Что можно улучшить на «Центральном» в Алматы без больших вложений?
Любой стадион может быть комфортным. Но как?
На данный момент у футбольного клуба «Кайрат» в плане инфраструктуры есть практически все. Начиная с двух детских академий высокого качества, юношеской академии с жилыми номерами и одной из самых продвинутых и крутых баз в странах СНГ и Европы. Но в этом ряду не хватает только одного - современного стадиона.
Стоит признать, что «Центральный» с его потрясающим газоном, историей и особой атмосферой не совсем удобен для комфортного просмотра футбольных матчей вживую. Все из-за того, что это стадион олимпийского типа и трибуны расположены довольно далеко от поля. И это минус, даже для такого крутого стадиона.
Как решить эту проблему? Глобально, конечно же, снести и построить новую арену, либо провести реконструкцию, как это сделали на стадионе «Лужники» в Москве.
Мы знаем, что уже есть проект, на котором видно - планируется сделать «Центральный» лучшей ареной в Казахстане. Согласно рендерам от проектировщиков и официальному пресс-релизу, стадион получит новую геометрию трибун, что позволит приблизить болельщиков максимально к полю. Так же будут многочисленные скай-боксы и места повышенного комфорта. Соответственно в подтрибунные помещения переедут различные точки питания, фан-шоп, музей и много интересных зон притяжения.
Но это будет не раньше, чем через несколько лет. А пока…
Давайте подумаем о том, какими способами можно сделать из неудобного стадиона, хороший, комфортный и к тому же прибыльный объект.
Рассмотрим варианты, которые могут вывести стадион на новый уровень.
Начнем с визуальной картинки. Посмотрим на примеры того, как это делают на аналогичных стадионах.
1. Брендинг стадиона. Для крутой и красивой телевизионной картинки надо закрывать все некрасивые места
Как я уже говорил в предыдущей статье, очень важно сделать красивую телевизионную картинку. Давайте посмотрим на примере стадиона «Луи II» в Монако, на котором так же есть беговые дорожки, но они умело создают красивую картинку.
Или взглянем на стадион другого французского гранда из Парижа. Из-за того, что «Парк де Пренс» в прошлом был велодромом (не путать с Марселем), у него остались большие расстояния от трибун до поля, но парижане знают толк в красивой картинке и делают из своего старого стадиона настоящую конфетку. Обратите внимание, как хорошо они обыграли все открытые зоны. Поэтому тысячи болельщиков делают селфи с матчей и делятся этой красотой с остальными потенциальными болельщиками.
Кстати, есть один интересный прием, которым пользуются многие телевизионщики, для создания хорошей картинки на стадионах с беговыми дорожками - стоит только спустить основную камеру на несколько метров ниже, как сразу меняется угол и создается впечатление, что дорожек нет.
2. Временные трибуны за воротами
Настоящая футбольная атмосфера и футболисты как на ладони? Мечта каждого болельщика. В футбольном клубе «Кальяри» построили практически новый стадион в чаше старого олимпийского стадиона «Сант’Элия».
Обратите внимание, как все устроено и какой отличный обзор открывается болельщикам на поле. Стоит отметить, это решение было временным, как и сами сборные и разборные трибуны. Сейчас островитяне обзавелись чисто футбольным стадионом, а его болельщики наслаждаются красивым футболом.
3. Pitch-side seats
Американцы давным-давно знают толк в том, как делать максимальную выгоду из пустоты. Первыми, кто установил специальные трибуны прямо возле поля стали «Нью Йорк Сити» у которого бейсбольный стадион «Янкис» с неудобным расположением трибун.
Конечно, ведь они знают, что на такие места будет высокий спрос и соответственно ценник. Представьте, у вас появляется возможность наблюдать за Давидом Вильей с расстояния практически в 1 метр! В «Кайрате» есть Аршавин, на которого ходят и смотрят, а самое главное есть огромная зона на беговой дорожке с восточной и западной стороны, где можно сделать условный Match Experience Zone by Kairat FC.
Кстати, а вы купили бы себе билеты на такие места?
4. Отодвинуть скамейки запасных максимально к трибунам
Просто элементарнейший пункт. В УЕФА и ФИФА давно поняли, что футбол играют для болельщиков, а им необходимо создать условия для комфортного просмотра матчей. На центральном стадионе большой проблемой является то, что скамейки располагаются очень близко к полю, а это ведет к плохому обзору с нижних рядов. Представьте, сколько человек упускает важные игровые моменты и фактически тысяча билетов являются негодными, потому что 30% поля всегда будут закрыты.
На картинках вы можете увидеть, что на «Лужниках», «Парк де Пренс» скамейки находятся на правильном расстоянии от поля, что позволяет всем болельщикам видеть происходящее на поле.
Кстати, проведите небольшой эксперимент. После любого матча «Кайрата» почти сразу начинают откатывать скамейки к ограждению и с нижних рядов открывается обзор на все поле.
Сравните вид во время матча и после. Для этого вам надо будет спуститься на нижние сектора и сделать фотографию =)
Идем дальше.
