Уравнение Лама
По горячим следам колумнист ESPN Ули Хессе анализирует последние игры сборной Германии и пытается найти оптимальное место на поле для Филиппа Лама. Изгнание Бастиана Швайнштайгера, рассуждения Сами Хедиры, «общество развлечения» Герхарда Шульце и высокая трансферная стоимость Фабиу Коэнтрау – в переводе блога «Quinta columna». Философия Оливер Кана, вера Йоахима Лева и предположение «Kicker» прилагаются.
Чаще всего игры сборной Германии в недавнем прошлом захватывали (ну или хотя бы заставляли шевелиться) нацию. Но два последних матча – с Казахстаном в субботу и с Австралией в четверг – получились в лучшем случае непрезентабельными, а в худшем – выглядели, как бесполезное вмешательство в чрезвычайно интересный сезон.
Пока, видимо, это не так, если результаты двух матчей не спровоцировали волну споров. Самыми злободневными остаются два вопроса: проблема левого защитника, известная также как «Уравнение Лама», и бурное поведение фанатов.
Последнее, как вы могли уже слышать, началось с небольшой доли критики, выраженной множественным «бууу» и свистом, в субботу (даже можно было услышать странное и в высшей степени глупое «Швайнштайгер, вон!») и продолжилось атмосферой отчуждения в четверг, когда треть из 46 300 мест пустовала. Остальные кресла заняла, скажем так, небродвейская публика умеренных интересов.
Болельщиков, говоря простым языком, в последние годы сильно избаловали не только частыми победами, но и качеством игры. Теперь они приходят на стадион, чтобы увидеть высокие скорости, игру в одно касание, много голевых моментов и тонну голов в исполнении сборной Германии. «Все ожидали нашей победы со счетом 6:0, 7:0 и 8:0. Мы должны были устроить сопернику публичную порку», – сказал Йоахим Лев в субботу.
В его словах есть доля правды. Учитывая, что Германия забила шесть мячей в одной игре всего лишь один раз за последние два года, не стал бы называть счет на табло определяющим фактором.
Оливер Кан в четверг вечером выдвинул еще одну теорию, отметив, что «чемпионат мира давно закончился и забыт». Оливер сказал: «Игрок обязан постоянно что-то отстаивать и доказывать, снова и снова». Это очень близко его философии «Жизнь – это вечный бой», но если бы Кан утверждал, что игроки сборной Германии избалованы хорошей атмосферой и безграничной поддержкой трибун, то оказался бы не далек от истины. На самом деле футболисты привыкли к совсем другим вещам, просто потому что болельщики на международных матчах ведут себя необычно.
Сами Хедира очень сожалел о выходках болельщиков в Кайзерслаутерне: «В Испании люди поддерживают свою команду до последней минуты». Ну что же, я думаю, ему стоило переброситься парой фраз с Мирославом Клозе, прежде чем делать какие-либо сравнения. Клозе бы ему объяснил, что фанаты «Кайзерслаутерна» именно этим и знамениты, они ничуть не менее преданны, чем болельщики мадридского «Реала». Такие вещи просто нельзя сравнивать – матчи сборных и клубный футбол. Не в Испании, и уж точно не в Германии.
В восьмидесятые и девяностые было широко распространенно заблуждение, что большинство тех, кто ходит на стадион и покупает сезонные абонементы, просто не могут не поддерживать сборную. Со временем многие немецкие болельщики превратились в домоседов.
Ситуация изменилась в последние десять лет, но квартирное боление (или его современные эквиваленты) все еще играет важную роль. Сейчас многие немецкие фанаты предпочитают поддерживать команду, смотря волнующий чемпионат мира или Европы не в своих удобных домашних креслах, а на площадях, где можно уставиться в большой экран вместе с десятками или сотнями других «искателей волнующих эмоций».
Это пример общества, которое социолог Герхард Шульце назвал «обществом развлечения». В таком обществе публика легко начинает скучать, и это всего лишь один из побочных эффектов. Я полагаю, вот что случилось в Кайзерслаутерне и Менхенгладбахе: люди быстро заскучали, ведь в первой игре все стало ясно уже к двадцать пятой минуте, такого сценария ждали и во второй встрече. Все это объясняет меньшое количество «бууу» на трибунах в матче с Австралией: Германия проигрывала, а это было чем-то новым, неизведанным.
Мне кажется, Леву и его игрокам в обозримом будущем предстоит иметь дело именно с такой поддержкой трибун, ведь сейчас у нас нет большого турнира (или захватывающей отборочной кампании). Однако это ситуация имеет и свои преимущества, например Лев может работать свободно до тех пор пока не найдет решение самой большой проблемы его состава: кто будет играть левого защитника на Евро?
За последний год на позиции левого защитника успели попробовать свои силы Деннис Аого, Хольгер Бадштубер, Джером Боатенг, Марсель Янсен, Марсель Шефер, Марсель Шмельцер и Хайко Вестерманн. Все это говорит о том, что последовательности в этом вопросе мало, кроме превалирования французских имен.
Конечно, нам также нужен постоянный партнер Перу Мертезакеру в центр обороны. На эту позицию есть несколько кандидатов, среди которых молодые и многообещающие Матс Хуммельс, Бадштубер и Бенедикт Хеведес, а есть еще и опытные Арне Фридрих и Боатенг. Вопрос с левым защитником менее вариативен, и если вы читаете между строк, то понимаете, что Лев не чувствует уверенности ни в одном из этих трех кандидатов: Аого, Шмельцере и Шефере.
