Freeeze! Полиция товарных знаков FIFA
Региональные управления Федеральной антимонопольной службы начали выявлять незаконное использование символики FIFA.
К примеру, питерское УФАС нашло нарушения в рекламной кампании агентства недвижимости «Engel&Volkers». Компания незаконно использовала изображение официальной эмблемы чемпионата.
Сеть магазинов «Stop Express» проводила маркетинговую акцию «Заправься к Мундиалю!». Организаторы незаконно использовали в названии акции обозначения «Мундиаль» и «чемпионат мира по футболу 2018».
Oriflame и Faberlic использовали символику FIFA в своих каталогах без разрешения федерации, установило Московское УФАС. А полиция Санкт-Петербурга проводит рейды по поиску контрафактной продукции с символикой FIFA.
Калининградское УФАС составило административный протокол против ООО «Гавана». Компания реализовывала рыбные консервы с использованием товарного знака «RUSSIA 2018». Ведомство установило, что знак сходен до степени смешения с официальным товарным знаком FIFA.
Специалисты компании АО «ЕДРИД» (производителя ИТ-решений для учёта нематериальных активов на предприятиях и оператор площадки по обмену результатами интеллектуальной деятельности) подготовили несколько карточек, чтобы разобраться в борьбе ФАС и полиции за товарные знаки FIFA
Подобные акции популяризуют футбол. Почему наказывают бизнес?
FIFA очень трепетно относится к своей интеллектуальной собственности, которая приносит ощутимый доход. В финансовом отчете за 2014 г. FIFA указала, что продажа лицензий на использование только товарного знака «FIFA» принесла $162 млн. FIFA формирует свой отчет на основе четырехлетнего цикла, апогей которого – Чемпионат мира по футболу.
За 2011-2014 г. выручка от продажи лицензии на все товарные знаки составила $115 млн (в цикле 2007-2010 гг. было $70,7 млн.). В рамках Чемпионата мира по футболу в Бразилии более 160 лицензиатов по всему миру произвели более 150 млн единиц официальной лицензионной продукции, указала FIFA на своем сайте.
Какое наказания предусмотрено за нарушение прав интеллектуальной собственности?
За незаконное использование символики FIFA последует наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Более того, антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении всего незаконно полученного дохода в бюджет РФ (1–15% суммы выручки правонарушителя от реализации товара или услуги).
ФАС перед началом чемпионата предупредила: в отношении нарушителей не будет предупреждений, а сразу будут возбуждены дела. При этом срок их рассмотрения будет сокращен до 2-3 дней.
В приведенных вначале примерах установлено нарушение ст.14.6 и 14.8 Закона о защите конкуренции.
Сколько стоит лицензия на производство товаров под товарными знаками FIFA?
Стоимость лицензионного взноса начиналась от 1,5 млн рублей, но сумма зависела от бренда и категории товара. Об этом рассказал основатель St.Friday Socks Rus Сергей Тонков в колонке для «Делового Петербурга». Если владельцы бренда понимают, что в период мундиаля смогут продать товара больше, чем на 10 млн рублей, они принимают условия FIFA, пишет он.
Доход от лицензионных прав включает минимальные гарантийные платежи и дополнительные роялти, указывает FIFA в правилах.
Сколько товарных знаков зарегистрированы у FIFA к ЧМ в России?
95. Именно столько приводит в пямятке ООО "Агентство интеллектуальной собственности" - представителя FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности.
Каждый товарный знак FIFA зарегистрирован по международной классификации товаров и услуг. Всего в реестре 45 классов, которые содержат более 500 формулировок.
К примеру, товарный знак с цветным изображением Забиваки зарегистрирован по 38 классам. Они включают: химикаты, косметические средства, технические масла и смазки, фармацевтические препараты и вещества, декотиротивные кольца и цепочки для ключей, ручные орудия и инструменты, очки, маски, чехлы, спички, корма для животных и многое другое.
Сергей Тонков отмечает, что некоторым маркам пришлось заморозить свои коллекции — они не могут продавать изделия, поскольку не купили лицензию на официальное использование символики FIFA. Например, московский сувенирный бренд Heart of Moscow не сможет продавать свою новую коллекцию, потому что на сувенирах написана фраза "Москва 2018" - правообладателем словосочетания недавно стала FIFA.
Аналогично Москве зарегистрированы товарные знаки всех городов в которых проходят матчи чемпионата. Да и само словосочетание «чемпионат мира по футболу FIFA» тоже зарегистрировано.И даже "Чм2018" тоже.
А кто правообладатели на символику FIFA?
АИС указывает 10 лицензиатов. Из них(неожиданно) – Центральный банк России и АО «Марка», остальные – это межданродные компании, такие как Louis Vuitton и Panini.
Следом идут сублицензиаты, их 53 штуки. Среди них:
Finn-Flare, Ostin, ЭКСМО, ООО "Опытный Стекольный Завод"( Luminarc), Спортмастер, ЗАО "Лаки Чайлд"(Lucky Child), ООО «ФУД АРТ-ФРЕШ»(FructOreshki), ООО "СФ"МУЗЕЙ СПИЧКИ" и др.
Правообладатели готовы инвестировать в проведение ЧМ в России только при условии, что им будет предоставлено исключительное право на использование официальной символики. Без подобного отношения статус правообладателя частично обесценится, потому что любой сможет использовать символику FIFA. А это усложнит поиски правообладателей, доходы от которых идут на финансирование проведения ЧМ, описывает важность защиты товарных знаков FIFA в своем руководстве.
Можно посмотреть весь каталог лицензионной продукции?
И, конечно же, матрешки:
Какие есть необычные объекты интеллектуальной собственности у FIFA?
Специально для мероприятия был создан официальный шрифт. Он называется DUSHA и защищается авторским правом и правом промышленной собственность.
Фото: сайт FIFA,