5. Завезти на стадион дополнительные точки питания
Не секрет, что стадион в Алматы обладает хорошей прилегающей территорией, на которой необходимо размещать точки питания и места, где можно выпить различные напитки. На данный момент на территории стадиона (после прохода турникетов) есть всего 2 общедоступные точки питания, что на самом деле очень мало для тысяч болельщиков, которые приходят на матчи.
Почему бы не увеличить такого рода точки? Стоит обязательно отметить, что точки питания не должны выглядеть как типичные палатки «а-ля 90ые», а быть специальным боксом с красивым дизайном. Данные боксы можно сдавать в краткосрочную или долгосрочную аренду различным FOOD-компаниям. Чем не дополнительный доход?
6. Держать стадион в максимальной чистоте
Обязательный пункт, особенно для такого крутого стадиона как «Центральный». Согласитесь, ведь неприятно, когда в теплый алматинский день вы приходите на футбол, покупаете билет, проходите на свое место и садитесь на пыльное сиденье. Очень важно, чтобы клининг на стадионе был на высоком уровне, для того чтобы каждый болельщик сидел в чистоте.
7. Сделать понятную навигацию
Пройдите путь глазами обычного болельщика, который впервые приходит на матч и вы поймете, что у человека сразу возникает вопрос, как же добраться до своего места.
На данный момент на стадионе есть только схема объекта с указанием секторов, как на политической карте мира. Но нет указателей, которые подскажут, в каком направлении идти к своему сектору и к своему заветному месту. Направлять болельщика необходимо еще до того, как он зашел в саму чашу арены.
Примеров в мировом опыте масса. Достаточно посмотреть на то, как делают навигацию на стадионах предстоящего мундиаля в России.
8. Установка дополнительных VIP мест и скайбоксов
Если вы хоть раз были на центральном стадионе, то наверняка замечали серое строение в самом центре западной трибуны. Данное сооружение состоит из 2 полноценных этажей, где на одном из них располагается правительственная ложа, а выше находятся технические помещения с полноценными комнатами. В одной сидит диктор, который объявляет голы и замены, а во второй находится бригада, которая управляет звуком, главным табло и LED-дисплеем. Именно в этих комнатах можно было сделать те самые скайбоксы, которые будут приносить дополнительный доход. Куда перенести тех помещения? Думаю, можно придумать.
Второе. На стадионе есть VIP места, но это такие же сиденья, как и на любом секторе, плюс скамейки запасных перекрывают определенную часть поля. Да, на них есть мягкие подушки, а владельцы абонементов могут выпить напитки и перекусить в специальном VIP-Lounge баре, но данного удобства недостаточно в наше время. Понятно, что менять эти позиции не имеет смысла, если клуб собирается реконструировать стадион, но подумать над этим можно.
9. Привести туалеты в идеальную чистоту
Возле стадиона располагаются 3 объекта закругленной формы. Это и есть туалеты, которые могут обслужить сотни болельщиков за раз. Возвращаемся к клинингу. Все на стадионе может и должно быть в идеальной чистоте. Не надо надеяться, что человек сделает все правильно и после него не нужно будет убирать. Это общественный объект и поэтому надо создать все условия, чтобы каждый болельщик чувствовал себя комфортно.
Пункт довольно легкий в исполнении, и я бы его не добавлял в список, но мне частенько говорили, что там не всегда приятно находиться.
Ну и конечно же…
10. Сервис!
Именно отличный сервис подсознательно создает в головах людей то чувство, которое заставляет его приходить на матчи снова и снова. Первоклассный сервис должен быть буквально везде, начиная от касс и заканчивая работой с правоохранительными органами.
Каждый, кто имеет контакт с болельщиком и потенциальным человеком, который готов тратить деньги, должны правильно разговаривать и проходить специальные тренинги. Когда все будет как в пятизвездочном отеле международного уровня, тогда сразу поднимется уровень удовлетворенности потребителя.
В завершение, хотел бы отметить, что я взял «Центральный» стадион Алматы в пример, потому что я знаю почти все о нем. Он является моей любимой ареной в Казахстане, но со своими проблемами. И я уверен, что почти на всех стадионах нашей страны есть аналогичные недочеты.
Поэтому друзья, если вы хотите находиться в лучших условиях на своих стадионах, то нам надо говорить об этом и обсуждать. Только после того, как возникнет общественный запрос, мы добьемся желаемого.
А что вы бы добавили в данный список улучшения стадионов? Делитесь в комментариях.
Автор: Алим Раздыков
Конечно по комфорту Центральный стадион в Алма-Ате уступает, но в нём есть своя изюминка и если что-то переделывать, то делать это нужно очень осторожно, что бы не испортить то что есть.
В марте ездил на матч Порту-Боавишта. Заметки: Точки питания, уборные на каждом секторе и ярусе, понятная навигация, отличная работа служб безопасности, чистые и удобные сиденья. Кстати билет стоил всего 18 евро. Верхний ярус, по центру. Шикарный обзор.
Не к теме ) Еще в Португалии болельщики просто бешеные. В метро (рядом со стадионом) когда выходили, видел фанов Боавишты. Так они там чуть пожар не замутили, взрывали фаера, думал что теракт. А полиция спокойно в режиме наблюдения за ними следила, главное чтобы рядом фанов Порту не было. Окажись они глазу на глаз, 100 процентов было бы месиво.
Ребрендинг только к лицу многомиллионнику..