В ФНЛ появились топовые стадионы. Что они будут с этим делать?
Отвечает президент ФНЛ Игорь Ефремов.
Чемпионат мира закончился, пора снова подумать о реалиях русского футбола – в том числе в низших лигах. К ФНЛ в этом году особенно много вопросов. У лиги появились огромные стадионы, при этом не вылетела ни одна из пяти последних команд прошлого сезона. Лига работает над новым стандартом показа, при этом как минимум одной команде грозит финансовый коллапс. Об этом, а также о вечном вопросе посещаемости Sports.ru поговорил с президентом ФНЛ.
На новых стадионах сейчас отличная посещаемость. Что конкретно вы делаете, чтобы сохранить хотя бы половину болельщиков?
Я по большому счету могу только призывать всех: «Приходите на футбол!». Объективно: что я могу или лига? Для меня посещаемость – цифры. В первую очередь в посещаемости должен быть заинтересован сам клуб. Но я согласен, что это командная работа, мы все постоянно обсуждаем с руководителями клубов. Я не помню, чтобы кто-то из них говорил, что посещаемость их не интересует. Все в этом направлении работают.
Но я приведу пример Хабаровска. Три года назад там было все сложно. Потом был всплеск, причем еще когда они шли в лидерах ФНЛ. Они вышли в премьер-лигу, два-три матча был полный стадион, а когда они стали последними, на заключительных матчах было 4-5 тысяч. На первом матче сейчас тоже было 4 тысячи. Многое зависит от спортивного результата. Или «Енисей». Они весь прошлый сезон играли в закрытом манеже, но еще до закрытия основного стадиона на реконструкцию к ним ходили 12-17 тысяч. Игра, результат – магнит.
У меня есть уверенность и информация, что этим [вопросом посещаемости] занимаются все клубы и все регионы. Как это будет реализовано, мы можем только предполагать. Мониторить их? Что они должны говорить нам: «Мы сегодня запускаем такую-то акцию»? Что конкретно сделал футбольный клуб «Балтика», чтобы на последнем тестовом матче был полный стадион? Он просто продавал билеты. Клубы делают весь набор действий, который делают все клубы в любой развитой футбольной стране. Они призывают приходить, устраивают автограф-сессии с футболистами, организовали онлайн-продажи билетов. Наша публика не то что избалована, но если она ходит на футбол, то [останется только если] ее этот футбол зацепит.
ФНЛ вообще реально сделать популярной?
Популярность – это количество зрителей. В прошлом году был поставлен рекорд посещаемости одного матча за всю историю вторых дивизионов российского и советского футбола – 42 тысячи. Да, нельзя каждый год строить стадион. Но что вы хотите, 50 миллионов телезрителей? Столько даже Россия – Хорватия не смотрели.
Надо объективно подходить. «Реал» – «Барселона» – там биток. «Леванте» – «Эйбар» – там не биток. Раньше на футбол ходили, потому что не было других развлечений. А сейчас можно любой матч грандов посмотреть. Прогнозировать какие-то цифры посещаемости... На кубковом матче «Спартака» в Хабаровске, когда СКА выиграл, мест не было вообще. Это объективная реальность на тот момент. Если сейчас я приеду, а там 4,5 тысячи, это не повод застрелиться. Значит, сейчас интерес такой. Это постоянный процесс: где-то становится лучше, где-то – хуже.
В целом я не согласен, что интерес к ФНЛ – это утопия. Первый тур у нас на сайте посмотрели 66 тысяч уникальных пользователей. Это много. На последнем тестовом матче «Мордовии» арена была почти полная, на первом матче чемпионата – 26 тысяч. Я не думаю, что кого-то туда заставляли идти.
Да, это эффект стадиона и чемпионата мира. Но мы должны его использовать. Возможно, через 10 туров «Мордовия» будет на последнем месте и там будет тысяча человек. Посмотрим. Но я знаю позицию главы республики. Там была масса сложностей с организацией первого матча, но они справились. Я уверен, это потому что власть, руководство и клуб думают о болельщиках. Они понимают, что стадион должен эксплуатироваться. Поэтому они сделали все, чтобы пришло столько людей.
Почему ФНЛ сама занялась трансляциями? Они станут лучше?
