12 мин.

Юрий Никулин – о своих забитых мячах, матче против московского ЦСКА и Кубке России

Футбол – игра объединяющая и дворовых пацанов, и континенты. Одна из самых зрелищных, интересных и захватывающих игр из всех спортивных состязаний на Земле. Некоторые посвящают ей жизнь, другие пополняют стан болельщиков. В нашем городе футбол тоже был мега-популярен. Но времена меняются, и люди начинают забывать, кто собирал полные трибуны, дарил людям счастье и приводил в экстаз тысячи болельщиков небольшого городка. Спустя пятнадцать лет после расформирования футбольного клуба «Строитель» я побеседовал с защитником и капитаном той легендарной команды.

 

Юрий Никулин и Александр Жданов

— Как происходили Ваши первые шаги в футболе?

— Моим первым наставником был Вячеслав Михайлович Власов. Под его руководством я занимался до 15 лет. Потом моя моршанская футбольная жизнь закончилась и началась московская. В 1984 году я уехал в столицу, где учился и попутно играл в футбол за Советской район города Москвы. Через три года я получил 1 разряд и категорию судьи. Ну а уже после ушел в армию, где футболом особо не занимался.

— А почему именно этот вид спорта? Выбор секций в то время был велик

— Я жил в двухэтажном доме рядом со стадионом. Зимой в хоккей учились играть, а летом в футбол. Мы вообще оттуда не вылазили. Куда еще маленьким пойти? На стадион. Так и привил себе футбол. В 80-х была большая популяризация этого спорта, поскольку огромное количество команд играло на первенство города и района. Это уже потом стало меньше.

— Вы мечтали стать футболистом?

— Нет, скорее получилось неосознанно. Я после армии начал работать в Москве и как-то приехал в отпуск в Моршанск, случайно встретился с Константином Евгеньевичем Шохиным, который стал активно меня приглашать в команду «Текстильщик». В итоге я согласился и вернулся в родной город. Постепенно «Текстильщик» перерос в «Строитель», перед которым поставили совершенно другие задачи. Мы сначала играли на город, потом на область, а потом и на первенство КФК. Я считаю, мы добились неплохих результатов. На «Строитель» приходило смотреть от 5 до 7 тысяч человек. Это сейчас уже забыли, что в Моршанске был такой футбол. Даже иной раз на торжества футболистов не приглашают. Нам это, если честно, обидно. Поэтому сейчас у нас есть задача, если все хорошо будет и сдадут стадион, вернуть зрителя на футбол. А я верю, что народ пойдет, ибо поле у нас построили действительно отличное.

— Как окружающие воспринимали Ваш выбор?

— Мама отнеслась нормально, поскольку я всегда уделял много времени спорту. А вот жена категорически не любила футбол, прям сто процентов говорю. Она больше симпатизировала хоккею. Однако на игры потом всё-таки начала приходить. Кстати, на домашних матчах «Строителя» жены сидели отдельно, а мы играли для них и для нашего города.

— Вы хотели бы изменить ту минуту, когда приняли решение связать жизнь с футболом?

— Нет, все так и оставил бы. Это интересно само по себе. Да, было тяжело. Очень тяжело. Однако никогда не было в голове мысли закончить с футболом. Например, предсезонные сборы в Сочи. Колоссальные нагрузки, но зато было полегче в сезоне. Весной, когда возвращались домой, мы как на крыльях летали. Да и у нас ведь в те времена полей не было нормальных, поэтому мы часто ездили играть в Тамбов, в татановские луга или в Сокольники. Помню, еще на сборы ездили в Курск. Нас приглашал «Авангард», играющий в финале Кубка России в этом году. Мы там увидели в первый раз, что такое ровненькое футбольное поле зимой. Они его укатывали, а мы в Моршанске просто ногами вытаптывали. Ещё вспоминается игра с московским «Спартаком». У ниx тогда в составе Егор Титов начинал и многие другие. Они нам 9 мячей отвезли. Голова кружилась, как они комбинировали. Однако уже на следующий год мы проиграли 2:4, а на третий год удалось сыграть 2:2. Прогресс был виден налицо.

