16 мин.

Que viva España! Как выглядит финал Лиги чемпионов с сектора «Реала»

Первые болельщики приезжали в Киев за пару дней до финала Лиги чемпионов. Испанцы и англичане деловито прогуливались по столице, выбирая сувениры и пока ещё притягивая к себе внимание. Через день мадридисты и скаузеры в городе станут абсолютно нормальным явлением.

В четверг на Крещатике открыли фан-зону – «фестиваль чемпионов».

22

Открывали её без лишнего пафоса, всего-то Кафу принёс кубок Лиги чемпионов на специально оборудованную площадку. Легендарный бразилец ходил без охраны, стюардов, волонтёров и прочих отгоняющих от него лиц. И знаете что? Вокруг него не было гигантских толп с просьбами о фото или автографе.

Кафу
22

Здесь оборудована небольшая футбольная площадка, на которой за сутки до финала пройдут матчи легенд («Реал» победит), а в остальное время будут играть все желающие. Здесь же можно выпить пива, отведать шашлыка, купить официальную атрибутику к финалу или просто послушать музыку возле сцены.

22

Другая точка притяжения – стадион. Вопреки ожиданиям, здесь не собирались перекупщики с пачкой билетов. Наоборот, немало людей ходили с табличками «need a ticket», жалобно заглядывая в лицо и спрашивая, есть ли лишний билетик.

Но большинство объективно оценивало свои шансы, поэтому прежде чем отправиться на фан-зону, фотографировались у стадиона. Красивых фотозон хватало. Многие украинцы просили о совместном фото скаузеров и мадридистов. Испанцы и англичане улыбались, но в фото не отказывали никому.

Кое-где мелькали футболки других клубов. И если в цветах «Челси» или «Арсенала» щеголяли местные, то пара ребят в футболках «Барселоны» действительно приехали из Каталонии.

– Понимаешь, – смущённо улыбается Жерар, – когда я подавал заявку на финал, я и подумать не мог, что «Барса» может кому-то проиграть в четвертьфинале. Оплатил перелёты и отель ещё в марте, не отказываться же от поездки. Надеюсь, «Ливерпуль» победит.

22

Болельщики постарше оккупировали близлежащие бары и рестораны, делая им месячную выручку. Кафе напротив стадиона грамотно выкрутилось из ситуации, предложив соревнование с двумя банками для чаевых на выбор. 

22

В десять утра субботы открылись кассы. Не для всех желающих, разумеется. Вход к заветному окошку ограждал суровый испанец, который грозно спрашивал, из какой вы пеньи (клуб болельщиков). В кассах мадридисты просто забирали купленные предварительно билеты.

Около них с надеждой вертелись болельщики. А вдруг у кого-то будет лишний билет? Двое мужчин крутились около стадиона уже с десяти утра и до самого вечера. Только при мне они умудрились выпросить у испанцев несколько «лишних билетиков» практически по номиналу и якобы для себя. Эти билеты тут же уходили на перепродажу с максимальной наценкой.

22

Пара слов о ценах: весь май на viagogo билеты стартовали от 500 евро (за 3 и 4 категории номиналом в 70 и 160 евро), на местных украинских сайтах – от 400 евро и до бесконечности. За неделю до финала цены взлетели выше 600 евро. За день до финала я обзванивал около десяти перекупщиков. Итог: от 650 до 2000 евро за билеты 2-4 категорий.

Рекорд жадности поставил один украинец, который заявил, что за 1500 евро от сердца отрывает билет 4 категории (номиналом, напомню, 70 евро). И это, по его словам, чуть ли не в убыток себе.

22

О покупке билета я договорился заранее, но в какой-то момент мой продавец позвонил и растерянно сказал:

– Знаете, тут такое дело, пришли депутаты Верховной Рады и забрали все билеты…

Так что свой билет я купил только за 3 часа до матча. С изначальных 600 евро удалось скинуть цену до 550 евро («ладно, но ниже никак, это будет в убыток», – заявил перекупщик), а ещё спустя три минуты красноречия – 530 евро.

22

К тому моменту я каждые полчаса обзванивал спекулянтов, у которых стремительно заканчивались билеты, а цены ползли вверх: если утром билет стоил 600 евро, то к 18:00 уже 800. Некоторым повезло купить билет не у перекупщиков, а у англичан или испанцев. Такие билеты обходились порой даже в 200 евро. Но это скорее исключения из правил.

