6 мин.

«Тренер» не очень. Увы

Тренер

Представьте, что вы набрали оркестр из лучших музыкантов России, вам выделили бюджет под лучшую студию звукозаписи, и осталось найти только пианиста. Не долго думая, вы берете на эту роль молодого, без сомнения талантливого и любимого всеми… гитариста. Приходит время записи, и он вроде и мелодию слышит, и местами выдает неплохие соло, но по большей части бессмысленно лупит мимо клавиш и нот. Единственный вопрос, который вам зададут слушатели: зачем было делать гитариста пианистом, если каждый мог заниматься своим делом?

За сценарий, режиссуру и главную роль в «Тренере» отвечал Данила Козловский. Один из самых масштабных спортивных фильмов российского производства, и наверняка самый масштабный среди футбольных, доверили дебютанту, не написавшему и не снявшему до этого фильмов. И в принципе, Гвардиола и Зидан смогли в свой первый же тренерский сезон поднять над головой кубок Лиги чемпионов, так что вероятность успеха была.

Но Данила не оказался ни Зинедином, ни Хосепом. О том, что не получилось, а что получилось, лучше рассказать по пунктам.

Тренер

Плюсы

Картинка

Бюджет у фильма приличный, оператор хороший – картинка на выходе удалась очень приятной. Некоторые кадры можно смело разбирать на обои.

Звук

Смена шума трибун на тишину комнаты с тикающими часами и пара моментов в финале сделаны свежо и небанально, а главное очень качественно. Вообще, технически фильм выглядит дорого и солидно.

Саундтрек

За это Козловскому стоит сказать отдельное спасибо: услышать в кинотеатре на российской премьере Imagine Dragons, Kaleo и ДДТ не каждый день удается. На самом деле, все, что связано с музыкой в фильме работает лучше всего: от песни фанатов до песни, которой закрывается финальный матч, и те моменты, где сцены нарезаны под саундтрек, смотрятся часто лучше, чем те, где герои говорят (сомнительный плюс, но все же).

Тренер

Минусы

Сценарий

Здесь начинаются проблемы по всем фронтам. Если как режиссер Козловский еще ничего, то как сценарист он допускает ошибки уровня начинающего. Экспозиция (представление героев, места действия и начало сюжета) написана из рук вон плохо. Герои произносят свои полные имена и должности как роботы, половина из них на словах пересказывает свою предысторию в случайных моментах, актеры давятся, выговаривая «тридцатичетырехлетнему», чтобы дать понять, что герой староват для футбола. Эта часть фильма абсолютно точно худшая и на ней появляется желание покинуть зал. Кино начинает бить мимо всех ворот, простой пример: нам заявляют сцену непростого знакомства с командой и не показывают ее. Вместо этого сразу идет матч, на котором Козловский уже тренер, а все вокруг ведут себя так, как будто никто с ним и не говорил, и команду он не готовил – просто как-то сами вышли поиграть.

Кстати, «Тренер» Козловский за весь фильм так и не даст ни одной внятной тактической установки, из показанного будет только физика. Так что называть его «Физруком» можно с абсолютно чистой совестью.

Диалоги местами (не всегда, к счастью) написаны просто ужасно, и неплохие актеры выглядят как механические автоматы, выпаливая нечеловеческие реплики.

Тем не менее, во второй половине второго акта «Тренер» титаническим усилием начинает выправлять положение и даже почти спасается, но затем идет финал, который просто не лезет ни в какие ворота. Из-за…

Реалистичность

Данила Козловский говорил, что давно увлекается футболом (просто никто не знал), и у него хорошие консультанты, например, Леонид Слуцкий. Охотно ему верим, но хочется спросить только одно: откуда тогда в фильме столько глупостей, заметных любому болельщику со стажем? Начиная от сцены, где футболист делает ставку на свой матч под своим именем и не попадается, и заканчивая финальным матчем, где «Тренер» просто слетает с рельс реальности и улетает в глубокие каньоны фантастического кино для детей.

