«Зенит» установил рекорд посещаемости в истории российского футбола
Завершившийся сезон стал лучшим по посещаемости за всю историю. «БИЗНЕС Online» объясняет как так получилось.
СЕЗОН БЫЛ ОЧЕНЬ БОГАТ НА РЕКОРДЫ
Средняя посещаемость сезона – 13971 зритель и это на 2556 человек больше, чем в прошлом сезоне. Прирост аудитории составил космические 22%. По данным сайта european-football-statistics.co.uk, завершившийся сезон рекордный по посещаемости за всю историю чемпионатов России. А последний, 30-й тур российского чемпионата так вообще показал какие-то гигантские цифры: средняя посещаемость – 27838 зрителя, это уровень чемпионатов Италии и Испании. Всего же в текущем сезоне на все игры чемпионата пришли 3 353 024 человека.
На такой скачок, прежде всего, повлияло открытие нового стадиона в Санкт-Петербурге. Средняя посещаемость матчей «Зенита» в сезоне составила 43962 зрителя. Больше всего зрителей в нынешнем сезоне «Зенит» собрал в матче против «Спартака» (5:1). Его с трибун посмотрели свыше 53 тыс человек. Худшая же аудитория пришлась на сентябрьскую игру с «Уфой» – на неё пришло чуть более 30 тыс зрителей. В общей сложности из 15 домашних матчей лишь четыре игры не сумели собрать 40 тыс болельщиков – уникальный результат для отечественного футбола.
«Зенит» также установил новые рекорды средней посещаемости для чемпионатов России и для всего бывшего СССР. Прошлый рекорд в нашей стране был установлен в сезоне 1995, когда «Алания» завоевала золотые медали. Тогда во Владикавказе на 15 матчей в среднем ходило по 33 467 зрителей. Этот рекорд мог обновить в прошлом сезоне «Спартак», но московскому клубу не хватило буквально нескольких тысяч зрителей. А предыдущий рекорд для стран СНГ установил «Шахтер» пять лет назад – 41 203 зрителя.
Также «Зенит» установил клубный рекорд посещаемости за последние 50 лет. В сезоне 1968 в Ленинграде в среднем приходило по 43,5 тысяч зрителей. Возможно, что и до 68-ого года в Ленинграде собиралась большая аудитория на футбол, но проверить протоколы тех времен сейчас практически невозможно.
Другое уникальное достижение – сразу три команды сумели преодолеть отметку в 25 тыс зрителей в среднем за игру. Такое произошло впервые в истории чемпионатов России, а с учетом первенств СССР такого не было 30 лет. В сезоне 1989 киевское «Динамо», «Спартак» и волгоградский «Ротор» смогли совершить этот «перевал».
Кроме «Зенита», этим может похвастаться «Спартак» и «Краснодар», причем южане смогли перевалить за этот «психологический барьер» за счёт последнего домашнего матча. Вчерашняя игра с «Рубином» собрала аншлаг на «Краснодаре», он был пятым в этом сезоне. Новые стадионы в Ростове-на-Дону и в Екатеринбурге во время тестовых домашних матчей собирали по 30 тыс зрителей, а это значит, что можно ожидать повышение посещаемости в следующем сезоне.
Также свои клубные рекорды посещаемости в чемпионатах России побили ЦСКА и «Арсенал». При этом потенциал у российского футбола огромен – средняя заполняемость стадионов в РФПЛ всего лишь 50,8%. То есть, трибуны еле заполняются даже наполовину. Максимальная посещаемость в среднем по лиге могла быть 27845 зрителя. В следующем сезоне, очевидно, аудитория возрастет – вернутся в РФПЛ «Крылья Советов», сейчас ведутся разговоры о возможной реконструкции стадиона в Оренбурге. К тому же в Ростове и Екатеринбурге команды окончательно переедут на новые арены.
