Атаманенко: «Болельщиков ждет много новинок!»
Коммерческий директор ФК «Спартак-Москва» и стадиона «Открытие Арена» дал интервью сайту "Спартака".
— Александр Владимирович, все с нетерпением ждали старта новой абонементной кампании…
— Да. О скором старте абонементной кампании клуб объявил на последнем домашнем матче сезона, показав на экранах стадиона проморолик «Жить игрой». Продажи стартовали во вторник. Технически мы были готовы сделать это на неделю ранее, но предпочли дождаться решения общего собрания Российской Премьер-Лиги касательно внедрения системы идентификации болельщиков на сезон-2018/2019. Результаты собрания мы узнали во второй половине дня в пятницу. В понедельник подготовили финальные настройки билетной системы, убрав из шаблонов печать «Спорт ID», провели тестирование и утром во вторник открыли продажи.
— Некоторые болельщики интересуются: почему сначала открываются продажи, а анонс на официальном сайте появляется чуть позже? По их мнению, это нелогично.
— Это осознанное решение. Оно направлено на распределение во времени пиковых нагрузок на сайт и билетную систему. Такие нагрузки краткосрочны, наблюдаются только в первый день каждого этапа продаж. Но при этом довольно масштабны. Для того чтобы распределить их, мы сначала открываем продажи на ticket.spartak.com и мониторим работу систем при средних нагрузках, затем, через несколько часов, публикуем официальный анонс на Spartak.com, еще через некоторое время информируем владельцев абонементов предыдущего сезона по СМС или через Viber, а уже на следующий день продаж отправляем email-рассылку. Такой принцип был и в прошлом сезоне, хотя одно из популярных спортивных изданий опубликовало у себя новость о старте продаж практически сразу же, с утра, сведя на нет наши усилия и тактические наработки. А в этом сезоне подобные мероприятия дали хорошие показатели: система работала стабильно и справлялась с нагрузками. Это притом, что по результатам первого дня продаж по количеству проданных абонементов мы идем, можно сказать, в чемпионском графике.
— Один из основных вопросов, волнующих болельщиков, — рост цен на абонементы. Как прокомментируете?
— Прежде чем комментировать ценовые изменения, хотелось бы напомнить о принципах формирования стоимости абонементов, которые действуют начиная с первого сезона на «Открытие Арене». Эти принципы достаточно просты: базовая стоимость абонемента равна суммарной стоимости билетов на все домашние матчи чемпионата России, дисконтированной на 35%. Плюс как бонус включен домашний матч Кубка России (до 1/8 финала). Далее к базовой стоимости применяются дополнительные скидки, а именно: скидка для владельца абонемента предыдущего сезона в размере 10%, детская скидка в размере 50%, скидка для детей — участников программы лояльности Spartak Kids в размере 75%. Кроме того, после покупки абонемента болельщик получает часть суммы в виде денариев, в зависимости от статуса в программе лояльности, максимум 14%. Денарии могут быть потрачены позже на покупку билетов и атрибутики клуба. Многие почитатели красно-белых по достоинству оценили эту возможность и активно ею пользуются. К примеру, в сезоне-2017/2018 поклонники «Спартака» оплатили нашими баллами товары и услуги на сумму 53 605 375 денариев. Часто таким образом болельщики приобретали билеты на еврокубковые матчи.
Теперь вернемся к вопросу роста цен на абонементы. В сезоне-2017/2018 была повышена стоимость билетов на домашние матчи чемпионата России, цены на которые два сезона не изменялись. При этом клуб, понимая, что у болельщиков будет повышенный спрос на абонементы после завоевания долгожданного трофея и что этот фактор можно использовать для повышения цен на них, все же принял решение «заморозить» цены на абонементы сезона-2017/2018. Это было сделано в качестве благодарности болельщикам за фантастическую поддержку в чемпионском сезоне. Таким образом, цены на абонементы не изменились, и разница в сезоне-2017/2018 между стоимостью абонемента и суммарной стоимостью билетов была гораздо больше обычных 35%: она превышала 50%. В сезоне-2018/2019 «заморозка» уже не действует, и клуб вернулся к стандартному расчету стоимости абонемента (суммарная стоимость билетов минус 35%).
