Все повелись на фэйковое письмо Далича, но у Хорватии реально есть проблемы
Главная тема среды – это выдуманное письмо главного тренера сборной Хорватии Златко Далича. Якобы вскоре после финала он написал о политике и разрухе в стране.
«Сегодня Хорватия является самой бедной страной в Европейском союзе. Страной управляют люди, имеющие отношение к организованной преступности.
Миллионы людей уехали из Хорватии за последние 20 лет. Сегодня наши пенсионеры не могут удовлетворить базовые потребности, молодежь не может позволить себе обучение, система здравоохранения рушится, а коррумпированная судебная система защищает большие капиталы.
Я прошу политиков и представителей властей, которые довели людей до отчаяния, безнадеги и нищеты, держаться подальше от сборной Хорватии. Вам не рады в нашей раздевалке, мы не хотим фотографироваться и вести дела с вами.
В стране есть дети, которые никогда не видели моря, хотя Хорватия имеет более тысячи километров береговой линии. У нас есть дети, которым нечего есть, потому что их безработным родителям нечего приготовить на обед.
Вся команда пожертвует призовые от ЧМ-2018 в специальный фонд хорватским детям. Этот фонд профинансирует летние каникулы детей, которые никогда не видели Адриатического моря.
Хорватские дети получат возможность провести по крайней мере семь дней на хорватском побережье. Это меньшее, что мы можем сделать».
На самом деле все написал журналист Игор Премужич.
«Я написал текст из параллельной вселенной, в которой Златко Далич со всеми игроками и персоналом дистанцируется от политической элиты Хорватии. В этом воображаемом письме он делает то, что полагается истинному спортсмену и патриоту.
Наконец, я подписал текст и четко указал, что он не был написан Златко Даличем. Эксперимент и вброс темы в массы показал интересные результаты. Я показал, что подавляющее большинство людей даже не читали этот текст».
Почему хорваты такие упертые
Национальную гордость 1998 года Хорватии принесло поколение, которое выросло еще в единой Югославии. Форвард Давор Шукер постоянно хвалился: если до бронзы во Франции о его стране знали всего 5% населения планеты, то после – уже 55%. Поэтому первый президент Хорватии Франьо Туджман всегда называл футболистов идеальными послами.
Спустя 20 лет в России прошумело поколение, выросшее во время той самой войны, которая изъела и раздробила страну в девяностые. Почти все ключевые игроки Хорватии-2018 были беженцами. Главный защитник Деян Ловрен, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины, вместе с родителями бежал в Мюнхен. Дело всей их жизни – маленький деревенский магазин – было уничтожено.
Семья Марио Манджукича, когда людей начали убивать чуть ли не на пороге их дома неподалеку от границы с Боснией, уехала в Германию. Лука Модрич не пересек границу, но укатил в портовый город Задар в 40 километрах от дома. В 1991 году в родовую деревню Модричи (ту самую, около которой 5-летний Лука пас коз) зашли сербские войска, милиционеры при неизвестных обстоятельствах убили дедушку Луки. После этой трагедии семья несколько лет укрывалась в дешевых гостиницах Задара – денег было слишком мало, чтобы задумываться даже об аренде какого-то полноценного жилья. Иван Ракитич рос в Швейцарии: родители эмигрировали за несколько лет до начала столкновений, и впервые Иван побывал на родине только в 7 лет.
По сути, три важнейших игрока сборной Хорватии были на несколько лет оторваны от домов и возвращались (или впервые приезжали, как Ракитич) в том возрасте, когда уже понятно, что такое выстрел, смерть, война и разруха. Это всегда влияет на психологию. «Я не хочу тащить эти воспоминания за собой всегда и повсюду, но и забывать об этом тоже не собираюсь, – объяснял Модрич особенности хорватского характера. – Война сделала меня сильнее. Нас тяжело сломить, мы хотим это доказать».
В чем историческая уникальность Хорватии на ЧМ
Хорватия – самая маленькая страна-финалист чемпионатов мира в современной истории. Там проживают всего 4,2 миллиона человек – чуть меньше, чем в Кувейте или Мавритании. В последний раз такая маленькая страна претендовала на золото, когда ЧМ еще не показывали ни в цвете, ни в прямом эфире.
Принято считать, что речь про ЧМ-1950, но вообще-то там не было привычного плей-офф: Уругвай (в тот год там проживали около 2,2 миллиона человек) лишь выиграл финальную группу, где собрались 4 лучшие команды. Так уж получилось, что все решалось в последнем туре: уругвайцы дожали главного соперника – Бразилию – на 79-й минуте (2:1). Именно финал с таким малонаселенным участником случился в первый и последний раз в 1930-м: победил все тот же Уругвай (1,7 миллиона человек).
При этом в Хорватии 135 000 зарегистрированных футболистов. Каждый 31-й житель страны играет в футбол.
Почему серебро – удивительный результат?
Выход в Хорватии в финал уникален на фоне всех проблем и неустроенностей местного футбола.