Поэтому я иногда думаю, что Лев в глубине души надеется на «Баварию». Мюнхенцы должны решить все проблемы бундестренера и предложить ему новый вариант, несмотря на его утверждение, что он ищет левоногого игрока на эту позицию.
Видите ли, на посту главного тренера сборной Лев показал здоровое пренебрежение к тому, что происходит в клубном футболе. Йоахим считает, что его работа не заключается в выставлении лучших игроков, гораздо важнее уверенность в футболистах сборной. Это значит, что при любом варианте выбора он отдает предпочтение тем игрокам, с которыми ему комфортно на поле и за его пределами. Новичкам не так-то просто завоевать доверие – хотя если однажды это удалось, вера и лояльность Лева практически неистребима.
Этот стиль приносил Германии результат все последние годы, потому что фавориты Лева обладают сверхъестественной способностью платить за ту веру, что он вкладывает в них. Назовем лишь немногих: так часто обстоит дело с Мертезакером, очень часто с Лукасом Подольски и практически всегда с Клозе. Кстати, Мирослав попал в причудливую ситуацию: он не может вытеснить Марио Гомеса из состава «Баварии», который в сборной лишь подменяет Клозе.
Тем не менее, это не выглядит так, будто Лев безразличен к делам игроков в клубах, или точнее к тому, как их используют там. Например, когда тренер «Вердера» Томас Шааф вследствие трансфера Диего в Италию передвинул Месута Озила с левого фланга полузащиты в центр на позицию «под нападающим», Лев изменил свою систему, чтобы использовать Озила в той же роли. Когда Луи ван Гал передвинул Бастиана Швайнштайгера с фланга в опорную зону, бундестренер последовал его примеру спустя несколько недель. То же самое может быть сделано для карьеры Филиппа Лама, что и подводит нас к проблеме фулбэка.
Когда «Бавария» одолжила Лама «Штутгарту» несколько лет назад, Феликс Магат использовал его на левом фланге, потому что на правом действовал Андреас Хинкель. Затем Лам играл на этой позиции в сборной, обычно с Фридрихом на противоположном фланге. Это решение было мудрым и устраивало всех, так как в сборной позиция левого защитника всегда была проблемной (даже Бернд Шнайдер действовал на этой позиции в паре игр в 2005-м), а тренер «Баварии» спокойно мог отправлять Вилли Саньоля на правый фланг обороны.
Пару лет назад Саньоль завершил карьеру, ван Гал стал новым тренером «Баварии», и Лама переключили в режим правого защитника. Какое-то время Лев продолжал использовать его на старой позиции, но в конце концов бундестренер решился на перестановки, продиктованные находкой клубного тренера: Лам играл на чемпионате мира в ЮАР справа и с тех пор позиции не менял.
На этот раз решение не было идеальным и не устраивало всех заинтересованных, потому что для Лева это значило, что старая проблемная позиция снова подняла свою уродливую голову. Интересно, что «Бавария» столкнулась с такой же тягостной проблемой в этом сезоне и также ищет решение. Португальская газета сообщила, что клуб близок к подписанию соглашения с лефтбэком «Бенфики» Фабиу Коэнтрау. «Бавария» пробовала заполучить Коэнтрау после чемпионата мира, но отступилась из-за высокой трансферной стоимости игрока. Нынешний сезон вполне мог изменить мнение мюнхенских боссов.
Или же у них есть другой туз в их коллективном рукаве. Журнал «Kicker», надежный источник информации, полагает, что «Бавария» обдумывает подписание более доступного по цене правого защитника и затем снова передвинет Лама на другую сторону поля.
В этом есть здравый смысл, особенно, когда вы уверены, что на левом фланге действует Франк Рибери. В то время как Арьен Роббен может позволить себе отходить назад и даже ошибаться глубоко на своей половине, игра Рибери без надежного и опытного человека сзади смахивает на авантюру.
В любом случае, у Лева есть еще больше восьми недель до следующего матча, в течение которых ему предстоит хорошенько обдумать вопрос о левом защитнике, а также не упускать из виду деятельность Юппа Хайнкеса в «Баварии».
P.S. Акт первый «Визиты в Кайзерслаутерн и Менхенгладбах»:
Акт второй «Лам и компания»:
Подписаться на блог можно, нажав на фото Ули Хессе:
если правые защитники у немцев такие же Бадшуберы и прочие Боатенги? в клубе еще можно купить легионера на позицию правого дефа.. а в сборной как.. хотя Какау же натурализовали из-за нехватки форвардов.
если хотите могу Брафхейда отдать)
слили кенгуру и дали себя повозить Казахстану во 2 тайме.. правильно турки делают что свистят и гонят прочь Швайнштайгера)
На левом играл до и после появления Озила, Подольски. После того как его убрали с нападения. Озил хотя и играл успешно в Вердере левого полузащитника, но в целом он не годиться для этой роли так как скорости у него нету. Плюс крайние защитники должны быть выносливыми, чем Озил никогда не отличался. Даже Подольски не выдерживает 70 минут интенсивной беготни.
Поэтому появившись с сборной он сразу стал восприниматься как замена Баллака. После травмы-ухода которого все стало на свои места.
Лам должен играть правого защитника, так как на этой позиции он делает меньше ляпов. На левый фланг надо искать другого. Буатенг неплохо начал там. Аого мне не понравился. Шмельцер тоже пока не убедил.
Сейчас то понял, как он там оказался ))