7 мин.

«ЧМ-2018 для меня – время, когда мы улыбались». А для тебя?

Парни и девушки со Sports.ru уже ностальгируют по чемпионату мира. 

Дария Конурбаева, фоторедактор

Мой сосед-англичанин (который весь чемпионат ликовал и праздновал, но последнюю неделю проводит в тоске) терпеть не может серии пенальти: говорит, слишком волнительно, даже независимо от того, болеешь ты за кого-нибудь или нет. Я же на этом чемпионате мира наоборот поняла, что ничего круче и эмоциональнее в футболе еще не придумали.  

Из четырех послематчевых серий пенальти вживую я видела две. За российско-испанской следила через лица болельщиков, но в памяти навсегда останутся не картинки, а звуки. Если вы были в тот вечер в «Лужниках», то понимаете, о чем я: после победного сэйва Акинфеева радостный рев не смолкал еще несколько минут, прокатывался по секторам звуковой волной, пока не заполонил чашу стадиона доверху, и все 78 тысяч зрителей на трибунах законсервировались в этом счастливом гуле.

А вторая – англо-колумбийская – запомнится нервом, которым весь стадион сковало за секунды до первого удара. Рай для адреналиново-зависимых: Пикфорд встает на линию, весь колумбийский стадион оглушительно свистит, а в воздухе звенит электричество – так, что у стоящих ближе всего к полю от напряжения сводит ноги.

Впрочем, весь наш чемпионат – одно сплошное электричество. И такое счастье, что нас било этим током весь месяц.

Родион Власов, редактор

Главный итог ЧМ – мы меняем мироощущение. Удивительно, но о России мало что знают даже сами русские – особенно самые прогрессивные из нас, живущие в Москве и полагавшие, что приезд иностранца в суровый Волгоград вызовет апокалипсис: если гостя не убьют гопники, то распнет армия казаков-гомофобов с нагайками. Но мы справились – и речь вовсе не про восторженные публикации в иностранных газетах. Мы увидели самих себя с другой стороны.

Прочитайте этот блестящий пост в одном из телеграм-каналов, я полностью согласен с ним и добавлю от себя: русские тщательно охраняли темные священные стереотипы о себе и подходили к себе даже с еще более заниженными ожиданиями, чем условная Daily Star. Но оказалось, что народ – тот. Мы можем прекрасно относиться не только к гостям, но и к самим себе. Это вовсе не демоверсия хорошей жизни и уж тем более не пир во время чумы – мы выложили напоказ те качества, которые почему-то прятали. Все это важно, потому что жизнь в России определяет не Путин, не Медведев, не ФНС и ПФР – а каждый из нас, своим поведением и настроением.

Соня Шевелёва, отдел продаж

Готовиться к ЧМ-18 я, как и все, начала еще в 2010-м.

Помню, тогда решила: успею к этому моменту родить и вырастить ребенка, чтобы выходил на поле за руку со Швайнштайгером. Но что-то пошло не так.

И все-таки это был невероятный ЧМ. Благодаря тому, что я разделила его с друзьями, которые слетелись со всего мира. С огнем в глазах мы носились по улицам России и впитывали праздник, стараясь навсегда сохранить его не только в памяти телефона, но и в своих сердцах (простите за пафос, но это так).

Лучшие моменты – конечно, со стадионов. Аргентина – Исландия: невероятный матч! Мы в окружении аргентинцев хухаем и видим, как не забивает пенальти GOAT Месси. Нас принимают за исландцев и мило обсуждают стюарды. Исландцы благодарят за поддержку и рисуют флаги нам на лицах.

Англия – Хорватия: драматичный матч, который я почти не разглядела с первого ряда за воротами (не теми, куда летели голы). Но это стоило того! Привести друзей на первый в их жизни футбол, и сразу – полуфинал чемпионата мира, Москва, новые «Лужники», невероятные английские фанаты, которые 20 минут подряд могут петь  «Don’t take me hoooooome». Я не могла быть счастливее, чем рядом со взрослыми людьми, которые радовались всему как дети.

