6 мин.

Пришло ли время диджитал в казахстанском футболе?

...или как повысить узнаваемость и посещаемость футбольных клубов в КПЛ.

Начнем с небольшого анализа того, что мы имеем сейчас и рассмотрим общую ситуацию с посещаемостью в местном чемпионате. 

Конечно мы понимаем, что она удручающая. На данный момент средняя посещаемость Премьер-Лиги 3,853 человека, а в прошлом году 3,899 за весь сезон. У лучшего клуба по данному показателю, алматинского «Кайрата», средняя посещаемость равна 9,583, у Чемпиона страны, столичной «Астаны» на домашние матчи ходит в среднем 5,200 человек, а у команды, которая всегда славилась своей посещаемостью, «Актобе» приходит по 5,260 человек на домашние матчи.

Не будем забывать и о том, что данные цифры хоть и официальные, но никак не точные. Потому что абсолютно в каждом матче посещаемость выставляется инспектором «на глаз», и как правило эти цифры оказываются в протоколе слегка завышенными.

Конечно, мы понимаем, что некоторые клубы на данный момент не успели провести ни одной игры на своей домашней арене. Таковые у нас сейчас «Тобол», «Окжетпес» и «Акжайык», но если мы посмотрим на прошлогодние показатели их домашних матчей (2,856, 1,984, 2,281 соответственно), то сразу увидим, что географический показатель не является объяснением того, что на клуб не ходят болельщики.

Во втором десятилетии XXI века уже все понимают, что в современном футболе должен работать профессиональный маркетинг, но если данное направление будет работать правильно, то мы и получим желаемый результат. Пока возникает ощущение, что во многих локальных футбольных клубах данный пункт и остается пунктом.

Теперь начинаем углубляться. Все казахстанские клубы, которые принимают участие в Премьер-Лиге имеют свои странички в таких соц. сетях как VK, Facebook, Instagram. Но правильно ли они работают в них? Давайте рассмотрим этот вопрос у лидеров нашей лиги.

«Астана»:

Facebook – 2 463 Подписчиков

Instagram – 31 161 Подписчиков

VK – 97 222 Подписчиков

«Кайрат»:

Facebook – 2 826 Подписчиков

Instagram – 60 687 Подписчиков

VK – 96 885 Подписчиков

«Актобе»:

Facebook – 634 Подписчиков

Instagram – 59 975 Подписчиков

VK – 13 392 Подписчиков

«Ордабасы»:

Facebook – 5 Подписчиков

Instagram – 15 764 Подписчиков

VK – 10 200 Подписчиков

(данные по подписчикам указаны на 2 июня 2017)

С одной стороны, может показаться, что все хорошо, но в 2017 году (а во всем мире с 2015 года) такие показатели как количество подписчиков и публикаций конечно важно, но уже отходит на второй план.

Что же важно? Уровень вовлеченности (Engagement rate) и непосредственно конверсия людей из онлайн в оффлайн, а именно на стадион. Социальные сети в наше время стали очень сильным диджитал инструментом, который используют крупные глобальные бренды, для того, чтобы зарабатывать деньги и делать свой бизнес привлекательнее. Но для того, чтобы получать нужный и правильный охват нужно обязательно вкладывать деньги и устанавливать правильные настройки. Без этого сейчас увы никак. Новые алгоритмы в соц. сетях теперь не дают получить тот охват, который был относительно недавно. И это правильно. Ведь в первую очередь соц. сети делали, для реальных людей, а не для брендов. А если бренд хочет показывать свою рекламу там, где находятся их потенциальные клиенты, то появляется необходимость платить.

Если в 2015 году показатели охвата ФК «Кайрат» во Вконтакте, которая в последнюю очередь применила новый алгоритм, были от 120 тысяч, то сейчас показатели заметно ухудшились. А это означает, что прозвучал последний звоночек и пришло время для серьезной и качественной работы над рекламой в соц. сетях.

Почему же так важно начать профессиональную работу в данном направлении сейчас и как реклама в социальных сетях сделает гораздо лучшие результаты, чем любая другая реклама? Разбираемся ниже.

Начнем с того, какие методы используют футбольные клубы Казахстана, для привлечения болельщиков на стадионы.

1. Рекламы на билбордах, афишах и LED-дисплеях.

2. Посты в соц. сетях. (без платной рекламы)

3. Рекламные анонсы на радио.

4. Упоминания в различных партнерских статьях.

5. Различные PR-акции с подвязкой к определенным матчам.

Данные инструменты продвижения матчей используются уже довольно долгое время имеют свои плюсы и должна присутствовать.

Но какие основные минусы?

Вы не можете посчитать точный охват, не знаете сколько людей увидело вашу рекламу, у скольких людей в голове отложилась мысль о том, что через неделю или две будет матч и так далее. Билборды, как и реклама на ТВ уже постепенно отходит в прошлое. Если относительно недавно в Алматы наружная реклама была огромных размеров, то сейчас в основном это уже становятся небольшие банерки за стеклом. Конечно, маркетинг ФК «Кайрат» отлично работает в этом направлении и старается отыскать и применить максимальное количество наружной рекламы в отличных местах и с большими размерами, но это всего лишь один из методов привлечения зрителей на стадион. Стоит так же отметить, что наружной рекламы стало больше, чем в предыдущем сезоне.

Разберем «народную команду» и подумаем почему же уменьшилось количество зрителей на «центральном»? Сразу же в голову приходят такие ответы, как не яркая игра команды, плохая погода, ухудшение условий на самом стадионе, куда элементарно входит чистота кресел. Но еще и одним из факторов является смена алгоритмов в соц. сетях, после чего соответственно снизились охваты и соответственно осведомленность.

Но если правильно применить платную онлайн-рекламу в социальных сетях, на крупных информационных порталах, через невероятно популярных и просматриваемых вайнеров (конечно тоже за деньги), то охваты с призывом и анонсом ближайшего матча будут миллионные. А сотни тысяч человек по несколько раз будут видеть рекламу матчей, где сами смогут отсеивать по интересам данную рекламу, а кому интересно, те будут видеть рекламу дальше и самое главное всегда будут в курсе, о предстоящих играх.

Есть вариант, еще интереснее. Это сразу вести людей на сайт покупки онлайн билетов, где с помощью специального пикселя, можно отследить какое количество человек перешло через онлайн-рекламу и в итоге сколько билетов было продано. Так же очень важна правильная аналитика, для того, чтобы делать верные выводы и местами менять тактику, ведь диждитал реклама — это ежедневные тесты, для лучших результатов.

Данный метод гораздо дешевле, чем любая другая платная реклама и это факт.

Задумайтесь, ведь сейчас у каждого человека в руках смартфон. Каждый человек сидит в социальных сетях и бесконечно листает ленту в новостях, а это доказывает, что новая эра уже тут, а значит надо играть по новым правилам. По правилам, которые диктует рынок.

Конечно топовые матчи, как «Кайрат» - «Астана» всегда будут привлекать внимание к себе своей вывеской и известным в народе сарафанным радио. Но представьте, если на условные матчи вроде «Кайрат» - «Тараз» или «Астана» - «Шахтер» будет собираться на трибунах стадиона не по 6-8 тысяч, а по 16-18 тысяч человек?

Круто? Так вот, это еще и вполне реально.

Как вы думаете, кто первым начнет качественно использовать такой формат рекламы в нашей стране?

Автор: Алим Раздыков.