старых автомобильных покрышек. Из-за погодных условий поле превратилось в месиво, но руководство белградского клуба заверило, что к началу матча оно примет более-менее удобоваримое состояние.

5 февраля в среду Басби огласил состав и провел небольшое собрание в комнате гостиницы. Манчестер выбрал тактику игры на контратаках, отдав пространство сопернику. Это быстро принесло результат. Тэйлор получив мяч на своей половине поля, развернулся и направился к воротам. За ним мчался Вайоллет. Приблизившись к штрафной, Тэйлор вместо того, чтобы пробить, выложил мяч своему партнеру, который не промахнулся. Югославам ничего не оставалось, кроме как идти всей командой вперед. А Манчестеру только это и надо было! Через несколько минут Чарльтон снова поражает ворота Беары, но австрийский судья фиксирует офсайд. Вообще, судья в этом матче свистел не переставая, особенно в пользу югославов. Практически каждый раз, когда игрок Црвены Звезды приближался к защитнику Манчестера, он тут же падал на землю, ожидая штрафного, который в большинстве случаев давался без промедлений. Данкан Эдвардс, возмутившись таким судейством, решил объясниться с судьей, но все, чего он добился, было предупреждение. Все же  в середине тайма Чарльтон могучим ударом сделал счет 2-0, а через две минуты Эдвардс, подхватив отраженный Беарой мяч, отдал его все тому же Чарльтону, который с близкого расстояния расстрелял ворота югославов. 3-0 и 5-1 по сумме двух встреч. Исход ясен, трибуны молчат, югославские футболисты полностью деморализованы.

Неизвестно, что сказал тренер югославам во время перерыва, но на второй тайм они вышли с совершенно другим настроением. Уже на второй минуте форвард Костич сократил перевес, а всего через десять минут произошел самый спорный момент в матче. Зебеч, которого опекал Билл Фоулкс, получил мяч в штрафной и навалился спиной на защитника Юнайтед. Оба повалились на газон, а судья указал на точку, ударом с которой Костич сделала счет 2-3. До конца оставалось еще полчаса.

Манчестер, собравшись с силами, отбивал атаки югославов, которые подгоняемые своими болельщиками, неслись вперед. Бирн и Эдвардс цементировали оборону, а в одной из контратак юный Кенни Морганс пробил в штангу. Рев толпы возрастал все больше и больше. На последних минутах вратарь Манчестера Грегг, пытаясь прервать выход к воротам нападающего югославов, вылетел с мячом в руках за пределы штрафной площади. Костич ударом со штрафного, перебросив стенку, сравнял счет. Трибуны потеряли рассудок, но, к несчастью для них, сразу после того, как Манчестер начал с центра, прозвучал финальный свисток. Тренеры Манчестера уводили своих футболистов в раздевалку под бомбардировку снежками, которую устроила разъяренная толпа.

Возвращались манкунианцы домой также как и летели в Белград - останавливаясь в Мюнхене для дозаправки. Вылет из столицы Югославии также пришлось задержать на час - на этот раз Джонни Берри забыл свой паспорт. Судьба словно расставляла знаки на пути своих избранников. В Мюнхене перед самым взлетом возникла проблема с двигателем, характерная для той модели самолета, на котором летели игроки Манчестера. Слишком обогащенная смесь заставляла двигатель работать в неправильном режиме. Два раза пилоты пытались завести моторы, но оба раза безрезультатно. Пассажиров попросили покинуть борт и те отправились в зал аэропорта. Данкан Эдвардс, будучи увереным в том, что полет переносится на завтра, воспользовался свободным временем и отослал телеграмму домой о том, что они переночуют в Мюнхене. Все, что происходило тогда, словно уговоривало команду отложить полет. Но пилоты, наконец, решили, что если не слишком сильно нажимать на двигатель, взлет будет возможен, правда придется разгонятся немного больше. К тому времени повалил снег и взлетная полоса покрылась белой пеленой. Билл Уилан, поднимаясь по трапу, мрачно пошутил: "Возможно, мы идем на смерть, но я к этому готов". Право, лучше бы он помалкивал.

