6 мин.

Встретили одёжку, проводили ум

Нынешней приятной весной "Зенит" набрал такой шикарный темп, что закрадывались сомнения, а смогут ли наши мастера кожаного мяча победить последнюю команду Премьер-лиги, которая уже давным-давно потеряла всяческие шансы на продолжение своей истории в высшем дивизионе страны. Но они развеялись достаточно быстро: уже на 6-ой минуте Себастьян Дриусси красивым ударом с лёта заколотил мяч в сетку ворот Довбни. После этого остался всего один вопрос: сколько их мы ещё увидим в этом матче.

А увидели их мы немало. Но даже это голевое раздолье, которого ждали всю весну, не принесло сильных эмоций. Мячи залетали, фанаты на стадионе вяло радовались, игроки на поле ещё более вяло праздновали их. Дух товарищеского матча витал сегодня на стадионе "Санкт-Петербург". Этот дух был везде: на трибунах, в глазах футболистов обеих команд, в ВИП-ложах стадиона и на лицах Роберто Манчини, проводившего последние часы с гордой, но абсолютно ему ненужной приставкой "главный тренер ФК "Зенит" и Сергея Фурсенко, наблюдавшего за игрой на бровке поля. Но даже такой матч обрамили несколько интересных деталей.

Деталь первая: новая форма. С фотографий казавшаяся несколько спорной из-за рисунка, от которого расплывалось зрение при длительном контакте с оным, в реальной жизни она оказалась достаточно симпатичной. Вообще, у Nike для "Зенита" вывелась следующая формула: один год — абсолютно дефолтная форма, сделанная по шаблону как и для многих сотен других клубов; год следующий — включается выдумка, а вместе с ней и какой-нибудь кретивный узор. Приятность для глаза у которого разнится от невзрачного до милого. В этом году узор прекрасно разбавляет синий цвет, на том и спасибо. Единственное что — "узор, вдохновлённый зенитовской стрелкой" появляется в пресс-релизе уже далеко не первый год. Ребят, ну придумайте что-нибудь новое. Понятно, что "зенитовская стрелка" приятно бьёт по патриотическим чувствам любого фаната, но дайте ей отдохнуть, она устала.

Деталь вторая: гол Заболотного. Чего так долго ждали все — болельщики, иронизирующее большинство и наши московские друзья — случилось. Антон забил, наконец, свой первый гол за сине-бело-голубой клуб. Празднуя его и совершая победное сальто, Антон выпустил все эмоции, скопившиеся у него за время голевой засухи. И видно, что эмоций было достаточное количество. Гол должен был быть забит, потому что даже в нашем, до крайности несправедливом, мире иное стечение обстоятельств стало бы уж слишком несправедливым. Боязно одно: как бы этот самый мяч не стал для него и последним за "Зенит". Учитывая возвращающегося Дзюбу, далеко не факт, что именно Антону отдаст своё предподчтение новый главный тренер. Хотя недавнее интервью Артёма должно было убавить те приятные чувства, вызванные его скромной персоной, у руководства клуба. Если они вообще, в принципе, на тот момент оставались.

Деталь третья: бенефис Ерохина. Вот уж совершенно неожиданная вещь, так это покер Александра. А если вспомнить, что именно он отдал голевую передачу на Заболотного, то тогда и вовсе можно сделать нехитрый вывод, что именно Ерохин сделал игру. Да, как бы не парадоксально это не звучало. Вот если бы вам в начале сезоне сказали, что Александр Ерохин будет делать игру "Зенита" в конце сезона, вы бы этому поверили? Лично я никогда не испытывал неприязни к этому игроку. Да, из-за своего строения он бывает немного неловок в обращении с мячом. Да, иногда его поперечные пасы бывают, эм, немного неточными, но я искренне верю, что игрой на втором этаже он может принести ещё немалую пользу для нас. Если, конечно, не пытаться вылепить из него игрока разыгрывающего. В этом плане его лимиты видны лучше всего.

