Нужен ли в Костанае полный стадион?
С финансовой точки зрения «Тоболу» нет разницы – пустая арена или аншлаг.
Авторы этого блога уже несколько раз поднимали вопрос важности маркетинга в казахстанском футболе. В нашей стране пока нет отлаженных механизмов взаимодействия клубов со своими болельщиками, а самая популярная игра пока не стала бизнесом, во всяком случае, прибыльным бизнесом.
В настоящее время чуть ли не единственным вариантом заработка остается день игры, когда люди покупают билеты на стадион, тем самым пополняя казну того или иного клуба. Уже на самой арене вы можете приобрести атрибутику команды или слегка перекусить. Однако и тут не все так просто. На матчи некоторых клубов билеты не продаются вовсе, хотя в большинстве случаев цена прохода на стадион варьируется в пределах 300-500 тенге. Не самые большие деньги в наших реалиях.
Что получается на выходе? Сколько денег зарабатывает клуб в день игры? Если взглянуть на цены и количество зрителей на стадионе, то можно примерно понять, о каких суммах идет речь. Возьмем, к примеру, «Тобол». При посещаемости в 2500 зрителей (как с «Астаной»), мы получаем около миллиона тенге за билеты. Но получает ли клуб эти деньги? Вот это вопрос.
Задался я им после недавней ситуации с билетами на матч Лиги Европы против «Самтредии». На суд зрителей был представлен вариант этих самых билетов с несколькими обидными недочетами или ошибками.
Вкратце, на билетах изображен не тот логотип и использовано новое английское слово Jarus (ярус). Интересная деталь, подготовкой этих самых пропусков на игру занимался стадион. И вот тут становится интересно. Давайте прибегнем к цитированию и вспомним тот самый материал, где шла речь о билетах на игру с грузинами: «Билеты на матч "Тобол" - "Самтредиа" будут стоить как в регулярном Чемпионате. Администрация "Центрального" стадиона Костаная озвучила ценовую политику на ответный матч первого квалификационного раунда Лиги Европы».
Что мы здесь видим? Ценовой политикой занимался стадион. То есть цены на билеты устанавливает стадион, а не клуб. Во-первых, можно предположить, что по ходу всего сезона прайс на игры устанавливается именно «Центральным». Во-вторых, если стоимость диктует стадион, то, судя по всему, и заработанные деньги получает именно бюджет стадиона. Странно? Кажется, что да.
Если это на самом деле так, то давайте подумаем, зачем клубу заниматься рекламой своих матчей (хотя клуб этим занимается)? Вне зависимости от того, сколько людей будет на стадионе, «Тобол» не получает ни копейки (согласно всей этой довольно зыбкой теории). Возможно, благодаря этому костанайский клуб не оплачивает аренду за использование арены в своих целях.
В Костанае клуб уже несколько раз получал «Центральный» в свое пользование, а потом с ним расставался. Было бы логично, если бы «Тобол» сам содержал стадион, занимался ремонтом, устанавливал цены на билеты и платил деньги работникам, но сейчас это разные структуры. К тому же, государственная доля клуба была продана еще в 2016 году, поэтому отдавать арену в безвозмездное пользование никто не будет. С одной стороны, стадиону необходимо зарабатывать, чтобы содержать инфраструктуру в должном состоянии. С другой стороны, как тогда зарабатывать клубу?
Что по этому поводу думаете Вы? Делитесь своим мнением в комментариях.