Двигатели были запущены и самолет пошел на разгон, набирая необходимую скорость. Но снег сыграл со взлетной полосой злую шутку - последняя ее часть покрылась коркой льда. Разгон не получился. В самом конце полосы самолет не смог набрать необходимую для взлета скорость, но что-либо сделать было уже поздно. Разбив на своем пути забор, самолет крылом задел здание. Корпус ударился в дерево, а затем врезался в старый сарай, в котором хранилось куча старых покрышек и топливо.

Джефф Бент, Роджер Бирн, Эдди Колмэн, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тэйлор и Билли Уилан погибли на месте. Через две недели в госпитале от полученных ран скончался Данкан Эдвардс. Среди журналистов, находившихся на борту, был и легендарный вратарь сборной Англии Фрэнк Свифт. Джонни Берри и Джэкки Блэнчфлауэр никогда больше не смогли выйти на поле.

Опустошение, в котором находилась вся страна, нельзя передать словами. Никто не мог в это поверить, понять, как они могли уйти, даже не попрощавшись.

В полуфинале соперником Манчестера стал Милан. Жизнь продолжалась.

Итальянцы, ведомые своим капитаном Чезаре Мальдини, имели в своем составе звезд мирового класса. Швед Нильс Лидхольм, который через несколько недель выйдет со своей сборной в финал Чемпионата мира, уругваец Скьяффино, левый крайний Куккьярони, защитник-великан Бергамаски. Манчестеру предстояла практически невыполнимая задача.

Первые минуты матча на Олд Траффорд прошли под диктовку Милана. Никого не удивило, когда на 24-й минуте Скьяффино открыл счет. Но, видимо успокоившись на достигнутом, миланцы снизили обороты и отдали инициативу Манчестеру. Милан спокойно отбивал атаки Юнайтед, пока в конце первого тайма Деннис Вайоллет не сравнял счет. Героем второго тайма стал Эрни Тэйлор. Миниатюрный форвард замучил защитников Милана, которые прибегали ко всем возможным ухищрениям, чтобы потянуть время. В этом они превзошли даже прошлогодний Реал. До конца матча оставалось десять минут и, казалось, все шло к ничьей, когда Тэйлора сбили в штрафной и судья указал на точку. Итальянцы обступили рефери, но тот остался непреклонен. Тэйлор подошел к отметке, установил мяч, подождал пока голкипер Милана займет свое место, затем отошел, дождался свистка, обернулся назад, снова посмотрел на вратаря, разбежался и пробил. Мяч влетел под перекладину. Итальянцы не могли в это поверить. В оставшиеся минуты футболисты Манчестера отразили все угрозы от своих ворот и довели матч до победы. Это действительно было огромным достижением. Ничья в Милане давала пропуск в финал. Неужели Юнайтед добьются этого?

После всего, что обрушилось на команду, и речи не было о том, чтобы лететь по воздуху. Манчестер отправился поездом и прибыл в Милан во вторник. Не было никаких приготовлений, серьезных тренировок, - но что еще оставалось делать? В среду на переполненном 80 тысячами итальянских тиффози стадионе Юнайтед предстояло выполнить тяжелейшую задачу.

На 3-й минуте игры Скьяффино открыл счет. До перерыва Манчестер еще держался, но сразу после него арбитр назначил не вполне очевидный пенальти, который реализовал Нидхольм. Итальянцы после этого забили еще два гола, тем самым обрушив эти фантастические надежды фанов Юнайтед. Милан был явне не по зубам Манчестеру в его нынешнем состоянии.