Из РФПЛ в лучшую лигу мира уже точно перешли «Тосно» и «СКА-Хабаровск», чья посещаемость была не особо выдающейся. Но даже с учетом того, что тосненцам пришлось базироваться не в родном городе, на них все равно ходило больше зрителей, чем на «Амкар». В стыковых матчах пермяки сыграют с «Тамбовом», а «Анжи» с красноярским «Енисеем».
«РУБИН» НЕ СМОГ ПРЕОДОЛЕТЬ АУДИТОРИЮ В ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ
Посещаемость казанского «Рубина» по итогам сезона составила 9706 зрителей. За тур до конца это девятый показатель в РФПЛ, а по заполняемости «Казань Арена» предпоследняя – 22,7%. Хуже Казани стадион заполняется лишь в Каспийске, где играет махачкалинский «Анжи».
По сравнению с прошлым сезоном средняя посещаемость увеличилась на 55 зрителей, да и то этот прирост обусловлен исключительно последним, прощальным матчем Гёкдениза Карадениза. Между прочим, встреча с «Уфой» стала седьмой по количеству аудитории за всю историю ведения статистики казанского клуба. Только вдумайтесь: за все эти годы лишь семь матчей смогли собрать на трибунах более чем 25 тыс зрителей.
Да и то, откровенно говоря, столь высокая посещаемость последнего матча – это стечение обстоятельств. Казань и стадион проверяли свою готовность к проведению чемпионата мира – в столице Татарстана пройдёт шесть матчей турнира. В этом году ни одно мероприятие, которое разработало клуб, не выстрелило. 60-летний юбилей «Рубин» праздновал матчем против «Ростова» – и на него пришло менее шести тысяч человек.
На посещаемость «Рубина» вот уже как несколько лет влияют четыре фактора: погодные условия, игра команды, и билетные программы. И если с первым клуб ничего поделать не может, то последние два обязан исправить. Отношение «Рубина» к своим зрителям, мягко скажем, далеко от идеала, этого отношения даже не наблюдается. Клуб обязан улучшить сервис, сделать поход на футбол привлекательным событием, иначе и УНИКС начнёт отбирать зрителя.
УФА ПОПАЛА В ЕВРОКУБКИ
Посещаемость клуба из Уфы
Команда Сергея Семака показала восхитительный сезон, квалифицировавшись в Лигу Европу. Конечно, можно утверждать, что еврокубки подарил городу владелец «Тосно», забивший на команду, но шестое место – это всё равно великолепный результат. Правда, уфимский зритель особенно как-то не обратил внимания на игру команды.
После переезда «Уфа» на стадион «Нефтяник» средняя посещаемость будто примагничена к железным семи тысячам. «7059 – 6811 – 6916» – вот такой была аудитория башкирского футбола в последние три года.
В республике надеются, что в следующем сезоне средняя посещаемость команды существенно возрастет. Во-первых, команда попала в Лигу Европы, а эту уже определенно сдвинет ментальность у жителей Уфы. Бренд клуба пока ещё очень и очень сырой, никак не сравнится с силой «Салавата». В Новосибирске до сих пор помнят про победу над ПСВ в Лиге Европы, тот матч действительно вознес местную «Сибирь» на новый уровень восприятия. Также происходило и с «Амкаром» десять лет назад, с «Ростовом». В Уфе обязаны максимально привязать свой еврокубковый поход ко своему бренду.
Во-вторых, уже сейчас идет зарождение региональных принципиальных противостояний, на которых и должна держаться сила любой профессиональной лиги. В Уфе, при должном подходе, можно соорудить дерби с «Рубином», а если «Амкар» останется в РФПЛ, то и мини-чемпионат с четырьмя уральскими командами – с Уфой, Пермью, Оренбургом и Екатеринбургом.
Виктор Майоров / «БИЗНЕС Online»
справедливости ради 2 игры были в будний день. игра с Рубином была первой в сезоне - перегнули с ценами, а часть абонов просто к игре не успели реализовать.... в следующем сезоне будут новые рекорды!
цифры радуют