Кутепов: «Мы с тренерским штабом мыслили в одном направлении»
Футбольная сборная России по итогам своего выступления на домашнем чемпионате мира стала лучшей по статистическим показателям игры в обороне. За пять матчей национальной команды было зафиксировано 259 выносов, отборов и сэйвов. Хотя до Кубка мира именно защитная линия россиян вызывала больше всего вопросов. После завершения карьеры в сборной ее многолетних лидеров — Сергея Игнашевича, а также братьев Алексея и Василия Березуцких, центр обороны стал считаться особенно проблемной позицией.
Травмы Георгия Джикии и Виктора Васина вынудили Станислава Черчесова отказаться от наигрываемой последние два года схемы в трех центральных защитников. Когда за несколько дней до начала заключительного этапа подготовки к мировому первенству из состава выпал еще и Руслан Камболов, 38-летний Сергей Игнашевич принял решение возобновить карьеру в сборной. На игру в паре с ним претендовало несколько человек. В итоге выбор тренера пал на спартаковца Илью Кутепова. 25-летний защитник очень уверено проявил себя на мундиале и стал одним из открытий турнира. Уже сейчас появляются разговоры об интересе к игроку со стороны ряда европейских клубов.
После заключительного матча сборной России на ЧМ-2018 в интервью «Известиям» Илья Кутепов рассказал, почему не стал бить пенальти в игре с командой Хорватии и с кем из соперников было сложнее всего играть, а также оценил решение партнера по московскому «Спартаку» Дениса Глушакова постричься наголо в честь успешного выступления россиян на мундиале.
— Какие эмоции испытываете от выступления на чемпионате мира?
— Остановились в шаге, всего в одном ударе от полуфинала. В целом, конечно, я доволен тем, как сложился для сборной России домашний чемпионат мира. Я говорил до его начала, что у нас всё будет хорошо, но вряд ли в тот момент кто-то мог предположить, что мы пройдем так далеко, обыграем команду Испании и будем переживать из-за невыхода в полуфинал.
— Сборная Хорватии вас чем-то удивила?
— Хорошая команда. Есть много звезд, которые играют в топ-клубах Европы. Против таких мастеров всегда очень сложно играть. Но результат определился лишь в серии пенальти. Мы доказали, что против них можно играть.
— Помимо возвращения к схеме с четырьмя защитниками сборная России как-то изменила свою игру в четвертьфинале по сравнению с матчем против испанцев?
— Мы как бы подстраиваемся под соперника, отталкиваемся от него. Но в четвертьфинале рисунок игры у нас был немного другой. И сценарий матча развивался немного по-другому – не как с Испанией. Мы пропустили в дополнительное время, но потом снова вернулись в игру. Очень сложный получился матч. И непохожий на то, что было с Испанией.
— Вас много критиковали до чемпионата мира, а сейчас хвалят. Чувствуете изменение своего статуса?
— Не сказал бы. Я всё тот же человек. А статус может меняться всякий раз, если ты начинаешь играть хуже или лучше. Поэтому надо работать дальше и подтверждать свой уровень. Критика до меня доходила, но я нейтрально отношусь и к похвале, и к отрицательным отзывам о себе.
— Почему вы не стали бить пенальти в послематчевой серии? Было желание подойти к мячу?
— У меня было небольшое повреждение голеностопа, полученное в первом тайме. Только на следующий день мог поехать на рентген и понять, есть перелом или нет. Поэтому в серии пенальти я был совсем не помощник команде.
— За счет чего сборная России смогла вытащить некоторые игры этого чемпионата?
— Я думаю, в первую очередь это огромная заслуга тренерского штаба. Потому что многое идет от них, и футболисты чувствуют, как ведут себя перед матчами тренеры, как они настроены — все это передается игрокам. То же идет и в обратном направлении. Тренеры чувствуют, как ведут себя футболисты. И здесь произошло объединение, мы все мыслили в одном направлении. Не было такого, чтобы кто-то хоть на секунду усомнился в правильности того пути, по которому мы шли. Поэтому мы и смогли запрыгнуть так высоко.
— Что сказали в раздевалке не забившим пенальти Федору Смолову и Марио Фернандесу?
— Все ребята поблагодарили друг друга за матч, за турнир и самоотдачу. Смолову я еще на поле сказал: «Не расстраивайся, Федь. Со всеми такое бывает. Великие игроки мазали пенальти, даже Роберто Баджо». И напомнил, что именно он забил первый пенальти в серии одиннадцатиметровых в матче с Испанией, от которого тогда зависело очень многое. Ведь бить первым с точки — не меньшая ответственность, чем наносить последний удар.
— Знаете, что у болельщиков сейчас очень популярная кричалка: «Наш бог Илья Кутепов — он в мире всех сильней»?
— Знаю и очень отрицательно к этому отношусь. Бог один, и не надо гневить его такими сравнениями.
— В ходе турнира стали появляться слухи об интересе к вам со стороны ряда европейских клубов — называются, в частности, «Фулхэм», «Лейпциг», менхенгладбахская «Боруссия». Что думаете по этому поводу?
— Я люблю конкретику, а про слухи ничего не знаю. Нужно будет пообщаться об этом с моим агентом. Но разговор с ним состоится не раньше чем через неделю.
— После пяти матчей на таком высоком уровне, вам интересно было бы попробовать себя в европейском клубе?
— Интересно. Но повторюсь еще раз: я буду разговаривать об этом чуть позже. Сейчас я просто вымотан и очень сильно устал, хочется отвлечься немного и побыть с семьей.
— Перед матчем с хорватами капитан «Спартака» Денис Глушаков обещал постричься наголо, если команда России победит. В итоге он всё равно постригся, заявив, что для него наша сборная – всё равно победитель. Знали о его перформансе?
— Честно говоря, узнал об этом только сейчас (интервью было взято сразу после матча со сборной Хорватии. ). Еще даже не видел новый образ Дениса. Ну что же, пусть теперь отращивает новую шевелюру.
— Сами давали кому-нибудь обещания, связанные с результатами на чемпионате мира?
— Нет, я никому ничего не обещал (смеется). Перед турниром мне задавали провокационный вопрос, просили сказать что-то, чтобы успокоить болельщиков. Тогда я сказал, что всё будет хорошо. Думаю, с этим обещанием я справился, потому что нынешний результат, наверное, можно считать адекватным для сборной.
— Против кого из нападающих вам было сложнее всего играть на турнире?
— Наверное, выделю форвардов сборной Уругвая Суареса и Кавани. Они действительно очень сильные ребята.
— Когда год назад у «Спартака» выдался неудачный старт сезона, многие считали, что дело в скомканной из-за Кубка конфедераций предсезонной подготовке. Удастся избежать этого сейчас?
— В клубе есть люди, отвечающие за подготовку футболистов. Думаю, что все они адекватные и понимают: после такого крупного турнира нужно хорошо отдохнуть, чтобы восстановить силы. Иначе при вхождении в сезон будет большой риск получить травму. Можно вылететь в первой паре игр и пропустить большую часть чемпионата.
— Какой главный вывод можно сделать из выступления сборной России на ЧМ-2018?
— Вывод простой: мы можем играть с любым соперником. Это показал и матч со сборной Хорватии. Мы проиграли не 0:3, а сыграли 2:2, и всё решилось только в серии пенальти. Это показатель. Как и встреча с Испанией. Да, мы большую часть матча играли без мяча, у них было преимущество, но в итоге дальше прошли мы, а не они.