Эти два года навсегда оставили след в сердцах простых болельщиков Манчестер Юнайтед. Первый разгром Андерлехта 10-0, игра с Боруссией на поле, более подходящем для хоккея, выигрыш у Атлетик Бильбао, когда все шансы были на стороне басков, игры с Реалом и Црвеной Звездой. Эти вечера казались каким-то волшебством, чем-то особенным. Юнайтед подарил жителям Манчестера мечту, которую они несли эти годы в своих сердцах. Они делали больше, чем просто играли в футбол. И, возможно, это дороже, чем все кубки чемпионов вместе взятые.

 

Кубок ярмарок

Испано-английское противостояние, начавшееся в прошлом сезоне, продолжилось в этом матчами участников Кубка ярмарок с Барселоной. В полуфинале каталонцы пожаловали в гости к Бирмингему.

Сити на тот момент не показывали той игры, которая позволила им недавно занять шестое место в чемпионате и выйти в финал кубка Англии. Клуб шел на 15-м месте в таблице, Барсе напротив в своем первенстве занимала второе место, отставая от Реала на два очка и имея игру в запасе. Задача Бирмингема несколько облегчалась отсутствием в составе гостей Ладислава Кубалы, простудившегося и оставшегося в Испании.

Но Бирмингем не только оказал сопротивление испанцам, а дал бой, из которого вышел победителем. Уже на второй минуте игры Эдди Браун, успевший быстрее всех к мячу, отбитому кипером Барсы Антонио Рамальетсом, открыл счет в матче. Начав с центра поля, Барселона тут же отыгралась. Хусто Техада перебросил мяч через Гила Меррика. Это бурное начало задало тон всему матчу.

Эваристо Де Мачедо выводит Барсу вперед, а вскоре лишь мастерство Меррика спасает Бирмингем от опасных выпадов Мартинеса и Вильяверде. Бирмингем отыгрывается после навеса Ларкина, который использует Брайан Орритт. Вскоре Вильяверде забивает гол-красавец, приняв мяч на грудь и пробив еще до того, как Меррик успел сообразить, что произошло. Но Сити не опускают руки. Питер Мерфи головой снова делает счет ничейным - 3-3, так закончился первый тайм. Во второй половине бирмингемцы начинают играть еще более жестко против игроков Барсы, которым явно такая борьба приходится не по душе. В середине тайма Питер Мерфи еще раз выводит англичан вперед и, отбив все атаки каталонцев, Бирмингем сенсационно одерживает победу над одной из сильнейших команд в мире.

13 ноября состоялся ответный поединок. Новенький стадион Барселоны, который скоро станет известен всему миру под названием Ноу Камп, заполнили 60 тысяч каталонцев, которые яростно гнали вперед своих игроков. Бирмингем не отошел от своей тактики - жесткая, плотная игра и контратаки. Почти весь матч такая система игры приносила дивиденды, но на последних минутах Кубала дальним ударом пробивает Гила Меррика. По итогам двух матче счет оказался равным - 4-4.

Долго проспорив, руководители обоих команд так и не смогли согласиться друг с другом, где же провести переигровку. Пришлось самим организаторам соревнования брать инициативу в свои руки. В общем, решено было играть в Базеле, стадион которого был освещен прожекторами, что означало неплохие денежные вознаграждения обоим клубам.

Сам матч был похож на финал кубка, в котором единственная ошибка могла стать роковой. И эту ошибку при счете 1-1 совершили игроки Бирмингема. Суарес перехватил мяч на половине поля англичан, отпасовал Кубале, который забил победный для Барсы гол. Но все же болельщики Бирмингема были горды за своих футболистов, которые оказали упорное сопротивление звездной Барселоне.

В другом полуфинале сборная Лондона не без труда прошла швейцарскую Лозанну, проиграв первый матч в гостях со счетом 1-2, а дома взяв реванш 2-0 (один из голов забил молодой тогда еще Джимми Гривз). В финальном противостоянии с Барсой содержательным оказался лишь первый матч на Стэмфорд Бридж, который закончился вничью 2-2. В ответном поединке каталонцы не оставили шансов лондонцам, разгромив тех со счетом 6-0.