5 мин.

«Хиллсборо»: Что именно произошло

Что случилось на стадионе

"Хиллсборо" – название стадиона в Шеффилде, на котором 15 апреля 1989 должен был состояться полуфинальный матч Кубка Англии между Ливерпулем и Ноттингем Форест. В результате давки, образовавшейся на выделенной болельщикам “Красных” трибуне “Леппингз Лэйн”, погибли 96 болельщиков, из которых двое скончались в больнице несколько дней спустя, а еще один провел четыре года в коме, скончавшись так и не приходя в сознание. Еще 766 человек получили ранения.

Малое количество и слабая пропускная способность турникетов перед входом на трибуну привели к тому, что у входа на стадион образовалась толпа. Кроме того, отвечающий за безопасность на стадионе главный инспектор полиции Южного Йоркшира Дэвид Дакенфилд не имел достаточного опыта работы на подобных мероприятиях. Ко времени начала матча в 15:00 полицейский инспектор Роджер Маршалл, в чьи обязанности вменялось обеспечение порядка у входов со стороны “Леппингз Лэйн”, проконсультировавшись с Дакенфилдом, принял решение открыть ворота и впустить болельщиков без проверки билетов.

При официальной вместимости центральных секторов трибуны в 2000 человек к этому моменту там присутствовало уже около 3000 болельщиков. Именно в ведущий туда туннель, а не на крайние сектора трибуны была направлена и хлынувшая внутрь стадиона толпа.

Прижатые к решетке, отгораживающей трибуну от поля, болельщики начали задыхаться. Матч был остановлен на 6-й минуте, когда под напором людской толпы эти ограждения начали падать и вырвавшиеся из давки оказались на поле. Однако полиция и стюарды поначалу восприняли происходящее как хулиганские действия фанатов, и адекватная медицинская помощь пострадавшим была оказана далеко не сразу.

Результатом стала гибель 96 человек – крупнейшая трагедия в истории британского спорта.

По свидетельству переживших трагедию, первыми на помощь своим товарищам пришли сами болельщики Ливерпуля: потерявших сознание пытались вернуть к жизни с помощью искусственного дыхания, раненых выносили за пределы стадиона на рекламных щитах, а во время самой давки зрители с верхних ярусов трибуны вытаскивали туда болельщиков из нижнего сектора.

Реакция властей и последствия трагедии

Полиция Южного Йоркшира признала свою вину за неспособность осуществить контроль над толпой, однако поспешила переложить ответственность на мерсисайдских болельщиков заявив, что именно пьяные и агрессивно настроенные безбилетники вынудили представителей органов правопорядка открыть ворота, и это привело к давке.

День спустя после трагедии “Хиллсборо” посетила тогдашний Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, чей пресс-секретарь Бернанд Ингхэм впоследствии заявил, что “виновником является пьяная толпа, прорвавшаяся на стадион”. Позднее он признал, что не разговаривал ни с одним болельщиком Ливерпуля, являющимся очевидцем происходящего.

Результатом расследования стал так называемый Доклад Тейлора (по имени отвечавшего за его создание лорда Тейлора Госфорда), окончательная версия которого была опубликована в январе 1990.

Помимо указания на причины трагедии, документ содержал рекомендации по обеспечению безопасности на спортивных мероприятиях, которое необходимо принять во избежание повторения подобного. Прямым следствием стала модернизация всех британских стадионов, на которых теперь отсутствуют стоячие террасы, а есть только сидячие места, и запрещено устанавливать решетки для ограждения секторов.

Для футбольного клуба Ливерпуль день 15 апреля стал траурной датой. У Ворот Шенкли на домашнем стадионе команды “Энфилд” был установлен мемориал в память о погибших и ежегодно на арене клуба проводится поминальная служба, в которой принимают участие бывшие и нынешние игроки команды, а также жители Мерсисайда.

Прошлогодняя служба, приуроченная к 20-й годовщине случившегося, собрала на “Энфилде” более 30 тысяч человек.

Газета The Sun

Через четыре дня после случившегося первая полоса таблоида The Sun содержала заголовок ‘The Truth’ - ‘Правда’ и репортаж о якобы подлинном ходе событий. Журналисты таблоида вторили утверждениям о том, что виновником трагедии является пьяная толпа, прорвавшаяся на переполненную трибуну, а также пересказывали рассказы “очевидцев” о том, что эти пьяные болельщики избивали представителей органов правопорядка, пытавшихся оказать первую помощь пострадавшим, а также мочились на них и тела своих павших товарищей, попутно обчищая им карманы.

Ни один из этих фактов не получил документального подтверждения, но редакция газеты отказалась принести извинения. Ответственный за этот лживый репортаж главный редактор таблоида Келвин Маккензи впоследствии был вынужден это сделать, но позднее заявил, что не раскаивается в содеянном, а извинения принес лишь под нажимом со стороны владельца газеты известного медиамагната Руперта Мердока.

По этой причине очень многие жители Мерсисайда по сей день бойкотируют газету, отказываясь продавать и покупать ее. И именно поэтому на нашем сайте, как и на сотнях других, посвященных Ливерпулю, запрещены ссылки и упоминания об этом источнике.

Борьба за правосудие

По результатам следствия жюри присяжных отказало в возбуждении уголовного дела в отношении кого-либо из представителей структур, ответственных за обеспечение безопасности на стадионе “Хиллсборо”.

В 2000 году неудовлетворенным остался и гражданский иск, который Группа Поддержки Семей Хиллсборо (HFSG) предъявила в адрес полицейских инспекторов Дакенфилда и Мюррея.

Иск Энн Уильямс, потерявшей на Хиллсборо своего 15-летнего сына Кевина, год назад был отвергнут Европейским Судом по Правам Человека с формулировкой “за давностью лет”.

Весной 2009 в связи с 20-й годовщиной трагических событий британское правительство пообещало семьям погибших поставить точку в деле, рассекретив документы из архивов полиции Южного Йоркшира, имеющие отношение к событиям 15 апреля 1989.

Несколько недель назад к изучению этих 2 миллионов документов приступила независимая комиссия под руководством епископа Ливерпуля преподобного Джеймса Джонса. Ей надлежит сделать доклад о результатах своего расследования в 2012.