— То есть приобретать абонементы по-прежнему экономически выгодно?
— Безусловно, это гораздо выгоднее, чем покупать билеты поматчево. Абонемент дает и ряд других существенных преимуществ. Прежде всего — гарантию покупки места на еврокубковые встречи. В прошлом сезоне владельцы абонементов это наверняка оценили: только абонемент давал возможность купить билет на матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы и возможность приобрести максимальное количество билетов в одни руки. Кроме того, у владельцев абонементов есть возможность купить дополнительные билеты для своих друзей на топовые матчи чемпионата России, что также пользуется спросом. В свободной продаже, как правило, после покупок владельцами абонементов и карт лояльности остается совсем небольшое количество билетов. О полном списке преимуществ можно прочесть здесь.
— Это все изменения, которые произошли в абонементной программе?
— Нет, не все. Расскажу о других новинках подробнее. Начиная с сезона-2018/2019 все абонементы и билеты на матчи будут продаваться только в онлайне, на платформе клуба tickets.spartak.com. В сезоне-2017/2018 доля онлайн-продаж билетов превысила 85%, то есть потребность продавать их в кассах ушла в прошлое. Таким образом, ФК «Спартак-Москва», вероятно, стал первым футбольным клубом в Восточной Европе, который практически полностью перевел в диджитал билетную программу (исключением будет являться продажа билетов на гостевые сектора). Это дает ряд преимуществ как клубу, так и его болельщикам, которым не нужно тратить время и ехать в кассу за билетом или за абонементом.
— Абонементы и ранее можно было купить онлайн, но при этом болельщикам нужно было все равно приехать в кассу, чтобы их получить, либо при покупке оплатить доставку. Теперь в кассу не нужно будет ехать совсем?
— Совершенно верно. Это еще одно изменение. Болельщикам нет необходимости приезжать в кассу для того, чтобы получить абонемент. Не нужно будет также дополнительно оплачивать доставку. Клуб взял на себя расходы по доставке, которая будет выполняться профессиональной специализированной компанией, доставляющей банковские карты. Подробнее о регионах и деталях доставки можно прочесть по ссылке. Болельщик сам выбирает, на какой адрес и в какое время доставить абонемент. Еще раз просим внимательно заполнять паспортные данные при оформлении покупки абонемента. Вместе с доставкой наш партнер будет сверять данные, указанные в анкете, с паспортом получателя.
— Есть ли еще какие-то нововведения?
— Наверняка болельщики обратили внимание на информацию о списке ожидания. Это новинка, которая будет полезна тем, кто хотел бы приобрести абонементы категории Premium (Platinum, Gold, Silver), но в настоящий момент не может это сделать, поскольку данные ценовые зоны полностью зарезервированы владельцами абонементов предыдущего сезона. Регистрируйтесь в списке ожидания, выбирайте интересующую категорию Premium-абонемента, и у вас будет приоритетная возможность покупки до начала свободных продаж — при условии, что кто-то не продлит свой абонемент и появится свободное место.
Еще один приятный сюрприз клуб приготовил владельцам абонементов, которые поддерживают команду с момента открытия домашнего стадиона и покупают абонемент на домашние матчи на «Открытие Арене» уже пятый сезон подряд. Такие болельщики получат персонифицированное место, на которое можно будет нанести свою фамилию, имя или никнейм. Естественно, в цензурном варианте. (Улыбается.) Надеемся, эта новинка будет приятна нашим самым преданным поклонникам.
Кстати, приоткрою карты: от того, как часто вы будете поддерживать команду в течение нового сезона, зависит и ваша скидка на продление абонемента через сезон. Сейчас при продлении абонемента все болельщики получают скидку 10%, независимо от того, сколько матчей было посещено владельцем абонемента сезоном ранее. При покупке абонемента на сезон-2019/2020 будет действовать правило: «Твой статус в программе лояльности — твоя скидка на продление абонемента». А поскольку статус в программе лояльности зависит от посещения матчей, то другими словами можно сказать: «Твоя посещаемость — твоя скидка». Мы рассчитываем, что такой подход к предоставлению скидки будет мотивировать болельщиков приходить на стадион как можно чаще, и поддержка на трибунах будет еще мощнее. Подробнее об этом мы расскажем немного позже, перед началом сезона.
