Это будет великое лето. Чего я жду от чемпионата мира
Финальная заруба Криштиану и Месси.
Если вы тоже провели последние десять лет, меняя мнение о Роналду и Месси примерно раз в пять-шесть месяцев, не волнуйтесь: это нормально. В конце концов, к 30-32 годам эти ребята столько раз выходили на новый уровень (когда казалось, что играть лучше уже просто физически невозможно), что было бы странно, если бы в 2018-м мы говорили о них точно так же, как делали это в 2008-м, 2010-м или 2014-м. Лично я все еще нахожусь на отметке 2016 года, и мое мнение уже вряд ли когда-нибудь поменяется: и Роналду, и Месси – безусловно, величайшие футболисты в истории, но если на чемпионате мира не произойдет ничего экстраординарного, в какой-то момент мы точно увидим кого-нибудь лучше. Просто потому, что парни оставили дверь в воображаемый зал славы слишком открытой.
Проще говоря, Криштиану и Лео, скорее, похожи на кого-нибудь вроде Билла Рассела и Уилта Чемберлена из архивных кассет НБА 60-х: гениальных игроков, которые доминировали целое десятилетие, подмяли под себя всю лигу, побили уйму рекордов и остались в коллективной памяти не столько баскетболистами, сколько какими-то получеловеческими созданиями из античной Греции, которые настолько отличались от всех остальных, что конкурировать с ними было просто смешно. Проблема заключается в том, что и Рассел, и Чемберлен моментально отошли в тень, как только в НБА влетел Джордан – человек, который к середине 90-х вышел на такой пик баскетболиста и личности, что без проблем затмил всех остальных.
И к Уиллу, и к Биллу при всем их великолепии мог бы придраться даже пятилетний пацан, который только начал смотреть баскетбол, – точно так же, как сегодня вы легко найдете по парочке недостатков у Роналду и Месси. Рассел был идеальным командным игроком, но по цифрам вчистую проиграл битву Уилту. Уилт устраивал на площадке такое, что людям на полном серьезе казалось, будто на какой-нибудь школьный матч приперся 30-летний громила и просто вынес всех к чертовой матери – вот только за четырнадцать лет в лиге этот громила взял всего два титула и так и не понял всю важность игры на команду и взаимоотношений с партнерами.
За последние восемь сезонов Роналду и Месси вывели свое противостояние на совершенно запредельный уровень, но так и не решили главных проблем. Криштиану уже никогда не полюбят так, как любили Джордана, а чтобы обогнать Лео в исторической перспективе, одних только трофеев явно недостаточно – пока на одном экране будут крутиться нарезки из пяти лигочемпионских финалов, на соседнем Месси будет обводить по пять игроков за минуту, управлять игрой так, как не умеет вообще никто, и показывать такой разброс навыков, что кто-то обязательно спросит: «Погодите-ка... о чем это вообще идет речь? Вы издеваетесь? Да вы просто посмотрите на это!!!» При этом в другом углу зала славы точно такой же разговор будут вести о Роналду – и все эти аргументы про недохаризму Лео, трофей Криша на Евро-2016, проигранные финалы Месси на чемпионате мире и в Кубке Америки, призрак Диего, который бродил за ним всю карьеру, а также прохладные отношения с аргентинскими фанами с каждым годом будут выглядеть все более и более убедительными.
В конечном счете Роналду и Месси запомнятся как блистательные игроки, лучшие из всех, кого мы видели до того, как они впервые вышли на поле, – но все же недостаточно безупречные, недостаточно Джордан-неуязвимые, чтобы скинуть друг друга с первого места и остаться там в одиночестве.
Если только...
Если только через через 28 дней, два часа и пару-тройку безумно напряженных минут один из них не закончит турнир победителем.