Хуже всего пришлось скаузерам. Англичан прибыло гораздо больше, чем испанцев, и билет в их сектора стоил гораздо дороже. У одного и того же спекулянта билет в сектор «Реала» мог стоить 700 евро, а в сектор «Ливерпуля» – 1000.

Два русскоязычных болельщика «Ливерпуля» были счастливы, когда сумели купить билеты на матч, но резко погрустнели, увидев, что их места в секторе «Реала». Парни носились около стадиона и просили испанцев поменяться билетами. Надеюсь, им удалось.

22

Днём станцию метро «Олимпийская» и прилегающие к стадиону территории закрыли для прохода. Это создавало некоторые трудности отдельным местным жителям. Благовидная старушка типа «божий одуванчик» невыносимо ругалась:

– Понапридумывали тут, футболы всякие, мне что, два лишних квартала обходить?!

22

Тем временем на стадион повезли кубок Лиги чемпионов. Специальная спонсорская машина, «разрезанная» пополам, медленно везла ценный трофей, чтобы все могли насладиться этим действом. Йон Арне Риисе контролировал процесс.

Логистику для болельщиков продумали: так, таблички на улицах указывали, в какую сторону идти болельщикам «Реала», а в какую – «Ливерпуля». Правда, возникала лёгкая путаница в тех случаях, когда скаузеры попадали на сектора, отведённые для мадридистов – и наоборот.

22

Вы знаете самое страшное чувство, которое может испытать болельщик? Нет, это не пенальти в ворота твоей команды на 99-й минуте. Это та секунда, в течение которой турникет сканирует билет на матч, купленный тобой с рук.

Сердце бешено бьётся. Зажигается зелёная стрелка. Судорожно выдыхаю.

Рядом англичанин яростно спорит со стюардом. Убедить не удаётся: украинец отправляет болельщика на «проблемный вход», где собирались люди с фальшивыми или испорченными билетами.

А на стадионе уже деловито снуют скаузеры. Поднимаюсь на второй ярус и вижу Маруана Феллайни. Каждый болельщик «Ливерпуля», конечно, его узнаёт. И каждый второй орёт ему в лицо различные непристойности. Их можно понять: бельгиец поиграл и в ненавистном скаузерам «Эвертоне», и в «Манчестер Юнайтед». Что ещё нужно для ненависти?

22

За два часа до матча красные сектора уже заполняются, пока испанцы продолжают гулять вокруг стадиона. Минут за 20 до стартового свистка трибуны уже заполнены и готовы петь. На «Олимпийском» включают сначала Hala Madrid y nada mas, а затем You’ll never walk alone.

И вот незадача: мадридистам не дали допеть! Песню оборвали после первого куплета и включили YNWA. На что испанцы пожали плечами и просто продолжили петь без музыкального сопровождения. Песни англичан в испанских секторах не услышал никто.

22

Игроков «Реала» при объявлении составов называли по номерам в порядке возрастания, но сделали исключение для одного игрока – Криштиану. И его объявление вызвало настоящий Эйяфьятлайокудль на трибунах: мадридисты проорали его имя так, словно от этого зависела их жизнь, а скаузеры освистали так, будто Роналду планировал забить в финале не меньше трёх.

– Ну, где там уже футбол? – в нетерпении произносят болельщики. Кидаю взгляд на зелёный газон, оборачиваюсь на болельщиков, смотрю в телефон, снова кидаю взгляд на газон. И остолбеневаю.

22

Поляну застелили огромным ковром. Эй, это вообще законно?! Нет, правда, это произошло настолько быстро, что я на мгновение усомнился в реальности происходящего. А после выступления Дуа Липы и файр-шоу прямо над полем возник вопрос к УЕФА: оштрафует ли федерация саму себя за использование пиротехники на стадионе?

На часах 21:40, на газоне ещё поют, а мы на трибунах растерянно пытаемся понять: неужели матч начнётся в 21:45? Но всё было продумано и свисток дали вовремя.

Ультрас на нижнем ярусе сразу же растягивают баннер, уже ставший классикой: Hasta el final, vamos Real («вплоть до финала, вперёд, Реал!»). Баннер показывают на большом экране и это сразу же вызывает одобрительный гул мадридских секторов.