***

— В сезоне 1997 года «Строитель» занял 6-ое место. Вы тогда забили 5 мячей, а за шесть сезонов в составе «Строителя» целых 28. Солидные цифры для защитника. Как Вам это удавалось?

— Я почти всегда приходил на стандартные положения в штрафную площадь соперника, поскольку неплохо играл головой. Ещё мне доверили должность штатного пенальтиста в команде. За карьеру, если не ошибаюсь, я не забил всего лишь один или два пенальти. Этому аспекту приходилось уделять особое внимание. Мы оставались после тренировок с Валерой Арчаковым, я заранее говорил ему направление удара, но мне все равно удавалось пробивать его. Поэтому шансов у вратарей практически не было. Бывали голкиперы, которые парировали мой удар, но это, как правило, очень-очень редкое явление.

— Самый запоминающийся гол в Вашей карьере?

— Ой, так и не скажу. Наверное, когда мы в Пензе играли на Кубок России против «Зенита». Я там забил 2 гола. Первый в основное время с игры, а второй в серии послематчевых пенальти. Там ещё ситуация такая забавная приключилась: судья опаздывал на поезд. Как назло, мы заканчиваем основное время вничью 2:2, и нужно играть дополнительное время. Он тут вообще распереживался. Да и, откровенно говоря, не так много уж я и забил. У меня в основном задача стояла не пропустить в свои ворота, а не голы в чужие забивать.

— В 1997 году случился дебют «Строителя» в Кубке России. Какая задача стояла на этот турнир?

— Задачи практически не было. Мы просто всегда хотели побеждать. Какой футболист и тренер не хочет выигрывать? Нам было интересно сыграть с соперником, который сильнее, потому что опыт от таких матчей получаешь бесценный. Мы начинали, как говорят, с соxи. Сначала ездили, смотрели с открытым ртом на игры других, а потом втянулись и сами стали достигать хорошего уровня. Если коснуться игр Кубка России 1997 года, то матч против рязанского «Спартака» запомнился положительным исходом (прим.: 1/128 «Строитель» - «Спартак» Рязань - 2:1 Д. Катаев, Ю. Пляскевич) и наличием в составе соперника афроамериканца, который вызвал бурю положительных эмоций у наших болельщиков. А вот про проигрыш в следующем раунде (1/64 «Строитель» - «Мосэнерго» Москва - 1:2 Б. Гончаров) сказать особо нечего. Если проиграли, значит, по делу. Какие могут быть оправдания.

— В следующем розыгрыше Кубка России 1998 года «Строитель» в первом же матче попадает на тамбовской «Спартак», которому проигрывал и Третьей лиге, и во Втором дивизионе. Как удалось победить в дерби?

— Честно сказать, не помню. Вот все поражения от «Спартака» помню, а победу нет (прим.: 1/128 «Строитель» - «Спартак» Тамбов - 2:1 Ю. Исаев - 2). А кто забил?

— Исаев дубль оформил.

— Исаев? Юрка фартовый был, он ведь и ЦСКА забивал.

— Еще немного про Кубок России. Поражение от пензенского «Зенита» (1/64 «Зенит» Пенза - «Строитель» - 2:2 (4:3) Ю. Никулин, А. Авдеев), которое мы уже с Вами косвенно затрагивали, самое обидное в Вашей карьере?

— Да, скорее всего. Вели и в основное время, и в серии послематчевых. Нам оставалось поразить ворота раз, но что-то вдруг сломалось, и в дальнейшем забивали только наши соперники. Да, наверное, рано поверили, что уже выиграли. Кстати, тот матч выпал на мой день рождения, и, когда я исполнял пенальти, болельщики хозяев кричали: «Юра, забивай, у тебя сегодня день рождения».

— 1998 год. Низший эшелон российского футбола был упрощен, и «Строитель» оказывается во Втором дивизионе. Что больше всего запомнилось из того сезона?

