Вышла книга об истории кроссовок. «Вообще-то кеды должны были называться «педы»
Kicks: The Great American Story of Sneakers. Nicholas Smith. 2018. Crown Publishing.
Вообще-то кеды должны были называться «педы». Инженерам корпорации U.S. Rubber нравились латинские названия плюс римское слово «нога» было удачно коротким. К их разочарованию (и облегчению потомков) бренд был уже кем-то запатентован, так что первую букву пришлось заменить. Сейчас кеды имя нарицательное, и кроссовки носят все слои населения, но не смотря на их обыденность, ажиотаж вокруг них не спадает.
На самом деле разные виды физической активности требуют разного функционала спортивной обуви. Эти виды возникали и возникают с завидной постоянностью: например, бег трусцой, скейтбординг и аэробика. И каждый раз в открывшееся окно возможности устремлялись либо существующие большие игроки, либо созданные энтузиастами стартапы, многие из которых теперь сами стали легендарными брендами – New Balance, Vans, Reebok и другие. По истории кроссовок можно написать общий учебник маркетинга и PR ведь помимо исключительно дизайнерско-иненерных прорывов немалую роль в захвате рынков сыграли психология, чутье и бросающие вызов рекламные кампании. Так, например, легендарная линия кроссовок Nike Air Jordan была, на самом деле, ставкой ва-банк: Nike подписала договор и запустила ее с новичком NBA Майклом Джорданом еще до того, как он стал суперзвездой. Джордан давно закончил карьеру, но кроссовки с его силуэтом по-прежнему выпускаются и являются предметом охоты коллекционеров. Для справки рынок перпродаж элитных кроссовок оценивается в 1,2 млрд. долларов.
Как и со всеми другими изобретениями и улучшениями, случай играл не последнюю роль: вафельная подошва для лучшего сцепления пришла в голову основателю Nike после взгляда на вафельницу жены (он ее потом испортил расплавленной резиной), слоган его компании «Just do it!” пришла к сотруднику во сне, New Balance и Vans, лишь прислушавшись к обратной связи, предложили кастомизацию по ширине и цвету, а кого-то в Reebok осенило, что в популярнейших шоу аэробики все выступают босиком, и теперь вы видите ведущих таких шоу только в белых кроссовках.
Пусть название книги и отсылает к американскому провенансу кроссовок, они уже давно достояние всего человечества: вы сможете представить свою восьмидесятилетнюю соседку без авоськи, но без кед, пожалуй, уже нет. В очереди за новыми от Канье Веста она стоит вряд ли, но, возможно, в курсе, что первые модели Adidas, выпускавшиеся в Третьем Рейхе, угодливо назывались «Блиц» и «Кампф».
P.S. Хорошие новости - издательство "Бомбора" выпустит книгу на русском в октябре ;) Я, правда, не дождался.
KNIGSOVET - Мой Телеграм-канал об интересных нехудожественных книгах (нонфикшне): http://t.me/knigsovet