14 мин.

Салах хотел завершить карьеру. И не раз

Перевод огромного текста Sports Illustrated о звезде сборной Египта Мохаммеде Салахе.

 

Фото: Clive Rose, gettyimages.com

 

Травма плеча Мохаммеда Салаха беспокоит тысячи египетских болельщиков и поклонников футбола. Они смотрят в будущее с оптимизмом – с высокой долей вероятности Салах на чемпионате мира в России сыграет, а, значит, продолжит свой невероятное восхождение в звёзды спорта. Восхождение, которое началось в «Ливерпуле» и удивило всех, кроме самого Салаха.

 

В футболе сверхвысокого уровня сюрпризы, по большому счету, большая редкость. В руках восьми самых богатых европейских клубов неизменно оказываются все самые важные титулы. Лидеры двух богатейших также неизменные. Два человека постоянно оспаривают друг с другом гонку за лидерство, сменяя друг друга поочередно. Лионель Месси и Криштиану Роналду были лучшими футболистами на протяжении почти 12 лет кряду. В футболе сборных тоже без сюрпризов. Чемпионами мира становилось только восемь команд. Более того, в руках трёх из них (Бразилии, Германии и Италии) 13 из 20 разыгрываемых трофеев в истории этого вида спорта. Шанс подвинуть кого-то из когорты непререкаемых есть, но он ничтожно мал - меньше процента. Удивительно, но это делает футбол только более популярным, а победы андердогов слаще и желаннее. Такие победы подтверждают главный тезис спорта, что у всех есть шанс.

Один из ярких примеров – чемпионство в английском чемпионате «Лестера» в сезоне 2015/16. Коэффициент на их успех был в районе 5 000 к 1. Гений 25-летнего Салаха привёл «Ливерпуль» к первому за 11 лет финалу Лиги чемпионов и первому для Египта чемпионату мира с 1990 года.

 

САЛАХ НЕ УДИВЛЕН СВОЕМУ УСПЕХУ

 

Когда Салах перешёл из «Ромы» в «Ливерпуль» прошлым летом, большинство экспертов и болельщиков ожидало, что он превзойдет результаты своего первого сезона в АПЛ за «Челси». Тогда был провал – два мяча за двадцать матчей. Но даже самый смелый фанат «Ливерпуля» или лично Салаха не мог предсказать, что так называемый «египетский король» почти удвоит свой результат в серии А и выведет «красных» в финал Лиги чемпионов УЕФА. После этого у многих всерьез возникли сомнения, действительно ли Месси и Роналду лучшие игроки мира? В финале ЛЧ Салах получил тяжелую травму плеча, но готовы поспорить, даже если он не восстановится до конца, то всё же сыграет в ключевых для Египта матчах.

Пожалуй, единственный человек в мире, не удивившийся столь резкому карьерному взлёту, это сам Салах. Он предсказывал себе успех и верил в него ещё бедным подростком и игроком скромного египетского клуба «Мокавлун», который принадлежит небольшой строительной компании.

«У меня всегда была вера в себя, поэтому я ничему не удивляюсь», – объясняет он на английском языке нашей редакции в тени необычайно жаркого мерсисайдского солнца. «Мне нравится то, что я делаю. Мне нужно много и упорно работать, чтобы играть так хорошо снова и снова, много лет. Я работаю над своими слабостями и стараюсь всё время прогрессировать – постоянно провожу дополнительное время в тренажерном зале после тренировки, перед тренировкой, после игры... В этом году у меня почти в два раза больше голов, чем в прошлом. А в прошлом во много раз больше, чем два года назад в «Челси». Каждый год я вижу и чувствую, что стал сильнее и лучше. Для меня это самое главное».

Наблюдая за Салахом в момент его забегов по полю, можно заметить один интересный момент. Мохаммед, пробираясь с правого фланга к воротам, резко ускоряется в момент подката. Если судить по статистике, то пока он единственный в лиге, кто пользуется такой возможностью. Салах словно скользит мимо защитников, которые гораздо медленнее его, а когда они его все же настигают, Салах уже бьет по воротам с беспощадной хирургической точностью. Это видно даже по кадрам телекартинки – каждый ход продуман, движения напоминают медицинские инъекции. В них простота, надежность и неизбежность наказания. И даже если вы не дадите Салаху добежать до ворот, то он просто ударит издали в левый верхний угол ворот. Вратари от его ударов расходятся как загипнотизированные, в этом он напоминает великих аргентинских маэстро Месси и Марадону.