Изменит ли это что-то на самом деле? Совершенно не факт. Во-первых, даже в случае выигрыша и тот, и другой легко могут остаться в тени партнеров – кто знает, возможно, Гонсало Игуаин, наконец, сочинит ключевой гол на последних секундах финала, Месси завершит карьеру в полуфинале, а Куарежма исполнит рабону со своей половины поля. Во-вторых, чемпионат мира можно выиграть самыми разными способами – но все эти полуминусы, недонедонедостатки все равно не исчезнут. И тем не менее, человеческая память устроена таким образом, что лет через двадцать мы будем помнить только о том, что кто-то из них (и, само собой, в первую очередь я говорю о Месси) все-таки выиграл главный трофей – а как только речь заходит о мифологии, исторической перспективе и прочих неконтролируемых вещах, раздуть до масштабов величия можно вообще все, что угодно.
С победой на чемпионате мира в финальные годы карьеры, слезами на последних секундах и вечным соперником, который, наконец, проиграл, сделать это будет особенно просто.
Переломный момент в карьере Погба
В жизни любого большого игрока рано или поздно наступает поворотной момент – и чаще всего им оказывается совсем не культовый гол, выдающаяся победа или еще что-нибудь в этом духе. Дэвид Бекхэм устраивал гениальные выкрутасы в «Манчестер Юнайтед» еще на экваторе 90-х (тот самый гол «Уимблдону» случился в 1996-м и моментально сделал Бекса международной мегазвездой), но по-настоящему вошел в список великих игроков только после дурацкого удаления на чемпионате мира во Франции и всего, что за этим последовало: национальная ненависть, угрозы, борьба за любовь публики и роскошный финал, в котором Бекс – все еще получаюший угрозы – положил фантастический штрафной Греции и в последний момент затолкал Англию в самолет до Японии и Кореи. Бекхэму понадобилось больше трех лет, чтобы пройти путь от самого ненавистного человека в стране до английской иконы – но началось все именно в ту секунду, когда Диего Симеоне сыграл в дурака, рухнул на поле и подкинул Бексу самое серьезное испытание в карьере.
Поворотный момент Криштиану Роналду тоже случился на кубке мира: разделавшись с Уэйном Руни в раскаленной игре с англичанами, португалец закончил турнир человеком, которого не пустили бы даже в какой-нибудь забытой богом паб на окраине Бирмингема. Сэр Алекс Фергюсон рассказывал, что Криштиану на полном серьезе боялся возвращаться в Манчестер и уже планировал переход в «Реал» Кальдерона; дошло даже до того, что Ферги пришлось лететь в Лиссабон и лично встречаться с Мендешем. К счастью, все закончилось именно так, как планировал Фергюсон: Роналду остался в Англии, получил такую порцию ненависти на стадионах и в прессе, что чудом сохранил самообладание, а затем выдал три подряд суперсезона, «моментально превратился из мальчишки в мужчину», как описал эту трансформацию Гари Невилл, и всего за один сезон эволюционировал из маменького сынка и неуклюжего понтореза в несгибаемого лидера сначала «МЮ», а потом и «Реала» со сборной Португалии.
У Поля Погба уже был один подобный момент – и кажется, мы частенько недооцениваем, как же это было сложно и круто: разругаться с Фергюсоном и уйти из «МЮ» проигравшим, чтобы уже через несколько лет вернуться самым дорогим игроком в истории клуба (и все это, по сути, еще в подростковом возрасте). И тем не менее, у Поля по-прежнему куча проблем: фанаты «Юнайтед» явно от него не в восторге, Моуринью провел около четырех месяцев, пытаясь промыть французу мозги всеми этими заигрываниями со Скоттом Мактоминеем, а Невилл, похоже, скоро сам заявится в Каррингтон, чтобы запереть Поля в кладовке и побрить его налысо. В финальных матчах чемпионата мира я планирую болеть за французов, так что, с одной стороны, было бы здорово, если бы Погба вытряхнул из головы всех своих демонов и выдал потрясный футбол. С другой стороны, поверить в это сейчас несколько сложно – и кроме того, есть подозрение, что какой-нибудь вопиющий провал помог бы его карьере даже больше, чем победа на главном турнире планеты.