— Концовка чемпионата. Нам предстояло сыграть в гостях против московского «Асмарала» и «Космоса» из Долгопрудного. Два выездных матча, в которых нам необходимо было набрать всего лишь 3 очка, чтобы остаться во Втором дивизионе. Мы могли решить вопрос раньше, но дома сыграли 0:0 с «Титаном». Мы их давили, давили, но так и не смогли забить. Мяч просто отказывался лезть в ворота. Вернемся к выезду. За 10 минут до конца матча против «Асмарала» вели 0:2. А потом мы каким-то образом пропустили 3 гола. В итоге проиграли 3:2. Мы ехали с матча полтора часа и всё это время молчали в автобусе. У нас был шок. По игре никаких предпосылок на такой исход не было, но что-то перевернулось и случилось то, что случилось. А уже потом нас ждал «Космос», который в том сезоне дома никому не проигрывал. Погода в тот день была ужасно холодная и дождливая. Мы проиграли 0:2 и, к сожалению, вылетели из Второго дивизиона.

— Стартовые туры оказались провальными: одна победа и четыре поражения при двух забитых мячах. Что произошло?

— У «Строителя» всегда был хороший старт. Однако в тот момент уже начались проблемы с финансированием, поэтому у нас отсутствовала возможность больших сборов. Нам приходилось готовиться дома, а тут, нужно понимать, условий вообще нет. Почти все команды уезжали на сборы куда потеплее, чтобы набрать физическую форму, сыграть контрольные матчи с хорошими командами и попробовать составы. Мы набрали форму спустя несколько туров, и дела пошли лучше, но в конце чемпионата произошел срыв. В чём-то мы сами виноваты, а в чём-то немножко нам не повезло.

 Много раз команду откровенно «убивали» судьи?

— Бывало частенько. Даже в Моршанске нас прибивали. Мы знали, сколько они дают и кому. Это сейчас уже можно говорить про это, а тогда нет. Вспоминается один матч, только вот не помню в каком городе. Мы вели 2:0. В одном из эпизодов я выбиваю мяч из своей штрафной, а соперник мне делает накладку. Я упал, схватился за голеностоп, а судья бежит и указывает на точку. Ко мне подошел игрок и извинился, что не прав, а судья берет и ставит пенальти! Этот эпизод я помню отлично. А в целом мы старались не обращать внимания на это. Иной раз нам говорили: «Давайте мы вас купим, вы же все равно не получаете зарплату месяцами». Да, у нас не было денег, но мы были моршанскими ребята, которые не продавались. Это вот как раз одна из причин, почему к нам боялись ехать. А так подходило много. Например, принимали дома одного из лидеров чемпионата, которому 3 очка нужны были позарез. Сыграли с ними 0:0. Нам до матча предлагали несколько миллионов, но мы на это не пошли, потому что всегда играли для родного города.

 Как Вы думаете, возможно ли в то время было решение серьезных турнирных задач без помощи «нефутбольных способов»?

— Нет, нет. Конечно, может кому-то это и удавалось. Однако нужно понимать и другое, что всеx купить невозможно. Вот живой пример «Строителя», футболисты которого отказывались от денег. Мы в тот период не получали зарплату 8 месяцев. И вот как-то в домашней игре Миша Иваненков не смог обработать мяч, а ему с трибуны: «Миша, ты мяса обожрался что ли? На что он ответил: «Чего? Я уже 6 месяцев мяса не видел».

— 1998 год для многих любителей футбола в Моршанске запомнился легендарным матчем против московского ЦСКА. Расскажите предысторию этого события.

— ЦСКА в то время шел на втором месте с солидной беспроигрышной серией. За несколько дней до нашего матча армейцы тем же составом играли товарняк в Ногинске против любительской команды. У них было небольшое турне. К нам приехали все те же, кроме Семака и Варламова, уехавших в основную сборную, и Савельева с Цаплиным, игроков молодёжки. Мы плоховато шли в таблице, но на этот матч памяти Всеволода Боброва мы настроились.

 

Программка матча «Строителя» и ЦСКА

— Когда выводили на матч команду, коленки не дрожали?