В САЛАХЕ ВОСХИЩАЕТ ЕГО ХЛАДНОКРОВИЕ

 

Нейл Аткинсон - владелец подкаст-шоу Anfield Wrap и неофициальный руководитель фан-движения «Ливерпуля» - отмечает, что фанаты команды стали ходить на матчи гораздо чаще. У поклонников мерсисайдцев теперь есть некая уверенность, что команда начинает свои домашние игры с преимущества в счёте. Действительно: Салах забивал в 19 домашних матчах сезона из 24 и как минимум счет 1:0 «Ливерпулю» обеспечивал.

«Больше всего в Салахе впечатляет его спокойствие и уравновешенность в любой ситуации, – говорит Аткинсон. – Когда мяч попадает к нему в ноги, он действует так, как будто время останавливается, и с невероятным спокойствием тщательно изучает ситуацию на поле, чтобы принять единственно верное решение. Это самое трудное в футболе. Он заставляет вратарей выглядеть крошечными, а ворота в его глазах выглядят огромными. Когда он бьёт, вратари даже не прыгают, не пытаются достать его мячи. Знают, что шансов на это уже нет. Наблюдать за этим – одно удовольствие».

Попросите Салаха назвать лучший гол в его карьере, и он точно включит туда забитые мячи этого сезона: «Эвертону» (Салах развёл сразу двух защитников возле штрафной, развернулся и выстрелил в цель) и «Тоттенхэму» (прошел между четырьмя защитниками и уложил вратаря). Но спросите его о самом важном голе, и Салах сразу скажет про него в игре против Конго в октябре прошлого года в Александрии – гол, который впервые отправил «фараонов» на чемпионат мира с тех пор, как родился Салах. «Все смотрят на нас, надеются, мы должны были забить, – сказал он после игры. – Они празднуют ещё до того, как вы сыграете. Это большая ответственность. Когда вы играете за свою родную страну, это совсем другое чувство. Я не говорю, что ты не чувствуешь что-то, когда играешь за «Ливерпуль» – я играю на максимуме. Но чувство гордости за свою страну, когда ты выводишь её на чемпионат мира совершенно особенные».

Стоит ли говорить, что египтяне обожают Салаха. Они нарисовали его улыбающееся лицо на фресках, в шутку включили его в голосование на последних президентских выборах и бурно приветствовали его финансовую поддержку благотворительных организаций в Нагриге - его родном городе, что в четырех часах езды к северо-западу от Каира. Статус Салаха в египетском обществе показывает тот факт, что про состояние форварда говорят не представители местной футбольной федерации, а лично президент страны Абдель Фаттах эль-Сиси. Сейчас говорят, что Салах скорее всего пропустит стартовый матч с Уругваем, но сыграет в следующем – против России и Саудовской Аравии, что гораздо важнее в  борьбе за плей-офф.

Тем не менее, накал переживаний будет высок как для Салаха, который покинул поле киевского «Олимпийского» стадиона в слезах, так и для своих преданных поклонников, переживающих дома. По словам Салаха, в течение последних пяти лет любовь народа и интерес к его персоне настолько вырос, что время от времени он беспокоится за свою безопасность.

«Когда я еду в Египет, то остаюсь дома, не люблю выходить на улицу, – говорит он. – Но в тот день, когда мы прошли квалификацию на чемпионат мира, наш отель был открыт, поэтому каждый мог войти. Было так много людей, что мне пришлось бежать из своей комнаты в другую и прыгать в окно. Люди хотели праздновать, но они хотели отпраздновать именно вместе с нами. Мы же после тяжелой игры просто хотели поспать».

Но даже тогда лучший бомбардир африканской квалификации Кубка мира справился с давлением общества. Омар Габер из «Лос-Анджелеса», товарищ Салаха по сборной Египта и один из его ближайших друзей, рассказывает, что было той ночью: «Я никогда раньше не видел, чтобы он нервничал. Это было впервые».

САЛАХ МОГ ЗАВЕРШИТЬ КАРЬЕРУ НЕСКОЛЬКО РАЗ

 

Важнейшей фигурой в футбольной жизни Салаха стал молодой, но талантливый американский тренер Боб Брэдли, с которым они общаются  почти семь лет. Внутренняя футбольная лига Египта была на время закрыта после массового убийства болельщиков на стадионе в Порт-Саиде. В результате кровавой резни-2012 погибло 72 человека, а Брэдли - бывший тренер сборных Египта и США - начал организовывать регулярные товарищеские игры для сборной и тренировочные лагеря за границей, чтобы сохранить игровую форму футболистов. Среди тех счастливчиков, отправившихся в турне, был и совсем молодой Салах. Он уже тогда играл главную роль в национальной команде, но тогда еще в молодежной.