В конце концов, у Погба уже и так полно общего с Криштиану и Бекхэмом. Возможно, если собрать полный комплект, и финал выйдет таким же счастливым.
Шоу одного человека
Может быть, Евро-2016 вышел и не самым зажигательным турниром XXI века, но как минимум две штуки я точно запомнил надолго: предельно драматичный финал с одним из ключевых эпизодов в карьере Роналду и феноменальный футбол Гарета Бэйла по ходу всего турнира, который периодически забирал мяч прямо из рук вратаря и бежал с ним через все поле, как будто вокруг не было вообще ни одного игрока в красной форме.
К сожалению, до России Гарет так и не добежал – зато добежали другие игроки, которые будут рубиться на этом турнире почти в одиночку: Мо Салах из Египта, Кристиан Эриксен из Дании, Роберт Левандовски из Польши и Сон Хын Мин из Южной Кореи. Разумеется, в каждой из этих команд есть, по крайней мере, один-два игрока, которые будут всячески помогать своим лидерам: у Салаха есть Эль-Ненни, у Левандовски – Крыховяк, Зелински и Пишчек; у Сон Хын Мина и Эриксена ассистентов чуть меньше, но по ходу турнира и в этих командах кто-то наверняка выйдет на новый уровень.
Тем не менее всем очевидно, кто работает в этих сборных супергероями – и есть что-то совершенно волшебное в том, как футболист приезжает на главный турнир своей жизни, зная, что он представляет несколько миллионов людей, понимая, что все зависит исключительно от него и что уже через пару недель он либо закатит в своей стране самую грандиозную вечеринку в истории, либо разобьет всем сердца и просто растворится в толпе.
Вспышка Габи Жезуса
Первые бразильские фаны прикатили в Россию еще на прошлой неделе (лично я натыкался на них уже трижды и до сих пор жалею, что не снял, как трое парней в гигантских желто-зеленых шапках носились в районе Ильинки, вопили песни и фотографировались с прохожими буквально каждые две минуты; еще одна причина, почему чемпионат мира – абсолютно лучшее изобретение человечества... НЕУЖЕЛИ ВСЕ И ПРАВДА НАЧИНАЕТСЯ УЖЕ ЗАВТРА???), и нет ничего удивительного в том, что у них отличное настроение. Впервые за последние двенадцать лет Бразилия прилетела на чемпионат мира не с компашкой случайных ребят, которые оказались в команде просто потому, что у федерации завалялась форма нужных размеров, а с игроками, которые действительно могут превратить весь турнир в одну большую рекламу Nike или Pepsi о новых бразильских легендах.
Марсело – прекрасен, Фирмино – на пике, Каземиро уже пару сезонов летает в космосе вместе с другими полузащитниками «Реала», а Аллисон/Эдерсон так хороши, что третьего вратаря в этом случае точно можно вызывать хоть из «Брюгге». Неймар? Вы можете относиться к нему как угодно, но если выкрутить здравый смысл на максимум, то равных Нею среди простых смертных в мире нет примерно с 2013-го. И кроме того, в отличие от Месси, Игуаина, Погба и прочих элитных игроков, бразилец – один из тех парней, которые будто вообще не чувствуют давления на самой большой сцене в мире. И не только не теряются под грузом ответственности, ожиданий и исторического бэкграунда, но и наоборот подзаряжаются от всего этого на полную мощь, врубают режим «Сейчас я устрою ТАКОЕ, что вы уже в перерыве будете покупать футболки с моей фамилией» и относятся к каждой игре так, будто она непременно войдет в историю – а остаться в ней незаметным еще хуже, чем проиграть.