Казалось, что ты уже успокоился, не мандражируешь и полностью контролируешь себя. Нет! Прозвучал свисток – и снова сердце бьёт все рекорды скорости. Есть только один способ прекратить волнение – орать громче всех.

22

– Ale, Real Madrid, ale, ale! – сразу же заводят испанцы. Их нельзя не поддержать. Это не поддаётся рациональным объяснениям. Просто чем громче ты поёшь, тем больше шансов, что Бензема забьёт.

«Ливерпуль» поджимает, над испанскими секторами виснет волнение, и только небольшие красные островки скаузеров (те, кому не повезло купить билет с рук на мадридскую сторону) вскакивают во время опасных моментов.

22

На седьмой минуте сектор ультрас заводит illa, illa, illa, Juanito marravilla. Песню поддерживают не все, кто-то позади спрашивает:

– А о чём речь?

И неожиданно для всех мужчина в футболке «Ливерпуля» начинает рассказывать о легендарном Хуанито, погибшем в автокатастрофе, в честь которого мадридисты поют на каждой седьмой минуте матча.

 «Ливерпуль» пробивает штрафной, напряжение на секторе можно размешивать чайной ложечкой. Пожар у ворот «Реала» заставляет вскакивать народ с мест. Это похоже на давно оставшуюся в детстве игру «морская фигура, замри» – люди замирают в самых неестественных позах, когда игроки «Ливерпуля» начинают бить по воротам, а футболисты «Реала» эти удары блокировать. Варан выносит мяч, болельщики шумно выдыхают. Кажется, целую минуту никто не дышал.

22

Запели английские болельщики. Красные островки в белом море поддерживают их. Мадридский сектор притих, и только споук с микрофоном орёт: «vamos, vamos!». Спустя пару секунд сектор вновь поёт.

Отменённый из-за офсайда гол Бензема вызывает самую противоречивую гамму эмоций. Практически все болельщики в едином порыве сначала хватаются за голову после сейва Кариуса, потом подпрыгивают на месте и начинают орать после гола Бензема, а затем медленно затихают и оседают на месте. Гол отменён. Кто-то начинает орать нелицеприятные вещи про Карима, угодившего в офсайд (на самом деле, в офсайде был не он, но это можно было узнать только после матча).

– Ничего, – кричит в ответ один из болельщиков, – Бензема сегодня ещё забьёт! Забьёт такую красоту, что вы все заткнётесь!

О, как же он был прав.

22

«Реал» получает право на угловой, Рамос бежит в штрафную. Один из испанцев смеётся, снимает байку, хлопает себя по спине, и все видят на его спине четвёртый номер и фамилию Рамоса. Сектор улыбается – все поняли намёк.

Шустрые парни в шлемах викингов поют без перерыва на обед, явно случайно забредшие на сектор девушки делают селфи, а скаузеры молятся на Клоппа. Свисток на перерыв как-то совершенно неожиданно застаёт всех врасплох. Народ летит занимать стратегически важное место в очереди за пивом и едой.

В перерыве встречаю перекупщика, который продал мне билет.

– Здрасте, – говорю. – Какими судьбами? По чём билет брали? – смеюсь я.

Второй тайм начинается с удара Иско в перекладину. Но не успели мадридисты посетовать на невезение, как забил Бензема. Вот Кариус возится с мячом, вот Бензема его прессингует. Немец отпасовывает в сторону и…

22

Да вы и сами это видели. Бензема успевает дотянуться до катящегося мяча и изменить его траекторию. Позже я пересматривал этот эпизод, уместившийся буквально в три секунды, и удивлялся тому, как же долго он тянулся на стадионе.

Вы даже не представляете, насколько медленно катился мяч в сетку. Очень медленно. И было непонятно: мяч катится так неспешно, почему же Кариус не сходит за ним и не заберёт? А когда он подкатился чуть ближе, возник другой вопрос: куда мяч отрикошетит от штанги? Но он всё-таки прошёл чуть мимо и аккуратно вошёл в сетку.

Следующую минуту своей жизни я помню смутно. Вокруг носились испанцы, братья-викинги орали что-то на ухо и тыкали в скаузеров, где-то внизу шумели ультрас и прославляли Бензема. Кто-то очень громко смеялся, а кто-то просто орал как бешеный.