Деталь четвёртая: прощание с Файзулиным и Кришито. Голевой навес с левого фланга прямо на 11-й номер "Зенита" образца 2011-го года и изумительная длинная голевая передача на 11-й номер "Зенита" образца 2018-го. Проведя нехитрые арифметические вычисления, можно сказать, что прошло семь лет. Семь лет, за которые клуб поменялся на 100%. Теперь уходит и последний игрок того "Зенита", дохалковитселевского периода. Грустно ли? Разумеется, грустно. Трудно было сдержаться, глядя на искренние слёзы Миммо во время церемонии прощания. Конечно, время течёт вперёд, Доменико стареет и вряд ли будет дальше играть лучше. Да и все эти агентские игры, которые устраивал его представитель последние два года уже изрядно надоели, и весть об его окончательном уходе встретилась с каким-то даже облегчением. Но проблема в том, что за эти последние семь лет никогда не было страшно за левый фланг обороны. Теперь этого нет. Ну и Виктор Фазулин, которого всё-таки окончательно добила травма колена. Бесконечно жаль этого игрока, потому что он, я уверен, не успел до конца раскрыть свой потенциал. И в той вселенной, где он здоров, вряд ли состоялся трансфер Магомеда Оздоева в Санкт-Петербургский клуб.

Деталь пятая: прощание с Манчини. Неожиданно? Нет. По делу? Да. Казалось бы, что это самое разумное решение, которое приняло руководство клуба за последнее время. Но некоторые вопросы остаются. Например, а если бы Роберто не заманили сборной Италии, то с ним бы точно расторгли контракт, а не оставили бы его и на второй сезон? И вы точно убеждены, что все проблемы клуба в этом сезоне завязаны исключительно на нём? Я вот не очень уверен в ответе. Что на первый, что на второй вопрос. Да и само объявление о расторжении контракта рано утром, перед игрой, выглядело как-то неожиданно. Да, "Зенит" умудрился даже ожидаемую вещь сделать неожиданной. Забавное умение, если задуматься. И что-то мне подсказывает, что оно не обошлось без огромной обиды президента на своего итальянского подчинённого.

Деталь шестая, заключительная: высокие гости. Сегодня в ВИП-ложе было особенно многолюдно, оно и объяснимо. Примерно тем же составом эти господа соберутся и завтра, чтобы начать решать извечный вопрос: "а как жить то дальше?". Уже и варианты этого решения появились, их ровно пять: Сарри, Фонсека, Сампаоли, Гальярдо и Семак. Тут тоже не обошлось без шаблонов. Громкое имя — Сарри и Сампаоли, молодые тренеры с локальными успехами — Фонсека (которого уже, в принципе, можно определить и в категроию "громкое имя") и Гальярдо и отдельная категория, желаемая всеми, "Семак", в которую входит Сергей Богданович Семак. Варианты интересные и даже (о, Боже мой!) логичные. Но у каждого всё равно есть свои минусы. Сарри построил в "Наполи" красивую, изящную игру в футбол, одну из лучших в Европе, но захочет ли он ехать в Росиию? Если да, то на какие деньги? Насколько много он запросит на улучшение состава? И, главное, сможет ли он построить новый "Наполи", но вместо Мертенса и Инсинье с Ригони и Заболотным? Фонсека сделал "Шахтёр" лучшим клубом Восточной Европы на данный момент, он молод, он перспективен, но он уже сделал себе имя и захочет ли он перебираться в похожий чемпионат, чтобы делать похожую работу? Сампаоли и Гальярдо — варинаты понятные, для нашей аргентинской диаспоры самые подходящие, чтобы, в конце концов, начать делать то, что не получилось у Манчини, — начать раскрывать её потенциал. Сампаоли крепкий вариант, он тактически подкован, опытен, но ещё не стар. Впрочем, у него есть сборная Аргентины, которую он с треском вывел на Чемпионат Мира. Появится ли у него желание уйти? Опять же, встаёт вопрос финансов — не попросит ли он слишком много как для себя, так и на транферы? Гальярдо самый неочевидный вариант. Да, ему знакомы все аргентинцы, но всё же чемпионат Аргентины слишком самобытное соревнование, дабы делать по нему слишком серьёзные выводы. Да и если у аргентинских игроков целый сезон ушёл на адаптацию, то кто даст гарантию, что того же не потребуется для молодого аргентинского тренера? Ну и Сергей Богданович, про которого все уже сказали всё, что можно сказать. Однако, тот факт, что он вывел "Уфу" В Лигу Европы делает ему огромную честь.

В общем, я даже рад немного, что не мне предстоит принимать окончательное решение. Третий год подряд провалиться будет совсем уж стыдно. И тогда, боюсь, даже прекрасно работающая медиа-служба "Зенита" не сможет помогать так хорошо заполнять стадион. Никто не может дать гарантию, что какой-то выбор будет правильным. Естественно, не могу её дать и я. Но я точно могу сказать, что, по крайней мере, будет интересно.