8 мин.

«Шавьер обедает живыми цыплятами». Самый экстравагантный португальский футболист

Теперь он тренирует сборную Мозамбика.

Десять парней рассаживались за столики в стейк-хаусе «Morton's». Проставлялся Бекхэм. Дэвид пригласил несколько игроков основного состава «Гэлакси», включая Донована, Вадженаса и Абеля Шавьера.

Парни из Лос-Анджелеса приехали в Вашингтон выносить столичный «Ди Си Юнайтед», но с каждым часом в отеле боевой настрой испарялся, смешиваясь с запахом жареной картошки-фри из прилагающих забегаловок. Сырой несыгранный состав, дерганая атмосфера, завышенные ожидания – все это действовало на нервы.

Бекхэм нашел в интернете ближайший приличный ресторанчик и позвал туда ребят – отвлечься и познакомиться поближе.

Подошел официант, спросил «Кто желает вина?». Все подняли руки.

– Ладно, – ответил официант. – Но мне нужно посмотреть ваши документы.

Он проверил водительскую лицензию Донована, Грэя и Мартино. Потом подошел к Бекхэму и строго на него посмотрел. 

– У меня нет с собой документов, – сказал Дэвид.

– Нет документов – нет и вина! – сказал официант и театральным жестом выхватил бокал.

– Этот парень прикалывается? – пробормотал Бекхэм.

Но официант был серьезен. Он уже тряс Шавьера, пока тот судорожно рылся в карманах. Документов не было. «Что это такое?! – гремел 34-летний Абель. – Вы знаете, сколько мне лет? У меня уже есть ребенок, который имеет право выпивать».

Остальные игроки судорожно смеялись: Бекхэм и Шавьер жаловались на постоянное внимание в Европе, а тут нате – такой контраст. «Добро пожаловать в Америку, ребята».

Телохранитель Бекхэма позвал шефа ресторана. «Мне все равно, кто они!», – донеслось возмущение официанта. Но шеф проявил великодушие, а недовольный дядька принес обратно бокалы Дэвида и Абеля.

***

Шавьер эпатировал с первых минут. Все началось с того дня, когда «Гэлакси» практически в полном составе явились на тренировку прямо с вечеринки Тома Круза.

Загулявшие футболисты рассматривали красные листики с золотыми буквами, которые нашли на креслах в раздевалке: «Абель Шавьер приглашает на пиршество в честь подписания контракта».

В приглашении говорилось, что «вечеринка будет проходить в волшебном замке, а в качестве закусок будут поданы живые цыплята, которыми предпочитает обедать Шавьер». Гости должны были прийти на танцпол, покрытые с головы до ног белыми одеяниями.

Внешность Абеля были необычной даже для Лос-Анджелеса, где живут фрики всех мастей. «Светлые волосы и бородка делали Шавьера футбольным воплощением бога Нептуна», – писал журналист Грант Валь в книге «Эксперимент Бекхэма: как самый популярный спортсмен мира покорял Америку».

Соседом Шавьера по комнате во время выездных матчей часто оказывался американский хавбек Петер Вадженас. «Представьте микс разных характеров. Возьмем огонек молодого Майкла Джексона, озорство Питера Пена, экстравагантность баскетболиста Денниса Родмана, прозорливость цыганской гадалки с ближайшего вокзала и приправим это все интеллектуальностью Ницще. Тогда и получится Абель Шавьер», – говорил Вадженас.

«Я пришел в Лос-Анджелес не ради денег, как вы думаете, а чтобы бросить вызов неизвестному. Я не люблю сидеть в зоне комфорта», – подчеркивал Шавьер. «Гэлакси» брал его на свой страх и риск: исполнительный директор MLS навел справки в Европе – ему ответили, что ноги Абеля совсем слабы, он почти не может бегать.

На деле Шавьер отыграл больше года. Поиграл бы и больше – но разругался с Руудом Гуллитом, который тогда тренировал «Гэлакси».

«Этот парень был великим игроком, но потом резко опаскудился. Его высокомерный тон, методы общения с игроками похоронили атмосферу. Как-то мы поссорились после матча, он затаил обиду, вышел к прессе и обвинил меня во лжи. Мол, я придумал себе травму, чтобы не играть», – возмущался Шавьер.

***

Карьера Абеля Шавьера была столь же странной, как и его образ. После португальского чемпионства с «Бенфикой» Шавьер поиграл в итальянском «Бари», испанском «Овьедо», голландском «ПСВ», а потом перешел в «Эвертон».

«Когда я покрасил волосы в белый цвет, мне позвонил наш тренер Уолтер Смит и сказал: Эй, мужик, ты спятил?» – вспоминал Абель. Смит вырос в шотландской глубинке и совмещал игры за «Данди Юнайтед» с работой электрика. Внешний вид Шавьера доводил Смита до бешенства, но в защите португалец играл надежно.

В «Эвертоне» Шавьер подружился с Полом Гаскойном, тот называл Абеля «Гиннессом» – такой же черный с белой пенкой.