Ну какая другая игра может делать миллионы людей лучше и счастливее?

Самый непредсказуемый ЧМ, самые счастливые дни на русской земле, самое грустное расставание в моей жизни.

Артем Шмелев, фоторедактор

На старте турнира Джимми Киммел выпустил абсолютно клюквенный, но смешной видос про то, как в России перед ЧМ-2018 учат людей улыбаться. Я лайкнул, улыбнулся (при этом с большим трудом сначала поднял правую щеку, а потом левую) и забыл.

Вспомнил через две недели. После матча Россия – Испания я пробирался сквозь толпу счастливых и красивых людей в подземном переходе Охотного ряда. В этот момент пропала вся наша осознанная зажатость и скованность. Мы просто шли, кричали, улыбались и отбивали друг другу пять. Чуть позже на Тверской какой-то сияющий парень обнимал каждого человека, на которого натыкался. «Ребята, как же хорошо сегодня. Я вас всех люблю», «Чувак, ты чем-то похож на Черышева. Я тебя люблю» (это мне), «Девушки, вы такие красивые. Я люблю вас».

А потом такие же красивые лица были у наших сборников на встрече с болельщиками. Немного настороженные (дико непривычно же!) они вышли на сцену, но затем увидели тысячи счастливых лиц и заулыбались в ответ. Акинфеев, Жирков, Кутепов, Черчесов и все остальные подняли сначала правую щеку, а потом левую. И все получилось. ЧМ-2018 для меня – время, когда мы улыбались.

Александр Аксенов, редактор

Если писать языком утомленного человека, чемпионат мира в России – это межпланетная штуковина, до которой теперь будет тянуться много кто, но никто не дотянется. Лощеная организация. Падение железных занавесок. Праздник. Кайф. А интрига? Да, интрига – просто супер. Зачем пытаться, если лучше не получится. Примерно так рассуждает РФПЛ, с которой мы встретимся совсем скоро. Я не знаком с главными оттуда, поэтому сужу об их образе мыслей по тому, сколько раз лет за 15 чемпионат России отправлял вас в космос. Максимум – за МКАД.  

Если описывать турнир в России языком бизнеса, этот чемпионат мира должен быть таким последним. Госканалы бились за права, а все в итоге показали в интернете. Футбики не хотят давать интервью, но про них все равно все написано. Следующие ЧМ наконец-то доедут до стран, где гордятся не владениями, а открытиями.

Первый чемпионат мира я открыл для себя на последних разворотах журнала «7Дней». В сердцевине кроссворда было это фото Зидана. К тому моменту я что-то слышал уже про футбол, но широкий шаг лысеющего мужика в окружении бразильцев объяснил мне всю скорость и свободу этого вида спорта.

ЧМ в России не показался мне каким-то островом особенной свободы или прорывом. Слава богу, все теперь знают, кто на самом деле лучший игрок планеты. Слава богу, о Месси мы не говорили столько, сколько обычно. Слава богу, Криш поддался желанию творить, а не заниматься накопительством. Классно, что сейчас, по идее, много наших игроков увидят лучшие лиги мира. Жаль только, что в России не появилось каких-то особенных стадио. Из всех построенных чем-то особенным отдает только от фасада самарского. Остальные – супер, но не как тренер сборной России.

Дальше будет лучше. Катарский чемпионат мира упакуют на скромной территории – это будет лучшая вечерина в жизни. Игроки будут играть с телефонами в штанах и в любой момент откомментят, какой же судья странный чувак. А американский покажет ЧМ даже не в мобиле, он покажет его на сетчатке глаз. О да!

***

А каким ЧМ в России был для вас? Пишите в комменты!

Фото: РИА Новости/Илья Питалев, Виталий Белоусов, Рамиль Ситдиков; Gettyimages.ru/Ryan Pierse, Christian Liewig/TempSport/Sygma/Corbis