«С самого первого дня, когда мы увидели Салаха, поняли, насколько он особенный, – говорит Брэдли, который теперь тренирует Габера в «Лос-Анджелесе». – Но теперь он не только взрывной и быстрый, а ещё и умный. И он очень голоден до голов и работы, постоянно старается играть лучше. Корректирует свой удар, на тренировках остаётся до последнего. Покажите ему особенный удар и уже завтра он повторит такой в игре».

Восхищение Салахом взаимное. «Брэдли и капитан сборной Диас очень похожи на моего отца, а в футболе им просто нет равных. Мне повезло с командой, – говорит Салах. – Брэдли мне очень помог, объяснил, как действовать на поле и вне его. Все любят его в Египте». Несмотря на то, что они теперь разделены восемью часовыми поясами, Салах и Брэдли всё ещё регулярно общаются.

Ещё один важный человек в жизни Салаха – его отец. С 14-ти лет Салах начал практиковать регулярные восьмичасовые поездки туда-обратно из Нагрига в Каир, чтобы тренироваться с командой молодежной командой «Мокавлуна». По словам Салаха, самый сложный момент, который изменил его жизнь произошёл как раз в этом возрасте. И помог с ним справиться именно отец.

«Я сидел на скамейке в течение двух месяцев, не играл вообще… Сказал отцу, что не могу ездить на тренировки по четыре часа каждый день и сидеть на лавке. Я плакал и хотел бросить футбол. Отец сказал мне: «Послушай, все, кто стали со временем знаменитыми, сильно страдали в детстве. Путь к звездам тернист… Просто сосредоточься на игре, тренируйся, и я уверен, что ты снова выйдешь на поле».

«Я до сих пор помню этот разговор, мы были в машине, я ехал на очередную тренировку, на часах шесть утра. Я послушал отца, стал работать упорнее и вскоре снова стал играть. Спасибо ему». Отвечая на вопрос, делился ли он с отцом о важности той беседы, Салах делает паузу и качает головой: «Нет, к сожалению, нет», – отвечает он.

В футбольной карьере Салаха было много и других непростых вех. Было время, когда один тренер, сославшись на слабые физические данные 16-летнего Салаха, отодвинул его с левой стороны поля на переднюю линию. Случайное решение тренера молодежки пошло Салаху на пользу. «С тех пор, – вспоминает он, – я начал играть на правом фланге и забивать голы». Или, когда «Замалeк» - один из крупнейших клубов Египта - решил не подписывать Салаха в 19 лет, а уже через неделю он переехал в швейцарский «Базель».

«Если бы я подписал контракт с «Замалеком», меня бы здесь не было», – говорил затем Салах в интервью клубному ТВ, предполагая, чтобы навсегда остался бы в одном из лучших клубов своей страны и не покинул бы Египет. Или, когда Салах мог оказаться в Италии до «Челси», на него выходила «Фиорентина». Затем в Италию он все-таки поедет – восстанавливать в «Роме» уверенность в своих силах после неудачного сезона с Жозе Моуриньо.

Салах вспоминает ещё двух североамериканских тренеров, которые ему помогали: тренера «Ромы» Эда Липпи и канадца Дарси Нормана, отвечавшего в Италии за физподготовку. Отмечает Салаха и главный тренер «Ромы» прошлого сезона Лучано Спаллетти: «Он был невероятен». Салах говорит: «Я люблю его, как человека. Он изменил мою жизнь, работал со мной каждый день после тренировок. Если мы устали, он говорил: «Хорошо, идите, но, если вы захотите чего-то добиться в футболе – зовите меня». Каждый день я общался с ним и тренировался. Спаллетти всегда требовал большего в плане тренировок, в том числе в плане физики и игры в защите».

Мохаммед Салах играл за Моуриньо, Спаллетти и Юргена Клоппа – одних из лучших тренеров современности. Большой скачок Салаха в «Ливерпуле» не произошёл бы за одну ночь, даже если окружающая среда клуба под руководством Клоппа и помогла создать правильные условия для развития. Салах быстро скорректировал себя под стиль Клоппа с высоким давлением, который стремится создать хаос в обороне соперника. Более того, Салаха не стоит отделять от других игроков атаки «Ливерпуля» – Роберто Фирмино (Бразилия) и Садио Мане (Сенегал). Вместе они значат намного больше, чем по отдельности. В частности, Фирмино – идеальный ассистент для Салаха. «Иногда он идет и защищается вместо меня, может быть, несколько раз за матч просто - напросто спасает», – говорит Салах. Это позволяет ему освободиться от оборонительных действий и атаковать, рисковать, думая только о воротах соперника.

Самым значительным атрибутом в игре Клоппа является его подход к спорту: «Он умеет работать с игроками мысленно. На поле вы можете видеть это, он очень эмоционален, живет игрой и заставляет жить ею своих футболистов».

