Мария Бурова новый тренер-реабилитолог «Зенита»
- "Женщина на футбольном корабле - дурная примета". С таким приходилось сталкиваться?
- Не то что сталкиваться! До меня, насколько я понимаю, мало кто работал в футбольных командах. Да и то занимались только с растяжкой с аэробикой, а прямого ежедневного общения не было. Первым же, кто рискнул поднять девушку на уровень выше детской школы и академии, оказался Владимир Волчек. С ним я перешла на другую ступень, и мы стали трудиться в молодежке "Локомотива". Тогда же она впервые выиграла свой турнир. Но с основным составом поначалу было очень сложно. Начнем с того, что при некоторых тренерах "Локо" я должна была ездить не с командой в автобусе, а отдельно.
У меня была специальная машина.Тут я себя как барыня чувствовала (смеется). Но это не все. В день игры меня вообще не должно было быть видно. Нельзя было маячить поблизости и попадаться некоторым тренерам на глаза. Даже на трибуне в итоге чуть ли не тайком пробиралась. В общем, примет и суеверий очень много. Сталкивалась порой и стем, что отдельные старожилы клуба говорили: "У нас все здорово, если не считать бабы в команде".
- Прямо так?
- Я воспринимала это абсолютно спокойно. Тем более потом все это начало прекращаться.
- В какой момент?
- Когда столпы клуба - это без иронии - стали признавать пользу моей работы. Дмитрий Вячеславович Лоськов, например. Он сам у меня занимался. И после этого уже никто из игроков не мог ни в каком виде ни шутить на мой счет, ни тем более оскорбить. Мне, кстати, считаю, повезло, что я застала тот период, когда в "Локо" был Лоськов.
- Вы работали с ним индивидуально?
- Это был мой первый приезд в основу. Я прилетела к ним на сбор в Португалию. Хотя, если честно, не очень-то хотела уезжать из молодежки. У нас там был замечательный штаб. Так вот, смотрю Лоськов бегает один по кругу. А надо сказать, что мы пресекались в "Локомотиве-2" - он у нас некоторое время готовился к сезону. Подхожу к нему и говорю: "Дмитрий Вячеславович, может быть, вместе потренируемся? Мне кажется, я знаю, что нужно делать". Он:"А давай!". Собственно, так мы и стали заниматься.
- Как называется ваша должность в "Зените" и что входит в ваши обязанности?
- Я - тренер по физической подготовке. Кроме того, занимаюсь реабилитацией, прогнозированием возможных повреждений и их предотвращением. То есть профилактикой травм. Для этого на основе огромного количества информации составляю своеобразное досье на каждого игрока. Считаю, очень важно учитывать все индивидуальные параметры футболиста. Равно как и предотвращать отклонения от нормы.
- В чем заключается ваши методы работы?
- В первую очередь это сбор данных по самым различным направлениям - от антропометрии до анализа крови, показателей датчиков GPS во время тренировок, результатов тестирований, даже визуального наблюдения. Значимо и то, как сам футболист себя чувствует здесь и сейчас, что говорят массажисты о его мышцах. Добавим к этому карту травм за всю карьеру. И получим пищу для ежедневного тщательного анализа. Все это дает хороший результат (улыбается).
- Как вы ко всему этому пришли?
- Я работала в олимпийской фитнесс-системе. Ко мне приходили восстанавливаться самые разные спортсмены. Одни, чтобы продлить карьеру, другие - чтобы понять, что делать после ее завершения. Мне тогда было 19 лет. Я продолжала учиться в университете. И ту мне вдруг предлагают поговорить с руководством "Локомотива". Оказывается, им потребовался специалист по физподготовке для "Локомотива-2". Руководил им Евгений Харлачев. Подумала - почему, собственно, нет? И пошла.
- Как вас принял Семин?
- Думаю, для него мое появление было неожиданным. Пинколини присылал ко мне травмированных игроков основы на индивидуальные тренировки. Не исключаю, что Юрий Палыч об этом даже не всегда знал. В том числе потому, что доверял Винченцо - тут все было под его контролем. И вот работаем мы как-то не на базе, а в Черкизово. С Дмитрием Сенниковым и еще двумя-тремя футболистами. И тут вдруг заходит Юрий Палыч. Видит всю картину и немножечко не понимает - что тут вообще происходит!
- Чем дело закончилось?
- Отвечу так: в конце сезона я была приглашена на командный ужин. Значит, что-то все-таки делала, и Юрий Палыч это оценил. Было очень приятно.
- Трудно руководить мужчинами-футболистами во время тренировок?
- Предрассудки и на эту тему поначалу тоже бывали. Мол, чему эта девочка может нас научить? К тому же - симпатичная. Поэтому дистанция "тренер -игрок" для меня более актуальна, чем для коллег-мужчин. Ее надо держать обязательно. Я футболистам не то что не друг, но даже - не знакомый. Я - тренер! И всегда прошу к себе уважения. При этом в свободное от работы время никогда не пойду куда-либо ни с игроком, ни наверное, вообще с человеком, имеющим касательство к футболу. Эту дистанцию сокращать нельзя. Иначе рождается недопонимание. Но потом ты нарабатываешь себе какой-то статус, что ли.
- Ваша мечта?
- Я долгое время была ярко выраженным карьеристом. На первый план всегда выходила работа. Цель меня поглощала, достигала ее - ставила новую. Все остальное было ровным счетом неважно. Теперь начинаю понимать приходить к тому, что на первом месте должна стоять семья. Но такие мысли не только не мешают, а помогают в профессии.
- Как состоялся ваш переход в "Зенит"?
- Мне очень приятно что я могу быть полезной в тренерском штабе Сергея Семака. Это уникальный человек. Он предложил перейти в "Зенит", я согласилась. Не раздумывая. Причем мога бы сделать это, даже не дослушав его фразы до места "куда". Если бы речь шла о втором дивизионе - тоже пошла бы. Я человек идейный. Мне важна наполненность пространства вокруг. Но работать именно в Петербурге будет очень интересно. Самый высокий уровень, как я это называю. Понимаю, что от меня будут ждать результата, и ты в своей пусть и малюсенькой области должен ег обеспечить.
Спасибо за внимание!
Отдельное спасибо этому сайту! Более развернутое интервью можете найти по этой ссылке.