«Как-то раз Абель пытался познакомиться с девушками в баре, но никто не знал, кто он такой. Тогда он сказал: Я друг Гаскойна… и вернулся номерами их телефонов», – вспоминал Газза.

Секретом отличной физической формы Шавьер считал правильное питание. «Наши тела похожи на автомобили, мы должны осознавать, какой бензин и какое масло мы туда заливаем». Абель нанял личного диетолога и физиотерапевта, под руководством которого делал специальные упражнения. Тренера звали Аурелианом – это был родной дядя Тьерри Анри.

В качестве игрока «Эвертона» Шавьер поехал со сборной Португалии на Евро-2000. В том турнире португальцы с Байей, Руй Коштой и Нуно Гомешем дошли до полуфинала. Экстравагантный защитник мог стать главным героем матча с Францией, едва не забив решающий мяч в конце основного времени. Хлесткая подача Фигу, высокий прыжок Абеля – но Бартез спас ворота в эффектном прыжке.

В конце овертайма Трезеге вывалился на ворота Байи, мяч отскочил от вратаря на край поля – Вильтор с острого угла целился по воротам, но попал в руку Шавьера.

«Я балансировал, а не играл рукой. Куда мне было ее девать?» – протестовал Шавьер. После гола Зидана португальцы начали прессинговать арбитра, а Нуно Гомеш швырнул футболкой: «Я предложил взять футболку на память, чтобы он всю жизнь помнил, какую команду он потопил. Судья отказался, поэтому мне пришлось бросить в него!»

Обматеривший судью Шавьер получил шестимесячный бан. Во время дисквалификации он помогал властям Мозамбика справляться с последствиями наводнения.

Абель рискнул перейти из «Эвертона» в «Ливерпуль», но не нашел общего языка с Жераром Улье. Защитнику не хватало скорости, он часто не поспевал за скоростными вингерами соперников.

«Это необычно, но когда я возвращаюсь в Ливерпуль – чувствую уважение и фанатов «Эвертона», и фанатов «Ливерпуля», такое нечасто бывает. Да и во время дерби меня не освистывали», – вспоминал впоследствии португалец.

Его дальнейшая карьера похожа на дневник путешественника: «Галатасарай», «Ганновер», «Рома» и «Мидлсбро», где он мог дойти до финала Кубка УЕФА, но попался на допинге. В крови португальца нашли анаболические стероиды и выписали бан на год.

***

После завершения карьеры Шавьер объявил, что принял ислам и теперь его зовут Файзал. «Когда я играл за «Галатасарай», я открыл для себя ислам, и он очень помог мне в трудные моменты жизни», – говорил тогда бывший защитник.

Шавьер хотел попробовать силы в Голливуде – не получилось. Бизнес тоже не пошел: недавно Абеля признали банкротом с долгами около полутора миллионов евро. Зато тренерская карьера Шавьера выглядит перспективно. Попрактиковавшись на португальских клубах вторых эшелонов, Абель возглавил сборную Мозамбика. Это та самая страна, на флаге которой изображен автомат Калашникова и мотыга. Она остается одной из беднейших в мире, несмотря на залежи урана, титана и природного газа.

«Это был выбор сердца», – говорил Абель. Он родился в Мозамбике, когда страна была еще португальской колонией. Его родители бежали в Португалию, когда Мозамбик охватили вооруженные атаки подпольщиков против колониальной власти.

«Моя задача – не только победы на футбольном поле, но и улучшение условий для игроков, поднятие уровня их жизни». Шавьер не преувеличивал: он ругается с местной федерацией из-за ужасающего состояния тренировочного поля и возит команду сборы в Португалию.

«Это правда, Шавьер много борется за лучшую подготовку команды, за более качественные тренировочные условия, – объяснил специально для блога «Чумной доктор» болельщик из Мозамбика Сантуш Эрнесто Ингуани. – Считаю Абеля Шавьера хорошим тренером, потому что он делает все возможное для команды. В Мозамбике Шавьера любят и оценивают его работу со сборной позитивно».

Местный спортивный журналист Дэвид Ньяссенго более сдержан: «Он, действительно, поднял имидж нашей сборной. Игроки вернули уважение болельщиков, зрители вернулись на стадион. Плохо только, что результаты пока не слишком соответствуют новому имиджу. На поле Шавьер пытается поддерживать тактическую строгость. Мы играем в оборонительный футбол с акцентом на контратаки через фланги. Шавьер поощряет креативные действия, но слабая коллективная игра сводит все старания на нет».

В квалификации к Кубку африканских наций 2019 сборная Мозамбика соперничает с Замбией, Гвинеей-Биссау и Намибией. В первом туре команда Абеля Шавьера минимально победила Замбию.

***

Чумной доктор советует почитать:

«Гравесен катился голой задницей по коридору – вдруг вошел тренер». Из безумца в миллионера из Лас-Вегаса

Легендарный джазмен Майлз Дэвис сидел на героине. Его спас бокс

Фото: АР (1); Getty Images/Stephen Dunn (2); AFP (3); imago (4); RMC Sport (5).