5 мин.

Гол Перишича вернул хорватов в игру. Он забил и в полуфинале, и в финале

Говорят, он единственный, кого можно сравнить с Роналду.

На Евро-2016 Перишич выбрил на голове контуры Хорватии, а сегодня хорваты должны выбрить на головах контуры Перишича. Два года назад Иван вытащил сборную из группы, а сейчас – затащил в финал и уже забил там французам, сравняв счет.

Рослый вингер переломил игру, создал половину опасных моментов Хорватии и всего раз позволил соперникам отобрать мяч. Как и положено уроженцу древнего пиратского Омиша, татуированный разбойник ограбил неудачливую морскую державу.

В детстве Перишич помогал отцу на убыточной птицефабрике, за что заслужил от ровесников кличку Кока (Курица). С фермы хорват вынес куриное тату на голени и выдающуюся скоростно-силовую выносливость (78 рывков в полуфинале – у второго, Ребича, 58), которая сделала его топовым вингером. Он стал футбольным Рокки Бальбоа: тот гонялся за курицей, чтобы словить Аполло Крида, а хорват – чтобы стать неуловимым.

Теперь Перишич силен, как Рокки в расцвете (61% выигранных силовых единоборств в серии А), и быстр как спринтер, бьет с обеих ног и с любой дистанции. Резкие рывки в дополнительное время убивают веру в биологическое происхождение железных ног (за три года в «Интере» пропустил из-за травм всего два матча) и родили миф о двух сердцах и трех легких: Англия заценила, когда после 60-й минуты хорват создал 8 опасных моментов – словно только что вышел на поле.

«Перишич – единственный, кого можно сравнить с Роналду в плане физики: быстрый, мощный и может много забивать даже головой», – уверен Спаллетти.

Еще больше удивляет ловкость: Иван легко меняет темп и траекторию бега, на полной скорости опасно режет углы. Своим 187-сантиметровым и 80-килограммовым телом хорват управляет так же уверенно и непредсказуемо, как летают мухи. Сложно просчитать парня, который может уйти в любую сторону и в любое мгновение: «Мне все равно, какой ногой бить. Правая, левая, голова – гол остается голом, главное – забить».

Странно, но с убойным набором характеристик Перишич долго выбирался на вот этот уровень. Он был периодически хорош почти во всех клубах, но бесил нестабильностью и еще больше – пререканиями с тренерским штабом. Классический случай – история в Дортмунде, где хорват сделал 7+3 за 992 минуты, но все равно сидел за Ройсом и пожаловался прессе. Клопп назвал интервью публичным нытьем и предложил Ивану закрыть рот и тренироваться.

И все равно в каждом клубе (кроме «Сошо», куда отец сплавил его ради спасения семейного бизнеса: залез в долги выше хорватских гор, а французы обещали помочь в обмен на трансфер в обход «Хайдука») Перишич учился новому и к 29 годам набрался редких тактических примочек. В «Брюгге» он играл треквартисту и второго нападающего, забил 22 гола и стал лучшим бомбардиром лиги. У Клоппа познакомился с быстрым футболом и постоянным прессингом, а в «Вольфсбурге» попал под влияние Олича и наловчился использовать пространство: Ивица играл на острие и грамотно уводил защитников, а Перишич врывался слева и забивал из свободной зоны.

Олич научил его и реальному футбольному перфекционизму. В 34 года Ивица убегал от соперников, как молодой, а ради прежней реактивности вкалывал на тренировках вдвое мощнее. Перишич увидел, как работают на топ-уровне, и перенял профессиональные привычки ветерана: теперь остается на час после каждой тренировки.

С таким резюме хорват перебрался в «Интер», где скоро осознал ключевую разницу между бундеслигой и серией А: в Германии он ускорялся в бесконкурентную пустоту, а в замороченной на тактике Италии бежать было некуда – все закрыто. 

Формирование закончилось уже при Спаллетти, который потребовал от Перишича отрабатывать в обороне. Хорват освоился и вышел в лидеры по перехватам среди вингеров серии А и одним из лучших по отборам, а Лучано балдел от его мощи: «У Ивана физика, как у лошади. Земля трясется от его забегов на 60-70 метров».

Все это время тифози то обожали его, то раздражались. Перишич чередовал яркие отрезки с откровенно серыми и убивал стопроцентные моменты, но легендарная выносливость часто гарантировала ему несменяемость – тренеры предпочитали убирать с поля тех, кто к середине второго тайма носил язык на плече. К тому же он всегда мог неожиданно включиться: провальный матч превращался в успешный одним ястребиным налетом на чужие ворота, после которого сразу вспоминалось, что хорвата в Италии зовут Иваном Грозным.

Так случилось и в марте, когда Златко Далич недовольно подстегнул: «Ребич вытеснил Перишича. Иван должен подумать, как вернуть себе место в основе». Иван думать не стал – вернулся из сборной и в первом же матче на злом драйве разорвал «Верону» (3:0, 1+2).

Gazzetta dello Sport сразу ответила Даличу: «Спорим, Перишич будет основным в России?».

Тренер не ответил на пари, но вряд ли расстроился бы поражению в споре.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: globallookpress.com/Anthony BIBARD/FEP/Panoramic; REUTERS/Anton Vaganov; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts, Ronny Hartmann/Bongarts, Valerio Pennicino