Добавьте к этому мелкие ляпы вроде просмотра финала Лиги чемпионов днем. По радио. До финала Кубка России. И матч этот комментируют четыре комментатора. А играют в нем футболисты трех клубов.

Добавьте к этому и надуманности, вроде: футболисты клуба ФНЛ ведут себя как баскетбольная студенческая команда из какого-нибудь захолустья США, а не как профессионалы с серьезными контрактами. Вся команда собрана из образов-клише, свойственных американским фильмам 90х, но никак не реальному положению дел. Если бы такая команда встретилась с таким тренером в реальности – ее бы просто стоило расформировать и забыть, как страшный сон.

Клише

Вы знаете, как фильм начнется, как будет развиваться и как закончится. И даже мелкие сцены внутри «Тренера» вы уже где-то видели. В фильме есть лишь одна клишированная линия, которая хорошо работает – линия отца. Она не нова, но она пробивает и на эмоции, и на сопереживание, и находится в лучшем куске проекта.

Тренер

Актеры

При всей любви – Данила Козловский вообще не тренер. И вряд ли футболист. Но прежде всего – вообще не тренер. Такого «специалиста» в команде бы просто пережевали и выплюнули, взяв нормального Петракова, который бы вмиг сделал из раздолбаев людей.

Козловский здесь играет Козловского, и он как всегда хорош в этом образе. Во всем, что не касается футбола. В то, что он может кого-то завести, ободрить, настроить на матч – не верится ни разу. Ни на секунду в кинотеатре так и не получается забыть, что перед тобой не Данила Козловский, а персонаж.

Остальные актеры набраны из ролей того же плана в других крупных фильмах. Владимир Ильин, Александр Ильин-младший, Виктор Вержбицкий и Андрей Смоляков кочуют из проекта в проект, почти не меняя образов. Что, правда, не отменяет их крепкой актерской игры, все они все равно смотрятся на своем месте.

Ольга Зуева вместе с младшей сестрой, то держит планку, то проваливается по полной программе. Ирина Горбачева играет лучше, чем почти все остальные второплановые актеры.

Монтаж и съемка футбола

Наконец, мы добрались до вишенки на торте всего этого действия. Футбол в трейлере смотрелся хорошо, Козловский рассказывал, что «Тренер» отказался от помощи зарубежных специалистов и решил пойти своим «уникальным путем». Что получилось?

Отвратительная каша малопонятных дерганых и бессодержательных кадров, набросанных в хаотичном случайном монтаже. Монтаж вообще главная проблема фильма после сценария: он запарывает и красивые кадры, вставляя их не туда, и нарезает футбол так, что ты даже перестаешь пытаться понять, что происходит. В начале самой игры очень мало, и до финала надеешься на то, что все приберегли на конец. Увы, нет – камера все так же будет носиться черт пойми где и опаздывать за мячом и действием, а монтажер позаботится о том, чтобы вы не разобрали вообще ничего. Красивого футбола на экране вновь не получилось, к огромному сожалению.

Итог

«Тренер» получился фильмом до боли обидным: видно, сколько возможностей было у авторов, видно, что было желание сделать круто, и видно, насколько не хватило опыта Козловскому-режиссеру и особенно Козловскому-сценаристу. Абсолютно точно, фильму нужен был специалист по футбольной части, который вычистил бы откровенный бред, и опытный сценарист, который бы написал менее заезженную и фантастичную историю.

Тем не менее, самый неожиданный итог «Тренера» в том, что даже при всех перечисленных косяках, рушащих все хорошее в фильме, он не оставляет послевкусие обычного российского провала, когда ты чувствуешь, как будто на тебя с экрана испражнились. Оставаясь несуразным, кино все же показывает, что сделано с душой, и из зала выходишь не понурым, а вполне бодрым, подпевая песне на титрах.

Совсем-совсем краткий итог с циферками

Если вы разбираетесь в футболе и кино – 5/10

Если вы разбираетесь только в футболе или только в кино – 6/10

Если вы не разбираетесь ни в чем и готовы просто посмотреть фильм – 7-8/10

Петр Мельников, Rusfootball.info