«ЧМ-2018 для меня – время, когда мы улыбались». А для тебя?
Парни и девушки со Sports.ru уже ностальгируют по чемпионату мира.
Дария Конурбаева, фоторедактор
Мой сосед-англичанин (который весь чемпионат ликовал и праздновал, но последнюю неделю проводит в тоске) терпеть не может серии пенальти: говорит, слишком волнительно, даже независимо от того, болеешь ты за кого-нибудь или нет. Я же на этом чемпионате мира наоборот поняла, что ничего круче и эмоциональнее в футболе еще не придумали.
Из четырех послематчевых серий пенальти вживую я видела две. За российско-испанской следила через лица болельщиков, но в памяти навсегда останутся не картинки, а звуки. Если вы были в тот вечер в «Лужниках», то понимаете, о чем я: после победного сэйва Акинфеева радостный рев не смолкал еще несколько минут, прокатывался по секторам звуковой волной, пока не заполонил чашу стадиона доверху, и все 78 тысяч зрителей на трибунах законсервировались в этом счастливом гуле.
А вторая – англо-колумбийская – запомнится нервом, которым весь стадион сковало за секунды до первого удара. Рай для адреналиново-зависимых: Пикфорд встает на линию, весь колумбийский стадион оглушительно свистит, а в воздухе звенит электричество – так, что у стоящих ближе всего к полю от напряжения сводит ноги.
Впрочем, весь наш чемпионат – одно сплошное электричество. И такое счастье, что нас било этим током весь месяц.
Родион Власов, редактор
Главный итог ЧМ – мы меняем мироощущение. Удивительно, но о России мало что знают даже сами русские – особенно самые прогрессивные из нас, живущие в Москве и полагавшие, что приезд иностранца в суровый Волгоград вызовет апокалипсис: если гостя не убьют гопники, то распнет армия казаков-гомофобов с нагайками. Но мы справились – и речь вовсе не про восторженные публикации в иностранных газетах. Мы увидели самих себя с другой стороны.
Прочитайте этот блестящий пост в одном из телеграм-каналов, я полностью согласен с ним и добавлю от себя: русские тщательно охраняли темные священные стереотипы о себе и подходили к себе даже с еще более заниженными ожиданиями, чем условная Daily Star. Но оказалось, что народ – тот. Мы можем прекрасно относиться не только к гостям, но и к самим себе. Это вовсе не демоверсия хорошей жизни и уж тем более не пир во время чумы – мы выложили напоказ те качества, которые почему-то прятали. Все это важно, потому что жизнь в России определяет не Путин, не Медведев, не ФНС и ПФР – а каждый из нас, своим поведением и настроением.
Соня Шевелёва, отдел продаж
Готовиться к ЧМ-18 я, как и все, начала еще в 2010-м.
Помню, тогда решила: успею к этому моменту родить и вырастить ребенка, чтобы выходил на поле за руку со Швайнштайгером. Но что-то пошло не так.
И все-таки это был невероятный ЧМ. Благодаря тому, что я разделила его с друзьями, которые слетелись со всего мира. С огнем в глазах мы носились по улицам России и впитывали праздник, стараясь навсегда сохранить его не только в памяти телефона, но и в своих сердцах (простите за пафос, но это так).
Лучшие моменты – конечно, со стадионов. Аргентина – Исландия: невероятный матч! Мы в окружении аргентинцев хухаем и видим, как не забивает пенальти GOAT Месси. Нас принимают за исландцев и мило обсуждают стюарды. Исландцы благодарят за поддержку и рисуют флаги нам на лицах.
Англия – Хорватия: драматичный матч, который я почти не разглядела с первого ряда за воротами (не теми, куда летели голы). Но это стоило того! Привести друзей на первый в их жизни футбол, и сразу – полуфинал чемпионата мира, Москва, новые «Лужники», невероятные английские фанаты, которые 20 минут подряд могут петь «Don’t take me hoooooome». Я не могла быть счастливее, чем рядом со взрослыми людьми, которые радовались всему как дети.
Ну какая другая игра может делать миллионы людей лучше и счастливее?
Самый непредсказуемый ЧМ, самые счастливые дни на русской земле, самое грустное расставание в моей жизни.
Артем Шмелев, фоторедактор
На старте турнира Джимми Киммел выпустил абсолютно клюквенный, но смешной видос про то, как в России перед ЧМ-2018 учат людей улыбаться. Я лайкнул, улыбнулся (при этом с большим трудом сначала поднял правую щеку, а потом левую) и забыл.
Вспомнил через две недели. После матча Россия – Испания я пробирался сквозь толпу счастливых и красивых людей в подземном переходе Охотного ряда. В этот момент пропала вся наша осознанная зажатость и скованность. Мы просто шли, кричали, улыбались и отбивали друг другу пять. Чуть позже на Тверской какой-то сияющий парень обнимал каждого человека, на которого натыкался. «Ребята, как же хорошо сегодня. Я вас всех люблю», «Чувак, ты чем-то похож на Черышева. Я тебя люблю» (это мне), «Девушки, вы такие красивые. Я люблю вас».
А потом такие же красивые лица были у наших сборников на встрече с болельщиками. Немного настороженные (дико непривычно же!) они вышли на сцену, но затем увидели тысячи счастливых лиц и заулыбались в ответ. Акинфеев, Жирков, Кутепов, Черчесов и все остальные подняли сначала правую щеку, а потом левую. И все получилось. ЧМ-2018 для меня – время, когда мы улыбались.
