8 мин.

Заварзин: «Кони-Звери» для Бельмондо» (в сокращении)

Бывший генеральный директор "Спартака" и "Динамо" отошел от футбола пять лет назад. Переключился на ресторан и ювелирный завод, которые уместились в соседних зданиях на Спартаковской улице. Ее название - пожалуй, единственное, что напоминает Юрию Заварзину о футбольном прошлом.

- У вас ведь когда-то было два ресторана - "Разгуляй" и "Спартак"?

- Сейчас остался только "Разгуляй". В тот день, когда перестал работать в футбольном клубе "Спартак", ресторан с таким именем превратился в "Цезарь Палас". Позже сделал из него ночной клуб, но быстро понял - не мое.

- Вы собственные деньги в "Динамо" или "Спартак" вкладывали?

- Иногда вкладывал на короткий промежуток времени. Потом забирал назад.

-----------------------------

- Самые мучительные переговоры в вашей жизни?

- Это в "Спартаке", когда пытались купить у "Алании" Мандрыкина, дай Бог ему здоровья. Владикавказцы не хотели его отпускать, постоянно задирали цену. В какой-то момент она достигла 1 миллиона 200 тысяч долларов. Заоблачные деньги по тем временам. Но Романцев дал добро. Я поехал в Новогорск, где поселилась "Алания". С гендиректором клуба Битаровым на словах обо всем сговорились. Оставалось оформить документы. В итоге целый день мне морочили голову. Битаров все время убегал куда-то с телефоном, возвращался, говорил: "Сейчас подпишем" - и снова исчезал. А под вечер огорошили: Мандрыкин не продается. Кто-то из больших осетинских начальников воспротивился переходу.

- С Романцевым дружите как и раньше?

- Давно не виделись. А когда-то отпуска проводили вместе, в Таиланде. Это я приглашал его в "Динамо", искренне верил, что все у нас получится.

- И вы же его увольняли?

- Никто Романцева не увольнял. Проиграли дома "Амкару", Олег в раздевалке сказал: "Я ухожу. Больше не могу работать". Ни у кого и в мыслях не было с ним расставаться. Мы после отставки остались у разбитого корыта.

- Покинув "Динамо", Романцев сокрушался в интервью: "Не хотелось мне никаких португальцев, а их все везли и везли…"

- Олег, прежде чем прийти в команду, составил список нужных игроков. Я сохранил его.

- Громкие фамилии?

- Семшов, Семак, Аршавин… И - ни одного иностранца. А Федорычев рассуждал иначе. Думаю, Алексей ошибался. Ни страна, ни клуб не были готовы к приезду Манише, Дерлея, Сейтаридиса. Звезды быстро начинали портиться. Были в Москве без жен - а здесь рестораны, красивые девушки. Бродили по ночным клубам, как другой наш любитель - Дима Булыкин.

- Вот и купили бы Аршавина.

- За молодого Аршавина просили не меньше, чем за звезду с Запада. Помню, как звонил в "Амкар", интересовался футболистом Волковым. Мне объявили - 7 миллионов долларов! И я закончил со звонками. Где Волков, где "Амкар" - и где 7 миллионов?

- Николай Старостин говорил: "Через мои руки прошло 13 поколений футболистов, и лишь вратарь Анатолий Акимов никогда ничего не просил". Вам такие игроки встречались?

- Дима Хлестов. Ни разу не торговался, не стремился выбить для себя особые условия. Что предлагали, на то соглашался. Хлестов - не только скромный, но и флегматичный. В "Спартаке" над ним посмеивались: "Дим, ты хоть знаешь, куда летим, с кем играем?" Он плечами пожимал: "Какая разница…"  

----------------------------------

- В обычной жизни вас футболисты удивляют часто?

- Вот, посмотрите, у меня на столе давняя фотография. Мы со "Спартаком" у Путина. На снимке нет одного известного игрока, фамилию не скажу. До Кремля он не добрался. С утра был пьян настолько, что и к шести часам вечера не смог отойти. Я дал Василькову команду: "Приведи его в порядок!" Бесполезно.

- Оштрафовали?

- Нет. Чемпионат к тому моменту завершился. Да и человек этот вообще-то не из любителей поддать. Вот говорят: футболисты - как дети. Ничего подобного. Многие законченные эгоисты.

- Вы были в комнате, когда Тихонову объявляли, что он уже не в "Спартаке"?

- Я Андрею и объявлял. Прилетели после игры, вдруг в аэропорту Романцев подсаживается ко мне: "Подойди, Юрий Владимирович, скажи, что Тихонов - не в команде…" Я подошел и сказал.

- Так легко?

- У Андрея был спад в игре, что продолжалось не один матч. Впрочем, все эти решения принимал только Романцев. Обсуждать их никто не имел права.

- Сам Тихонов вспоминал так - вы предложили ему обнародовать версию: "Скажи людям, что у тебя проблемы с печенью, поэтому уходишь".

- Я этого не говорил. Может, Васильков?

- Еще Тихонов добавил, что вы сообщили ему трансферную сумму - 700 тысяч. "А если соберешься в "Локомотив", то больше".

- Откровенно говоря, и такого не помню. Если что-то было, информация шла от Романцева. Сомневаюсь, что решение расстаться с Тихоновым далось ему просто. Он очень бережно относился к футболистам - но если уж кто-то его достал, пощады не жди. Тихонов в тот момент был лишним для "Спартака".