САЛАХ ОБЪЕДИНЯЕТ РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ

 

Салах – кумир ливерпульцев. Фанаты даже написали о нём песню, используя в качестве музыки старые хиты 90-х годов: «Мо Са-ла-ла-ла-лах, Мо Са-ла-ла-ла-лах, он очень хорош, очень хорош. Если он забьет еще несколько голов, тогда я тоже буду мусульманином. Если он достаточно хорош для вас, то достаточно хорош и для меня. Я хочу посетить мечеть! Мо Са-ла-ла-ла-лах, Мо Са-ла-ла-ла-лах!».  В то время, когда Британия борется с ростом исламофобии, любовь к египетской национальной суперзвезде, которая гордится и публично высказывается о своей мусульманской вере, очень важна. Один футболист в маленьком городе Англии сделал больше для толерантности в Европе, чем все английские политики. В Англии молодые футболисты празднуют особенно, но так как делает это Салах ещё не делал никто. Он поднимает руки вверх и опустившись на колени, благодарит Бога.

«Национализм во всех его формах в Англии растет, и это неприятно, – признается Аткинсон. – Я думаю, что уникальный характер Ливерпуля помог Салаху освоится. Салах и Мане ясно отражают свою мусульманскую веру на поле, и его за это только уважают. Дело в том, что Ливерпуль – это портовый город, который считает себя немного другим в контексте остальной части Соединенного Королевства».

Со своей стороны, Салах называет песню своих болельщиков «чем-то особенным», но, учитывая чувствительное отношение к религии в обществе долго обдумывает свою речь, когда говорит публично. Мохаммед Опрейка - некогда его лучший товарищ по команде Египта и величайший игрок страны до Салаха - был обвинен в поддержке мусульманского братства и суннитской исламистской организации, которая ненадолго удерживала власть после исламской революции в 2011 году, а затем была свергнута нынешним президентом Сиси. Сегодня Опрейка живёт в изгнании, его имя попало в список террористических актов в каирском уголовном суде. Излишняя религиозность пресекается теперь не только в Европе, но даже в самом Египте.

Даже простой и добродушный вопрос о значении общественного мнения, был отрезан агентом Салаха Рами Аббасом Исса: «Нет, нет, не надо об этом говорить». Последующий вопрос о том, что для него значит быть кумиром целого города в период нарастающего национализма, также был прерван. «Он футболист», – говорит Исса. – Мы просто говорим о футболе, а не о цвете кожи или расизме, Трампе или о чем-то другом».

Возможно, действительно в наши непростые дни лучше не говорить что-либо лишнее в этом сложном мире. На данный момент Салах пытается максимально упростить ситуацию с религией. Его игра в России – шанс ещё раз показать, что он не только «красный», но и «фараон». И «фараон» в первую очередь.

Группа А, в которой выступает Египет, проходимая. Там есть одна команда с множеством талантов – сборная Уругвая. И две команды с очень низким рейтингом – хозяева турнира - россияне и сборная Саудовской Аравии.

Судьба Египта будет напрямую зависеть от здоровья Салаха. Если он не сможет играть в полную силу, то это может похоронить надежды Египта на успех. Но если Салах восстановит былую форму, Египет может легко выйти в плей-офф: группа у египтян одна из самых простых на чемпионате. Потенциально нас может ждать повторная встреча Салаха с Серхио Рамосом из сборной Испании в 1/8 финала. Того самого, что вырубил его в финале Лиги чемпионов, играя за «Реал».

«Мы отдадим всё для страны, для победы, – говорит Салах. – Мы будем стоять друг за друга. Мы любим друг друга, любим Египет, играем с сердцем и это поможет нам на поле. Я уверен, что мы запомнимся любителям футбола. Египет играет немного иначе, чем «Ливерпуль», но в обеих командах моя главная задача – забивать голы».

Амбиции Салаха высоки. На вопрос, хочет ли он быть признан лучшим игроком в мире, он говорит: «Если вы внимательно смотрите на поле, то видите, что я играю в футбол прежде всего ради удовольствия, но если у вас нет задачи победить и стать лучшим, знаний как это сделать, то лучше оставаться дома». Но сразу добавляет, что командные цели важнее всего: «Я хочу выиграть все в футболе. Я хочу выиграть Лигу чемпионов. Я хочу выиграть премьер-лигу. Если я смогу выиграть чемпионат мира, я был бы тоже очень доволен».

Египет выиграет чемпионат мира? Подобные сюрпризы крайне редко случаются в мире футбола. Также редко, как футбол видит таких уникумов, как Салах.

Грэнт Уолл / Sports IllustratedПеревод: «БИЗНЕС Online», Рустам Имамов