«Локомотив» и Семин снова чемпионы. Это было уникально
Владислав Воронин – о команде, которая перестала быть неудачником.
Чтобы понять, насколько безумно перетряхнуло «Локомотив», откатимся к весне 2017-го.
Это был неуверенный, шаркающий, спотыкающийся «Локомотив». Президент открыто толкался с главным тренером и считал, что Семин несовременный и не способен двинуть команду навстречу светлому будущему. Геркус создал красоту на стадионе и расставлял шезлонги на траве, а команда угрюмо сидела на 8-м месте и слабо радовала, мешая новой эстетике. Главные молодые звезды – братья Миранчуки, – казалось, вот-вот уйдут в какой-нибудь «Спартак».
Команда нервничала и тоже сомневалась, что Семин способен ее куда-нибудь вытянуть. Президент уже перебирал имена новых тренеров. И вдруг – вспышка. Кубок России, где, пыхтя и мучаясь, удавалось выжимать эти любимые семинские 1:0. Команда перестала сомневаться, неожиданно объединилась, поддержала Семина – и взяла Кубок.
Но даже трофея оказалось недостаточно, чтобы клуб перестало трясти. Президент продолжал искать тренера и на летнем совете директоров сказал самым большим боссам примерно следующее: Кубок – это, конечно, хорошо, мы страшно благодарны Юрию Павловичу, но что будет с таким тренером дальше – слишком непонятно, давайте будем более амбициозными и выберем кого-то посильнее и посвежее. Семин все это принял, вежливо и сухо признал, что несовершенен, но заключил: раз все так плохо и президент ничего не исправил, будет честно, чтобы ушли оба.
Руководство РЖД устало от этих разборок, и Семин с минимальным перевесом победил (4:3 по голосам за то, чтобы тренер остался). Команда не бунтовала, «Локо» старательно выцарапывал очки – и вся война превратилась в тихий, неназойливый фон, все будто смирились, что в ближайшее время придется работать вместе.
***
Другой удивительный сюжет – судьба Игоря Денисова.
Возможно, самый неравнодушный, самый резкий, самый острословный футболист России у Семина вдруг стал идеальным солдатом. В «Зените» он организовал сокрушительную внутреннюю революцию, потребовав повышения зарплаты после переезда Халка и Витцеля. В «Динамо» был готов драться с главным тренером Черчесовым. А в «Локомотиве» достиг запредельного уровня самообладания: не орет на всех, кто налажал в важный момент, не косится на тех, кто играет нестабильно, не рычит по мелочам. Все негативные эмоции он то ли проглатывает, то ли тушит, то ли как-то прячет.
Рассказывают, что после пары неудачных матчей Денисов так проваливался в самоанализ, что оставался в раздевалке, когда все уже помылись, уложились и уехали домой. Судьи уже заполнили протокол, а Денисов, не снимая грязную форму, все еще сидел на скамейке и будто проматывал игру заново.
Это самопожертвование, готовность не напрягать других и реальное вспахивание центра поля сделали его очень правильным капитаном для чемпионского сезона.
***
О значении таких индивидуальных историй, как преображение Денисова, недавно сказал главный тренер «Ювентуса» Массимилиано Аллегри. После импульсивного матча с «Интером» (3:2) он сорвался на телеведущих: «Вы смотрите баскетбол? Атака длится 24 секунды. У тебя мяч, у тебя три секунды – что ты делаешь? Передачу самому талантливому игроку. Думаете, в футболе побеждают схемы? Давайте платить схемам. Вас волнуют только схемы и тактика. Организация обороны важна, но нужно ценить футболистов и тренерские решения. Хотя продолжайте: восхваляйте схемы и не обращайте внимания на игроков. Молодцы!».
Эта фраза – в том числе и про «Локомотив»-2017/18. Можно сколько угодно говорить о закрытости и строгой обороне Семина, о контратаках и влиянии стандартов, но я убежден, что в таких полусказочных историях оверперформеров (кто достигает большего, чем должен по статистике – читайте тут) работает не только тактика, но и метафизика. Конфигурация игроков, которые внезапно собрались в одном месте чуть ли не в лучшем состоянии за всю жизнь. Вот главные сюжеты «Локомотива»:
Соломон Кверквелия – один из самых стабильных защитников РФПЛ последних лет – попал к Семину после полугода брошенности в испаноязычном «Рубине». Он вырвался со скамейки и так ожил, что реально мог уехать в АПЛ и летом, и зимой. Счастье «Локомотива», что этого не случилось.