• Главный стадион страны – загребский «Максимир» – не реконструировался почти 20 лет и устарел как физически, так и морально. «Мы в сентябре будем играть в Лиге наций, а у нас нет подходящего стадиона. И при этом мы – в финале чемпионата мира!» – говорил настоящий Далич.
К счастью, успех на ЧМ оказался достаточно весомым, чтобы в стране зашевелились: уже обещан новый стадион на 35 тысяч человек за 120 миллионов евро.
• Из-за финансовой неустойчивости хорватские клубы теряют лучших воспитанников – как правило, их забирает загребское «Динамо», которое живет на продаже молодежи и не отягощено долгосрочным планированием. Последний визит «Динамо» в Лигу чемпионов (2016/17) закончился 6 поражениями в группе с общим счетом 0:15 (от «Лиона», «Севильи» и «Ювентуса»), а в прошлом сезоне Загреб вылетел из квалификации Лиги Европы, оказавшись слабее албанского «Скендербеу».
Так что сейчас, когда европейский футбол окончательно трансформировался в соревнование бизнес-моделей, Хорватия может быть конкурентоспособна только на уровне сборных.
При этом успех не связан с каким-то грамотным планированием.
• Последние три тренера Хорватии были уволены, так и не отработав полный отборочный цикл. Игора Штимаца отставили перед стыковыми матчами ЧМ-2014, Нико Ковача – когда Хорватия провалилась на третье место в отборе на Евро-2016 и проиграла Норвегии, а от Анте Чачича избавились за 48 часов до последнего матча квалификации ЧМ-2018 – играть за попадание в стыки предстояло в гостях у ключевого соперника (Украины).
• Нынешний главный тренер Златко Далич набрал штаб уже после первого матча. Первая полноценная встреча с игроками произошла прямо перед вылетом в Киев.
• Несколько лет назад хорваты хотели составить детализированный план развития футбола – вроде того, что сотворил Мишель Саблон в Бельгии. За несколько недель до презентации проекта технического директора федерации Ромео Йозака уволили.
• На Евро-2016 Давор Шукер – президент федерации – вмешивался в работу тренеров, настоятельно советуя замены и тактические расстановки.
• Главная боль Хорватии – дело Здравко Мамича, который выводил деньги из загребского «Динамо» (на одном только трансфере Модрича – более 10 млн евро) и получал комиссию с зарплаты нескольких хорватов, игравших за границей. Фанаты загребского «Динамо», которые протестовали против теневой приватизации клуба и требовали прозрачности, попадали в черные списки, потом начались более массовые бойкоты. Сейчас на сильнейший клуб Хорватии ходят в среднем по 4 000 человек. Средняя посещаемость матчей чемпионата не достигает и 3 000 (при средней вместимости стадионов более 14 000).
О деле Мамича и ненависти, которое оно принесло великолепному Луке Модричу, читайте в тексте Ивана Калашникова. Просто факт: когда главным тренером сборной Хорватии стал подконтрольный Мамичу Анте Чачич, некоторые бары и кафе вывешивали баннеры «Мы больше не показываем матчи сборной», а фанаты из Сплита заявили, что начинают войну против федерации. За один день в группу в фейсбуке, посвященную бойкоту, вошли 20 000 человек.
• «Мы привыкли ко всем действиям нашей федерации, которые иногда выходят за рамки этики, морали и здравого смысла, но это что-то запредельное», – писало крупное хорватское медиа 24Sata во время чемпионата мира, когда на трибуне появился Дамир Врбанович – бывший менеджер загребского «Динамо» и один из боссов федерации, приговоренный к трем с половиной годам тюремного заключения по делу Мамича (сам Мамич, кстати, скрылся в Боснии и Герцеговине, которая не выдает осужденных Хорватии).
Сейчас Врбанович на свободе, потому что подал апелляцию и ждет нового решения суда, но в целом вся Хорватия недовольна появлением коррупционера неподалеку от президента страны. «Врбанович – это такой лейтенант Мамича. Этот мем (фото ниже – Sports.ru) – типичная ситуация для Хорватии. У нас серьезные проблемы с коррупцией. Даже такой священный институт, как сборная страны, имеет коррупционный бэкграунд», – рассуждает журналист хорватского медиа Index Гордан Духачек.
• Именно поэтому, по информации Dalmatinski Portal, Лука Модрич запретил каким-либо чиновникам хорватской федерации футбола участвовать в праздничном параде в Загребе. Лука сказал президенту Давору Шукеру, что этот успех – заслуга исключительно тренеров и игроков, а не федерации и системы. Ни один политик, член олимпийского комитета и даже сам Шукер микрофон не получили.
Фото: REUTERS/Dylan Martinez; instagram.com/dejanlovren06; Gettyimages.ru/Srdjan Stevanovic; REUTERS/Antonio Bronic, Nikola Solic
Чтоб чемпионат был на уровне первенства ярославской области, зато сборная была топовой.
Нуну.
1)Ввести лимит на легионеров
2) Клубы закрепить за региональными властями и олигархами.
3) Платить футболистам столько, чтобы даже мысли не было уехать в условный Айнтрахт