— Нет, уже опыта было много за плечами. Поэтому, в первую очередь, это была интересная проверка своих возможностей. Болельщики даже со своими стульями приходили на эту игру. Мы стартовый тайм хорошо провели. ЦСКА действовал первым номером, а мы вторым. Ничего особенного они не показали. Мы даже должны были бить пенальти, но судейская бригада из Тамбова не поставила точку. Вот когда Юра Исаев забил, то началась абсолютно другая игра.

— Что тренер говорил в перерыве?

— У нас была хорошо организована игра, подкрепляемая в том матче запредельным настроем. Нам ничего не нужно было говорить, поскольку все всё прекрасно понимали. На второй тайм мы выходили с осознанием того, что нас прижмут. ЦСКА приехал с победной серией из 14 матчей, а тут мы, какой-то «Строитель» из Моршанска. Однако случилось чудо.

— Гол Исаева. Помните его?

— Гол был забит после комбинации, в которой Юра ткнул мяч в левый угол ворот. И все. А потом армейцы поддавили. Мы по возможности прикрыли зоны, а, где нас не хватало, Валерка Арчаков спасал, отыгравший великолепнейший матч. Армейцы после финального свистка были в шоке. Вратарь ЦСКА Андрей Новосадов, когда зашел в раздевалку, бросил перчатки и с досадой произнес: «Хоть в Москву не возвращайся». Конечно жаловались на наш огород. Ну, огород, но условия все равно одинаковые для всеx были. После этой победы помню историю: комментатор Владимир Иванович Перетурин, комментирующий матчи Чемпионата России, сказал, что в турне ЦСКА проиграл в Моршанске, и что именно там нужно искать футбольные таланты.

— Что было после матча?

— Небольшой банкет. На нём с тостом выступил Олег Васильевич Долматов, который поблагодарил организаторов данного матча. Накрыли, накормили, одеяла подарили и отправили в Москву. Помню, на столах даже было вино, но армейцы не употребляли.

 Жизнь российского футболиста ведь всегда тесно переплетена с нарушениями режима. Как обстояли дела с этим в «Строителе»?

— Честно сказать, все было. Например, во времена поражений мы собирались, напивались, снимали этим напряжение. Как ни странно, потом дела начинали идти в гору. Нужно было просто расслабиться. Могу еще про Власова историю рассказать. Мы проводили сбор в Питере, сыграли игру и поехали в магазин закупиться покушать. А уже в те времена использовались стеклянные перегородки. Иду я рядом с Вячеславом Михайловичем, притормаживаю, а он прямо пошел и головой разбивает стекло. Оно толстенное! Это было смешно невозможно. Он подходит ко мне и спрашивает: «Петрович, у меня что-то есть на лбу?» Я отвечаю: «Нет, но беги Миxалыч, беги, чтобы не арестовали». И он побежал. А еще есть менее веселая история. Играли мы на выезде в Нижнем Новгороде. Я там отыграл минут десять с открытым переломом. Соперник пробил в сторону ворот, и мне пришлось накрывать мяч ногой. Ну и попало прям в палец. Я сразу почувствовал сильную боль, попросил замену, но Миxалыч попросил потерпеть 10 минут. Когда в перерыве снял бутсу, то увидел много крови и открытый перелом. Вот даже с такими травмами играли.

— Знаю одну историю про Юрия Исаева. Как-то его задержали в нетрезвом состоянии и доставили в отделение милиции. Но он был отпущен благодаря забитому голу в ворота ЦСКА. Насколько правда?

— А почему бы и нет? Было и такое, нас всеx знали. Милиция нас тоже смотреть ходила.

 Нет сожаления, что ваше футбольное время выпало на тяжелые 90-е? В 2000-х вы бы могли не просто зарабатывать на жизнь, но и обеспечить себя на много лет вперед.

— Я думаю, нет. Конечно обидно сейчас смотреть на российский футбол. Они получают большие деньги, а футбола толкового не показывают. Когда мы играли, нам особо не платили. Многие команды удивлялись, когда узнавали, что мы получали тысячу рублей. Соперники получали тысячу долларов, а мы рублей! В такое уж время играли, но я ни капли не жалею.