Владислав Игнатьев внезапно расцвел на месте правого защитника и подгоняет команду даже в удручающих матчах.
Игорь Денисов понимает, что это последний шанс добиться чего-то значимого. Ни чемпионата мира, ни отъезда в Европу, ни перехода в другой российский топ-клуб у него уже не будет.
Мануэл Фернандеш сам говорил, что благодаря Семину будто вырвался из плена: Ольга Смородская ссылала его в дубль, а тут он наконец-то начал кайфовать от работы и выдал лучшие полтора года в России.
Антон и Алексей Миранчуки. Все помнят, что Антон Миранчук не играл за «Локомотив» еще в начале 2017 года? Он вернулся из аренды в Эстонии, весной Семин осторожно вкрутил его в основу – и больше оттуда не выдергивал. Алексей признавал, что вместе с братом чувствует себя спокойнее и увереннее.
Покупка Фарфана вообще была для Семина странной неожиданностью: перуанца брало руководство, а тренер открыто говорил, что у Джефферсона лишний вес и что он толком не знает его возможностей. Через полгода это было главное оружие «Локомотива», которое уничтожало соперников даже после кругосветного путешествия. Теперь Фарфан мчит к главному месяцу в карьере (ЧМ-2018 с Перу) и убивается так, что сложно поверить в то, что ему 33 года.
***
Легко уловить доводы тех, кто не любит семинский «Локомотив». Это слишком закрытая команда, которая вечно заставляет всех своих игроков бросаться под мячи и задыхаться в прыжках. Это не зрелищное и не напористое нападение – в каждой позиционной атаке «Локо» будто борется со страхом рискнуть и раскрыться. Это слишком аккуратная, слишком размеренная, слишком строгая команда.
Но в этом полукризисном сезоне, когда «Спартак» разъедают внутренние конфликты («Локо» через них перешагнул), когда Санкт-Петербург весь год отторгает тренера (в Черкизове с этим тоже справились) и когда ЦСКА борется с нулем в кошельке, именно семинская аккуратность и стабильность стала ключевым качеством, которое чуть-чуть отдалило «Локо» от соперников.
Да, кто-то вскакивает на первое место размашисто и уверенно, а кто-то – не гравирует, а выскабливает свое имя на кубке маленькими, робкими движениями, в конце спотыкаясь об «Уфу» или «Ахмат». Но принципиально это ничего не меняет.
«Локомотив» наконец-то смахнул с себя маску неудачника.
Отмучились.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов (2-5), Владимир Песня
П. С. Болельщик «Спартака»
17 лет назад я стал болеть за столичных железнодорожников
В сезоне 14/15 - после травли Кучука - я решил не появляться на стадионе, пока в команде есть три человека. Двоих уже нет - но решения свои менять не привык, поэтому этот матч смотрел перед ноутбуком.
Я плачу сейчас. Вот мне 30 лет, и я рыдаю, достав из шкафа давно забытый шарф.
Поздравляю истинных болельщиков (а не таких какя, хе-хе). И домашних, и стадионных, и москвичей, и остальных.
Спасибо Илье Леонидовичу, игрокам, администраторам, помощникам, поварам, тренерам... И конечно Юрию Павловичу Семину. За это восхитительное красно-зеленое чудо.
Ура!
С победой!
Красиво унизили вонючий политпроэкт))
Лестер был сказкой про Золушку. Когда счастье сваливается неожиданно, и потом заслуженно удерживается зубами. А Семинский Локо - это про какую-то вселенскую справедливость. Когда создавший клуб человек, нелепо отвергнутый придворными интригами (Филатовым и Эштрековым, Смородской и Бышовцом), возвращается в него, в полуразрушенное здание, и выигрывает один трофей за другим!
В нашей стране, где громадное предубеждение против пожилых людей, самый опытный тренер Премьер-Лиги на классе берет трофей, когда никто от команды этого не ожидал, когда команда по ресурсам - стабильности, деньгам, составу, - уступает большинству конкурентов. Когда в этот клуб - после эпохи десяти лет лузерства, по словам собственного же экс-президента, - снова приходит чувство победителя. КУБОК! ЧЕМПИОНАТ!
Я в России симпатизирую Спартаку, но сегодня я до слез рад за Локомотив и за Семина. Болел за них, как за самый родной клуб. УРА!!!