Александр Аксенов, редактор
Если писать языком утомленного человека, чемпионат мира в России – это межпланетная штуковина, до которой теперь будет тянуться много кто, но никто не дотянется. Лощеная организация. Падение железных занавесок. Праздник. Кайф. А интрига? Да, интрига – просто супер. Зачем пытаться, если лучше не получится. Примерно так рассуждает РФПЛ, с которой мы встретимся совсем скоро. Я не знаком с главными оттуда, поэтому сужу об их образе мыслей по тому, сколько раз лет за 15 чемпионат России отправлял вас в космос. Максимум – за МКАД.
Если описывать турнир в России языком бизнеса, этот чемпионат мира должен быть таким последним. Госканалы бились за права, а все в итоге показали в интернете. Футбики не хотят давать интервью, но про них все равно все написано. Следующие ЧМ наконец-то доедут до стран, где гордятся не владениями, а открытиями.
Первый чемпионат мира я открыл для себя на последних разворотах журнала «7Дней». В сердцевине кроссворда было это фото Зидана. К тому моменту я что-то слышал уже про футбол, но широкий шаг лысеющего мужика в окружении бразильцев объяснил мне всю скорость и свободу этого вида спорта.
ЧМ в России не показался мне каким-то островом особенной свободы или прорывом. Слава богу, все теперь знают, кто на самом деле лучший игрок планеты. Слава богу, о Месси мы не говорили столько, сколько обычно. Слава богу, Криш поддался желанию творить, а не заниматься накопительством. Классно, что сейчас, по идее, много наших игроков увидят лучшие лиги мира. Жаль только, что в России не появилось каких-то особенных стадио. Из всех построенных чем-то особенным отдает только от фасада самарского. Остальные – супер, но не как тренер сборной России.
Дальше будет лучше. Катарский чемпионат мира упакуют на скромной территории – это будет лучшая вечерина в жизни. Игроки будут играть с телефонами в штанах и в любой момент откомментят, какой же судья странный чувак. А американский покажет ЧМ даже не в мобиле, он покажет его на сетчатке глаз. О да!
***
А каким ЧМ в России был для вас? Пишите в комменты!
Фото: РИА Новости/Илья Питалев, Виталий Белоусов, Рамиль Ситдиков; Gettyimages.ru/Ryan Pierse, Christian Liewig/TempSport/Sygma/Corbis
-пришел с работы,включил матч,не досмотрел,уж больно скучноват,выключил...дождался матч своей сборной,посмотрел(слезы счастья)вышел на улицу ликовать,на улице никого,завтра всем на завод,такая вот учесть остальных городов.
Интуристы улетели, сувениров накупив
Русские ребята расправляют плечи
Снова им на родине нет альтернатив
Тут останется похмелье, вечный Пыня и зима
Наша жизнь прекрасна тем, что слегка геройская
Вот француз домой вернувшись, глянет из окна
И в сердцах произнесёт «эх, щас бы на Никольскую»
Остальные – супер, но не как тренер сборной России
"...это будет лучшая вечерина в жизни" - отлично, нах*яримся в г*овнище. А вот это просто вырвиглаз:
"Игроки будут играть с телефонами в штанах (чё, бл*дь?) и в любой момент откомментят, какой же судья странный чувак (спасибо, что не м*дак). А американский покажет ЧМ даже не в мобиле, он покажет его на сетчатке глаз"
Чувак, я не видел более зашкварного набора слов на экране своей мобилы. А я иногда случайно натыкаюсь на лайв ньювс. Собственно с такими редакторами, спортсу недалеко осталось до этой желтушной помойки.
Дочитал до "Футбики не хотят давать интервью...", улыбку как рукой сняло! Если вы понимаете, о чем я...
Поэтому ЧМ в России для меня - это прежде всего посещение матчей. Я с 78-го смотрю мировые первенства, но вот только через сорок лет получил возможность лично побывать на матчах такого статуса. Оба раза был в Лужниках: Германия-Мексика и Хорватия-Англия. Впечатления замечательные от всего - от собственно футбола, от организации, от атмосферы. О последнем скажу особо. Я никогда не был поклонником английского футбола, знаком с ним поверхностно. В полуфинале болел за хорватов. Но незабываемым этот матч сделало для меня присутствие английских болельщиков. Такой поддержки я никогда и нигде не видел, это что-то соврешенно фантастическое.
На выходе с этой игры бросились в глаза массовые братания всех со всеми. Запомнил и частично заснял сценку, где какой-то прилично одетый и сановитый русский господин, уже изрядно накачанный пивом, бросался обниматься с группой англичан, и в его монологе то и дело повторялись слова "донт билив" и "инджой Раша".
Ещё. В Лужниках я в первый раз побывал в 76-77 гг. - отец водил. Впоследствии ходил на многие матчи, в частности, полностью отходил весь отборочный цикл к ЧМ-86. В 2000-е познакомился с обновлёнными Лужниками, где уже были кресла. Так вот, нынешние Лужники по сравнению с теми - это небо и земля. Я в восторге от стадиона.
И последнее. Я живу сейчас в Железнодорожном - это 10 км. на восток от Москвы, электричка Горьковского направления. И вот в один прекрасный день, подходя к железнодорожной станции, обращаю внимания, что около билетных аппаратов толпятся люди с какими-то флагами. Подхожу поближе - панамцы. Панамцы! Неужели в Железке снимали жильё? Когда я ещё увижу живых панамцев?
Самару, Казань, Нижний, Питер, познакомится со многими интересными людьми и прочувствовать любовь к футболу латиноамериканцев. Вообщем это был славный месяц, который запомнится на всю жизнь.