В 2018-м даже как-то странно обсуждать, почему мы делаем трансляции сами. Потому же, почему раньше у нас были простые телефоны, а теперь смартфоны. Есть вариант, когда к тебе пришли, купили права, заплатили деньги, какую-то часть этих денег правообладатель тратит на производство. Но в нашей ситуации это не работало. Кажется, в сезоне 2012-13 у нас был такой договор с ВГТРК, стоимость прав и стоимость продакшна была практически одинаковая, потом это неожиданно прекратилось. Мы понимали, что ФНЛ должна быть в информационном пространстве. Достаточно долго трансляциями занимались клубы, но мы предъявляли им минимальные требования – стандартная HD-картинка одной камерой. Потом мы вместе с «Телеспортом» работали с региональными компаниями. Например, в Томске снимали, показывали на регион, у нас та же картинка была. Но там начались какие-то финансовые проблемы, все прекратилось.
Мы, наверное, даже поздно это сделали и многое потеряли из-за того, что смотреть ФНЛ раньше было невозможно. Нужны были деньги, но сейчас мы подписали «Олимп» (по словам Ефремова, сумма контракта – более 100 млн на три сезона), у нас есть другие направления для коммерческой деятельности. Можем потратить какое-то количество на продукт. Теперь ответственность за трансляции на лиге.
И еще была инициатива от InStat. Они тоже новички, но мы поставили планку: четыре камеры, повторы, графика. Мы за этот стандарт отвечаем, мы за него платим. Я уверен, что в этом направлении мы точно на правильном пути.
Запасной мяч ФНЛ оранжевый. Его точно будет видно зимой?
У нас до этого был фосфорецирующий мяч, он был не красный, а ярко-розовый. Если его держать в руке, он шикарно выглядит. А я два раза видел его на снегу, его не видно. В премьер-лиге зимой не было видно ярко-желтый фосфорецирующий мяч. А этот матовый. Его будет видно нормально.
Конечно, его тестировали. Я сам на Северный полюс с ним не ездил, но производитель делает тесты. Jako нам давали красный мяч. На снегу его тоже не было видно. Уверен, они сейчас учли все.
Пять клубов ФНЛ, которые должны были вылететь, остались. Это дискредитирует лигу?
По регламенту пять команд вылетают, пять должны пополнить лигу по спортивному принципу. Несколько лет назад назад мы столкнулись с нонсенсом: если какая-то команда ПФЛ отказывается подниматься, то приходится выбирать кого-то из вторых мест всех пяти зон. В моем понимании каждая зона – отдельное соревнование. Определить, какое второе место сильнее... По-моему, это не совсем справедливо.
Тут еще какая ситуация в последние годы. В прошлом году не вышла «Смена», в этом – Сахалин. В итоге мы решили, что если команда не выходит, то мы не ищем из вторых мест, а остается одна команда из ФНЛ. Именно потому что нельзя сравнивать вторые команды, а отказы начали перерастать в тенденцию. Я не вижу проблемы в том, что если команда ПФЛ отказалась подниматься, то преимущественное право имеет команда, которая вылетела из ФНЛ.
В этом году вообще был форс-мажор. «Амкар» и «Тосно» не получили лицензию. В Астрахани строили стадион, проводили финал Кубка России, команда в стыках когда-то играла, а теперь руководство региона решило, что «Волгарь» покидает ФНЛ. Великолепная команда «Арарат» заняла первое место в своей зоне ПФЛ, а потом прекратила существование. Еще была вероятность, что у нас «Факел» вылетит.
Винить себя, посыпать голову пеплом... Моя задача разрулить ситуацию. Никто из клубов, занявших вторые места в ПФЛ, ни разу не возмущался. Мы приняли решение не от хорошей жизни, не потому что это справедливо. Но ведь ни одного возмущения из ПФЛ не было. Есть команды, которые готовы остаться – вместо них выбирать из тех, кто не готов? Бегать за ними, спрашивать, кто хочет?
В чем предназначение ФНЛ? Это просто лига, откуда выходят в РПЛ?
Мне кажется, не совсем правильно выделять какую-то лигу. Я хочу говорить в целом о футболе. ФНЛ – часть общей структуры профессиональных лиг. Везде, кроме МЛС, если команда вылетает из высшей лиги, то она должна где-то играть. Насколько я знаю, это четкая позиция УЕФА и ФИФА: европейское устройство чемпионатов не обсуждается. Есть футбол и есть уровни футбола.