Отмечу также, что наши англоговорящие болельщики могут комфортно оформить покупку абонементов, а в будущем и билетов, поскольку онлайн-сервис приобретения билетов доступен и на английском языке.
Кроме того, в этом сезоне некоторые партнеры клуба предоставляли владельцам абонементов преимущества в своих точках продаж: «Тушино-2018», Nike, kids city, Ivi, barber 13. В следующем сезоне список партнеров и преимуществ будет расширяться.
— Стоит ли нашим болельщикам ожидать повышения цен на билеты чемпионата и Кубка России?
— Цены на билеты на домашние матчи чемпионата России были повышены в прошлом сезоне, в сезоне-2018/2019 повышение не запланировано. Не планируется также менять и категории матчей: их будет три, как и ранее.
— Расскажите, появятся ли какие-то новые сервисы в новом сезоне.
— Да, они ожидаются, и по их подготовке ведется активная работа. В новом сезоне будет доступна покупка билетов на матчи прямо из приложения ; этот функционал сейчас уже на этапе тестирования. Кстати, официальное клубное приложение довольно часто обновляется, в нем появляются все новые и новые функции, поэтому рекомендую не забывать устанавливать обновления.
К началу нового сезона появится еще одна удобная для посетителей нашей арены функция — заказ и оплата еды и напитков прямо из приложения с доставкой на указанное место. Этот сервис находится в статусе высокой готовности. Таким образом, нашим болельщикам можно будет не тратить время на очереди в перерыве, не отвлекаться от просмотра матча. Сервис будет доступен для большей части трибун, исключением останутся только сектора активной поддержки.
Огромный объем работы предстоит провести в связи с трансформацией домашнего стадиона после чемпионата мира — 2018 в привычную для наших болельщиков конфигурацию. Это позволит существенно улучшить логистику вокруг арены, сделать доступ на стадион проще. К тому же в процессе трансформации запланировано расширение входных групп на Востоке, что позволит болельщикам с большим комфортом проходить на арену в пиковый период перед началом матча. Кроме того, можно будет приезжать на игру на велосипеде, запланировано добавление стоек для парковки.
Наш партнер по кейтерингу, компания «Арена Фудс», кроме сервиса доставки заказа на место, планирует порадовать поклонников новинками. На семейной трибуне (нижний ярус трибуны С) появится точка питания в новом формате — пиццерия известного и популярного бренда Pizza Hut. В существующих точках питания, с учетом пожеланий наших болельщиков, будет обновлено меню: появятся дополнительные позиции. Кроме этого, в теплый период года на прилегающей к стадиону территории будут работать мобильные точки (фуд-траки) в разнообразных форматах.
Что касается питания в Premium-сегменте, то мы также работаем над тем, чтобы оно улучшилось. В первую очередь изменения планируются в ресторане Platinum. В данный момент прорабатываются детали реализации проекта, и прежде всего его сроки с учетом чемпионата мира, который пройдет на нашей арене, а также очень плотного графика других мероприятий. Поэтому подробнее об этом расскажем позже. Надеемся, владельцам абонементов категории Platinum эти изменения понравятся: они действительно позволят поднять уровень комфорта и сервиса на новую высоту.
Будет уже пятый.
2) Стоит продавать Д на абонементы - хотя бы несколько секторов. Чтобы на матчах с "подвалом" было больше народа. Сейчас стадион каждый раз на четверть пустой - во многом из-за этого.
3) Территория ВОКРУГ стадиона очень неуютная - пока списываю на все эти бараки, построенные к ЧМ18. Надеюсь, ситуация улучшится.
4) Надоело, что не дают после матчей пользоваться "дальним" входом в м. "Спартак". Это могло снизить нагрузку на ближний вход.
5) Если игра в будний день, то надо открывать абсолютно все входы, так как 90% болельщиков вынужденно приезжают в одном и том же временном интервале - отсюда толпы на входе.
В-общем много, что есть улучшать.