В новой Бразилии есть и еще один футболист, за которым стоит следить особенно плотно. Полтора года назад Габи Жезус ворвался в английскую премьер-лигу с таким напором, что чуть не вытолкал из состава «Сити» Серхио Агуэро, а уже в 2018-м оказался первой достойной девяткой сборной Бразилии со времен Роналдо – номер, который целое десятилетие насиловали крендельки вроде Фреда, Фабьяно и других забытых героев. Само собой, пока мы понятия не имеем, как сложится карьера Жесуса, но знаете что? Если бы мне нужно было выбрать игрока, который подошел бы на роль местного идола еще больше, чем Ней, я бы точно остановился именно на форварде «Сити».
Разумеется, ни у кого нет даже малейших сомнений в том, кто именно лидер этой сборной Бразилии. Но вся штука в том после ухода из «Барселоны» Неймар настолько зациклился на собственном наследии и индивидуальных трофеях, что все дальше отходит от роли идеального бразильского футболиста – человека, который выходит на поле, чтобы получить удовольствие не столько от результата, сколько от самого процесса; который ценит трюки выше голов, и которому как будто вообще до лампочки, чем все закончится.
Конечно, все это – исключительно ощущения, и в 2005-м Роналдиньо наверняка хотел взять «Золотой мяч» не меньше Лэмпарда, Шевченко или Анри. И все же сложно представить, чтобы кто-нибудь из винтажных бразильских легенд парился о вещах вроде мирового господства и места в списке лучших игроков так же сильно, как Ней. Он прекрасно знает, как он хорош – и в отличие от Ронни, Роналдо, Роберто Карлоса и прочих бразильцев, ему явно недостаточно «просто весело провести время» на поле. Габи – по крайней мере, сейчас – точно лишен безразмерных индивидуальных амбиций Неймара. И, возможно, ультраталантливый новичок, который танцует, и улыбается, и все еще звонит маме после каждого гола, подходит бразильскому духу чуть больше, чем гений-суперзвезда, который каждое утро тратит от тридцати до пятидесяти минут, чтобы решить, что именно он скажет на вручении следующего «Золотого мяча».
Новые суперзвезды
Килиан Мбаппе, Марко Асенсио, Усман Дембеле, Маркус Рэшфорд, Тимо Вернер – мы думаем, что уже знаем, кто станет на этом чемпионате суперзвездой, но в этом-то и вся прелесть: мы понятия не имеем. Кто знал Месута Озила, Сами Хедиру и Томаса Мюллера до чемпионата мира в ЮАР? Нет, не так: кто знал, что эти парни ТАК хороши? Кто знал, как хорош Лукас Подольски до чемпионата мира в Германии? Кто действительно знал – с абсолютной уверенностью – за что именно руководство «Монако» заплатили 45 миллионов за год того, как Хамес приехал в Бразилию?
Можно забить в финале ЛЧ и моментально стать топовым футболистом, можно выйти из академии по ходу сезона, сделать дубль в игре с «Арсеналом» и за несколько месяцев пробиться в основу. В исключительных случаях можно даже стать одним из самых дорогих игроков планеты после одного-единственного сезона. И все же есть что-то особенно магические в том, чтобы прорваться в большую игру именно на чемпионате мира – когда на тебя совершенно точно смотрят все твои старые знакомые, дальние родственники, бывшие тренеры, девушки и одноклассники; когда ставки так высоки, что под давлением ломаются даже 30-летние супезвезды, а ты можешь всего за пару недель певернуть свою жизнь так круто, как невозможно сделать это ни в одной другой индустрии.
Приготовьте свои футбол-менеджеры, фентези-сборные и ультимейт-тимы. Скоро там точно появится, по крайней мере, один новый суперигрок.
Фото: Gettyimages.ru/Laurence Griffiths; commons.wikimedia.org/New York World-Telegram and the Sun staff photographer; РИА Новости/Александр Вильф; Gettyimages.ru/Gabriel Rossi; globallookpress.com/FEP/Panoramic, Ahmed Awaad; REUTERS/Paulo Whitaker, Eric Gaillard
Не знаю, как должен играть человек и что он должен выиграть , чтобы затмить величие Месси как игрока.
А так, статья интересная