Какие цифры посещаемости вы планируете?
Это не так работает. Когда строится бизнес-модель, клуб сам себе ставит галки. Лига может это делать за них, но вот пример: «Зенит». У него всегда была шикарная посещаемость, но на «Петровском» в последние годы не было аншлагов. Когда они перешли на новый стадион, посещаемость выросла в три раза. Там точно есть великолепное планирование, но главное, что стали совершенно другие условия.
Если бы я знал, где сколько будет болельщиков, я бы, наверное, в другом месте работал. Вот эти полтора месяца зададут нам ориентиры. Если на следующий матч в Саранске на этот стадион придут 2 тысячи, то там нечего планировать. Пришло 2 тысячи – что вы хотите? Тогда стадион надо во что-то переделывать.
«Факел»доживет до конца сезона?
Финансовые проблемы в клубе есть, но они перманентные. У меня есть официальное письмо от руководителя региона. Он гарантирует, что все будет на должном уровне, что сейчас финансовые проблемы есть, но все под контролем.
Я не могу сказать, что ни в одном клубе ФНЛ вообще нет проблем. Они везде – где-то с текущим финансированием, где-то с долгами. В последний момент снимали запрет при регистрации с «Луча» и Томска. Но я долгами клубов не занимаюсь. Если перед персоналом и перед налоговыми органами есть просроченные должности, которые не урегулированы, то команда не может получить лицензию. Я не говорю «выплачены», именно «урегулированы». Урегулирован ли вопрос задолженностей в «Факеле»? Я не знаю. ФНЛ не занимается анализом финансовой ситуации в клубе. Лицензирование проводит РФС, у нас в комиссии по лицензированию есть представитель, который высказывает позицию по тем или иным вопросам.
Если пишут, что в «Факеле» снова проблемы, то комментировать это должен директор клуба. Могу предположить, что на момент лицензирования эта тема была урегулирована, а сейчас нет. Я этого не знаю и не готов это обсуждать.
Все это не добавляет лиге положительного имиджа. Но лига заинтересована в том, чтобы в Воронеже была профессиональная команда. Делать все, чтобы закопать «Факел» как «Амкар» – в этом я точно не заинтересован.
Какая лучшая лига в мире?
Провоцируете меня? Для меня самая лучшая лига это та, где я работаю.
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Рамиль Ситдиков; fc-mordovia.ru; vk.com/fcenisey; fcska.ru; fc-luch.com; fakelfc.ru
Даёшь ВГИК в руководство ФНЛ!
Что касается всех этих "сфер ответственности", даже если человек обладает нужной информацией, которая не входит в его компетенцию, то лучше он пусть промолчит, так как, во-первых, не всегда ясно, насколько эта информация точна и не устарела ли, во-вторых, непонятно, собирались ли ее разглашать те, в чью сферу ответственности она входит и не может ли причинить им ущерб ее обнародование.
А от интервью реально веет безнадегой. Ну это уже и так было очевидно, учитывая сколько команд снялись с турнира этим летом, трезвые рассуждения хотя бы приятнее слушать, чем пустое бахвальство и рассусоливание, если бы Ефремов налево и направо разбрасывался бы огромными цифрами и безумными прогнозами, как это любит делать популист Газзаев, то безнадеги было бы больше.
Это финиш, господа...
хотя это я так...похоже здесь здесь все знают как из фнл конфетку сделать):))
О чем говорить, если ни на одном российском канале нет ни одного обзора тура, ни одной программы о ФНЛ. Хотя в Германии обзор второй бундеслиги идет каждое воскресенье по главному центральному общеполитическому каналу, типа нашего Первого.
С таким уровнем понимания человек поднимет посещаемость в ФНЛ, это да.
"Ну а что я могу сделать?"
Ты, млять, можешь жесткие правила лиги установить, которые регламентируют, какие действия клубы ОБЯЗАНЫ предпринимать для увеличения посещаемости. Ты можешь организовать телетрансляции. Ты можешь организовать работу в соцсетях и вообще в интернете.
Ты не работаешь в лучшей лиге в мире. Ты работаешь в говнолиге. И твоя задача - СДЕЛАТЬ ее лучшей лигой мира. А не говорить впустую, что она лучшая, нелепый ты человек.
Гнать надо таких руководителей. Как бы не относились в Газаеву, у него хотя бы программа развития была. А у этого все на самотек пущено.