- Нынешнему его возвращению поразились?

- Это здорово, что Андрей вернулся. Мне как-то неловко видеть Витю Онопко в ЦСКА. Понятно, работа есть работа, но, наверное, лучше бы он был в "Спартаке". Самое сложное для Тихонова сейчас - перейти в иное финансовое измерение. У футболистов счет идет на сотни тысяч долларов, а помощники главного тренера получают десятки тысяч рублей.

- Титов говорит: "Спросите спартаковское руководство, почему я не уехал в "Баварию". Например, Заварзина…"

- Не хочу себя обелить или выгородить, но последнее слово было за Романцевым. Как-то перед матчем Лиги чемпионов нам действительно предлагали продать Титова. На переговорах от "Спартака" присутствовали мы с Есауленко. И попросили за него 20 миллионов. На самом деле это был повод, чтоб отказать. Но если б Олег Иванович сказал: "Отдайте" - поверьте, компромисс нашли бы. И продали бы Егора намного дешевле.

- Переговоры шли с "Баварией"?

- С "Реалом", кажется. Что именно испанцы интересовались - это точно. Помню, в какой гостинице сидели, но не помню название клуба.

- Чья была идея в 1998-м на матч против "Реала" взять с командой мага Юрия Лонго?

- Моя. Романцев, который тоже был знаком с Лонго, не возражал. Подумали: авось поможет? В Мадриде он первым делом попросил купить магнитофон и кассеты. Отнес их к Романцеву и сообщил, что должен "зарядить" двух-трех футболистов. Кого к нему привели, как это происходило, понятия не имею - я там не присутствовал. Зато на следующий день вдвоем с Лонго поехали на "Сантьяго Бернабеу". "Мне надо обойти вокруг поля, со штангами "поговорить", - предупредил он.

- "Поговорил"?

- Постучал по ним, что-то пошептал и сказал: "Всё, обеспечил". И вот, игра. "Реал" ведет 2:0. Поворачиваюсь к Лонго: "Юра?" - "Подожди". В концовке один мяч отыграли, но на большее "Спартак" не хватило.

- Что маг?

- Развел руками: "Не получилось…" Был, кстати, в моей жизни еще интересный опыт. Академик Бронников - слышали о таком?

- Нет.

- Специальными упражнениями развивает скрытые способности человека. Его методика позволяет научиться видеть даже слепому, читать с закрытыми глазами, освоить фотографическую память. Мы с Васильковым рассказали Романцеву об академике и решили пригласить его в Тарасовку. Обсудить, можно ли эти знания применить на благо футбола.

- Бронников согласился?

- Да, приехал с сыном и одним из своих учеников. В комнате собрались Романцев, Васильков и я. Ученику на глаза наложили плотную повязку - мы на всякий случай проверили, чтоб без обмана. Он подошел к столу, где у Романцева лежала книга. "На какой странице раскрыта?" - спрашиваем. Называет правильно. Протягиваем мобильный - безошибочно говорит список номеров, кому они принадлежат. Потом позвали Ширко и Бесчастных. Так он начал перечислять их травмы: у этого мениск вырезан, у того с голеностопом проблемы. И все не снимая повязки!

- Потрясающе.

- К сожалению, воплотить в жизнь программу Бронникова не удалось. Она рассчитана на длительный срок - как совместишь это с тренировками, сборами, переездами? Но с академиком с тех пор поддерживаю отношения. Даже выделил ему в своем офисе уголок, где Бронников год проводил прием. Теперь на Украине работает.

- Вы освоить его методику не пытались?

- Хотел бы, да где столько времени найти? А вот дочка посещала курсы и натренировала фотографическую память.  

----------------------------------

- Ювелирный завод - выгодный бизнес?

- Для поддержания штанов. В 90-е я регулярно бывал в Израиле, где жила теща. Познакомился с парнем, который надоумил возить оттуда в Россию ювелирные изделия. А со временем я открыл завод. Он продолжал работать, когда я был и в "Спартаке", и в "Динамо". Мне интересно, хотя огромной прибыли не приносит.

- Зато не приходится ломать голову над выбором подарков.

- Я часто дарю ювелирные украшения нашего завода. Поступают заказы и от футбольных клубов. Недавно для "Торпедо" выпустили ограниченную серию золотых значков, посвященных выходу команды в первый дивизион. До этого изготовили золотые значки с бриллиантами "Химкам", когда они пробились в премьер-лигу. И "Спартаку" медали делали. Меня всегда возмущало, что за чемпионство вручают банальные жетоны, не представляющие никакой ценности. А в наших медалях было по 50 грамм чистого золота.

- В 2001-м игрокам "Спартака" за первое место дарили перстни. Тоже вашего завода?

- Да. Кто сколько раз выигрывал со "Спартаком" чемпионство, у того на золотом перстне и оказалась соответствующая цифра, выложенная бриллиантами. Только у Хлестова была семерка, у остальных - четверка.  

--------------------------

Полная версия

P.S.  Текст выложил в сокращении, запостил только то, что касается непосредственно "Спартака", а вообще рекомендую зайти по ссылке и прочитать полную версию. Очень много интересного узнаете... По крайней мере интервью, мне лично, понравилось!