22

Очень скоро «Ливерпуль» сравнял. Мгновение, когда мяч летит в Кейлора, а затем меняет траекторию усилиями Мане, и ты практически молишься: а вдруг мимо? Может, пронесёт? Нет, не пронесло.

Красное ливерпульское море на противоположной стороне взрывается и бурлит. Братьям-викингам возвращают должок, а мужчина, до этого крайне сдержанно реагировавший абсолютно на всё, вскакивает, выбегает на лестницу, боксирует как Клопп, и, чеканя каждое слово, орёт:

– It’s! Liver! Fucking! Pool!

А стадион снова запел You’ll Never Walk Alone, воспользовавшись испанским затишьем. Испанец рядом грустно пишет в мессенджере, что «Реал» только что пропустил, а девушка по соседству умоляюще произносит:

– Забийте, будь ласка!

(простите за вертикальное видео)

Когда Иско в очередной раз не реализует шикарный эпизод (Кариус вытаскивает из уголка), кто-то задумчиво произносит:

– Иско не везёт. Зизу, давай Бэйла!

Зидан как будто услышал эти просьбы. Иско весело проводили, Гарета встретили сумбурно. Через две минуты он откликнулся на подачу Марсело и пробил через себя. И снова как будто активирован режим «слоу мо»: Бэйл медленно отталкивается от газона, взмывает в воздух, бутса касается мяча…

Абсолютно невероятное чувство, когда мяч медленно летит в сторону ворот, а ты ждёшь развязку целую вечность. Попадёт в створ? Вытащит Кариус? Всколыхнётся сетка? Только когда мяч попадает в сетку изнутри, ты понимаешь, что произошло. Понимаешь, но ещё не осознаёшь.

Ты встаёшь, вскидываешь руки к небу, закрываешь глаза и слушаешь, как вокруг тебя бушует океан. Тебя хлопают по спине, задевают шарфом, обливают пивом, что-то кричат на ухо, а ты стоишь и думаешь: пресвятой Рауль, это лучшее, что я видел.

22

Болельщики «Реала» достают испанские флаги и начинают петь:

– Que viva España!

Где-то рядом достают каталонский флаг, но не запрещённую Эстеладу, а официально разрешённую Саньеру (без звезды на синем фоне).

– Это болельщики «Реала» из барселонского фан-клуба, – улыбается пожилой испанец, заметив мой вопросительный взгляд.

Лориса Кариуса, второй тайм проводившего около сектора «Мадрида», нещадно освистывают. Бензема, который в очередной раз остался, чтобы прессинговать вратаря, встречают аплодисментами и улюлюканьем. Немецкий голкипер не выдержал давления и второй гол валлийца закрепил итог: в то, что один мяч «Ливерпуль» мог отыграть, ещё верилось, но два за 10 минут – уже нет.

– У вас отличная команда. Уверен, через год вы будете праздновать! – приобнимая, говорит испанец англичанину. Тот грустно улыбается.

22

Все эти десять минут до конца матча мадридисты поют, фотографируются и делятся эмоциями друг с другом. Скаузеры тихонько покидают сектор, не желая быть чужими на этом празднике жизни.

– Это мой четвёртый финал, – рассказывает один из мадридистов. – Первый был в Амстердаме, когда играли с «Ювентусом».

Я почти не успеваю удивиться, потому что он тут же добавляет:

– Вон тот парень посещает уже седьмой финал. Куда мне до него!

Финальный свисток болельщики встречают восторженным рёвом. Рамос поднимает кубок над головой, после чего отдаёт его Марсело. Бразилец бежит с трофеем к болельщикам. Вокруг него вьются фотографы, но он футболист техничный, поэтому всякий раз находит выход из окружения.

А Рамос исполняет тореро – это традиция, которую когда-то зародил Рауль. Болельщики осторожно гудят, когда Серхио водит флагом, и резко выдыхают, когда он уворачивается от невидимого быка.

22

На выходе песни и пляски продолжаются. Периодически мелькают люди с табличками: «я коллекционер, подарите билет». Я тоже коллекционер – держу в руках ещё один билет. Отдать его мог только полностью разочаровавшийся в жизни скаузер или человек, для которого этот финал ничего не стоил. На билете стоит цена: 0 евро.

Для кого-то матч и впрямь ничего не стоил. А для кого-то это трагедия – или сбывшаяся мечта.

Фото: автора, goal.com, rsport.ria.ru