8 мин.

Великий финал – и великий ливень

Французы все поняли после третьего гола. Игроки понеслись к угловому флажку, скамейка – в том же направлении, а в вип-ложе президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович миролюбиво пожала руку главе Франции Эммануэлю Макрону и тепло обняла его жену. 

Четвертый гол был поводом исполнить праздничную кучу-малу на бис. Нелепая ошибка Льориса на настроении французов сказалась почти так же, как выбежавшие на поле Pussy Riot: досадно, но итоговому празднованию не помешала. 

Добавленные пять минут болельщики встречали громким Viva la France, а скамейка запасных – стоя и готовясь выбежать на поле. Игроки подпрыгивали, теребили друг друга за плечи, подтягивали шорты и растягивали футболки – праздновать хотелось прямо сейчас и ждать компенсированные минуты было невыносимо. 

Наконец, Нестор Питана свистнул – и французы, натыкаясь друг на друга, понеслись в разные стороны. Основная масса мчалась к центральному кругу, и только обладатель настоящих чемпионских усов Адиль Рами ринулся к болельщикам на пару с Оливье Жиру: они не добежали до трибуны и, обнявшись, повалились на газон. 

За минуты три игроки выплеснули стартовый заряд и немного успокоились, отправившись пожимать руки хорватам, а вот тренерский штаб наоборот – обнялся и ликующе запрыгал возле скамейки. 

Вторая волна праздника – поиск родных на трибуне. Одни посылали на сектора воздушные поцелуи, другие победно потрясали в воздухе кулаками. Самые мощные эмоции переживал Гризманн: плакал от радости, глазами находил кого-то на трибуне, пробовал улыбнуться и помахать – но лишь сильнее заходился слезами, натягивая майку на голову. 

Дидье Дешам, тоже поулыбавшийся трибунам, по несколько раз обнял всех своих игроков и штаб – и все так же победно вскидывал кулаки в воздух. Ему можно – француз стал третьим в истории, кто выиграл ЧМ как игрок и как тренер. 

 

Пока в центральном круге монтировали сцену для награждения, игроки дурачились: сначала попозировали фотографам…

…и всей командой пошли к болельщикам.

Уходили от французской трибуны уже не с пустыми руками. Половина команды поймала брошенные фанатами флаги и побежала с ними по всему стадиону, вызывая недовольный гул хорватских секторов.  

Церемония награждения все затягивалась: команды уже выстроились на поле и минут 15 стояли в ожидании торжеств и, по ощущениям, отмашки от президентской службы безопасности. Милее всего в этот момент смотрелась парочка Погба и Канте. Поль с улыбкой тормошил опорника и активно жестикулировал, словно еще раз пересказывая собственный гол, а затем расхохотался и крепко обнял Нголо. 

Когда все заскучали, на поле все-таки появились официальные лица: Инфантино, Путин и идущие под ручку президенты Хорватии и Франции. 

Главы государств к финалу ощутимо расчувствовались: вручая приз лучшему молодому игроку ЧМ Мбаппе, Макрон чмокнул его в макушку, а Грабар-Китарович, поздравляя Модрича, обняла его со слезами на глазах.  

А потом над «Лужниками» зарядил ливень. Охрана засуетилась с зонтами, официальные лица ускорились, но толку в этом не было: лило так сильно, что за пару минут, пока хорватам вручали медали, насквозь промокли футболисты, фотографы и операторы, первые ряды болельщиков и президент Хорватии, героически отказавшаяся от зонта и продолжившая обнимать свою команду.

   

Вручение медалей сборной Франции может стать самым скоростным в истории: надеясь спастись от дождя, управились минуты за три и без особых речей.

Как только президенты ФИФА, России, Франции и Хорватии скрылись в подтрибунке, насквозь мокрый Дешам присоединился к команде. Французы подняли кубок над головами, а над полем зарядили золотые конфети, которые под ливнем тут же прилипли к чемпионам.

Хорошая футбольная традиция: раз в десять лет в «Лужниках» должен быть великий ливень – и великий футбольный финал. 

Фото: Дария Конурбаева