Разгромить «Барсу», играя в атаку, может только безумец. Это о Ди Франческо
Ученик Земана меняет «Рому».
Прошлой весной Corriere dello Sport вышла с заголовком: «Миссия Ди Франческо – переписать историю». И добавила: нет врага страшнее скептицизма.
Прошел год, а «Рома» уже в полуфинале Лиги чемпионов.
За год Ди Фра полностью изменил команду. Рим доверился ему: поверил в то, что «вечно вторые» – всего лишь ярлык; в то, что 32-летний столб может убежать от Альбы; в то, наконец, что «Рома» не хуже других. В Тригории не осталось скептиков: последний запасной знает, что способен на все. Недаром темой диплома Эусебио были не гиковые модели перемещения латералей, а психология футбола.
Он абсолютно не требователен на поле. Максимум, которого ждет тренер – выкладываться по полной на тренировках и в матчах. Остальное второстепенно, даже следование установке: «Хочу, чтобы игроки были такими же легкомысленными, как и моя команда». Ему нужны футболисты, а не роботы.
Ди Франческо не сразу пришел к деталям своей философии. Концепции не хватало практических моментов, но Эусебио прогрессировал ежедневно. Он изучил немецкую систему развития футболистов, заставил молодежь больше читать и меньше думать о результате – и открыл Италии Верратти с Берарди.
В таблице выходило хуже: из «Виртуса Ланчано», «Лечче» и «Сассуоло» его уволили. С последними Ди Франческо повезло: заменивший его Малезани проиграл 5 матчей – и Эусебио позвали обратно. Спустя два года «нероверди» выбрались в Лигу Европы, а Ди Франческо назвали самым стильным тренером Италии. Очки в квадратной оправе, жилетки-костюмы и аккуратная небритость удовлетворяли эстетические запросы ценителей. На деле яркий образ ботана – необходимость: у Эусебио плохое зрение.
С его футболом та же история: броский, элегантный, на самом деле он исключительно эффективен и нацелен на ворота. Минимум поперечных передач («две – уже перебор»), агрессивный прессинг и быстрые проходы по флангам – все для того, чтобы быстрее добраться до чужих ворот. «Рома» – самая бьющая команда Италии: в среднем 18 ударов за матч. И всего 28 передач на удар: победы добываются не пасами.
В этом описании узнается Зденек Земан. Эусебио играл у него в 90-х, взял основные идеи и каноническую схему 4-3-3, но пошел дальше гениального богемца. Ди Франческо отказался от изнурительных кроссов, а следом – от одного из основных принципов Земана: «Зденек атакует соперника всегда и везде. Я считаю, что не имеет смысла отбирать мяч любой ценой. В этом разница».
«Рома» высоко прессингует, но не носится за мячом всей командой. Ди Франческо предпочел классические постулаты Арриго Сакки: интенсивность и компактность. Аккуратное давление в нужных зонах и высокая защита до минимума снижают возможность маневра, поддушивая соперника насыщенностью линий.
И все равно Ди Франческо – ученик Земана. Он побеждает через игру, атакует против любого соперника и постоянно тасует роли игроков в поисках идеала. И главное – он набрался того положительного безумия, которое сделало богемца легендой.
Кто еще превратит в реджисту левого защитника? Игру «Ромы» ведет Коларов – списанный Гвардиолой ветеран. Из-за него команда кренится на левый фланг (39% атак). Серб делает 57 передач в среднем за матч, входит в топ-5 в Италии по числу ключевых пасов (71 в этом сезоне) и бьет по воротам чаще Ундера и Шика.
Когда Коларова накрывают, «Рома» играет через Де Росси. Даниэле давно не считают лучшим опорником мира, с каждым годом его средняя оценка за матч падает, но даже на 35-м году жизни он способен доминировать над Ракитичем и Бускетсом. Гол+пас – в одном матче с «Барсой» ДДР сделал столько же, сколько за 18 игр в серии А.
Еще один парень, списанный в Манчестере, проводит лучший сезон в карьере. У Спаллетти Джеко забил 29 голов, но никогда не играл так разносторонне, как сейчас. Здоровый таран раздает умнейшие разрезающие передачи (даже Месси согласился бы, чтобы они попали в нарезку его ассистов) и лидирует по ключевым пасам среди центрфорвардов серии А. Он играет на линии офсайда и убегает от защитников так бодро, словно 32-летним ногам не нужно носить 84 килограмма пробивной мощи.
В этом – весь Ди Франческо. Тренер, годами практиковавший 4-3-3 (даже родственную 4-2-3-1 почти не применял), вдруг – в четвертьфинале ЛЧ, важнейшем матче карьеры – поставил на 3-5-2. И выиграл.
«Война – это путь обмана. Делай то, чего не ждут», – Эусебио прочитал Сунь Цзы еще в «Сассуоло».
Развитие – основа его концепции. Теперь тренер, начинавший с трех отставок в четырех клубах, играет с «Ромой» в полуфинале Лиги чемпионов. Может быть, нового чуда и не случится, но одно точно: Ди Франческо не остановится. И станет лучше.
***
Итальянский футбол соответствует моему чувству прекрасного. Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: REUTERS/Tony Gentile, Alberto Lingria, Alessandro Bianchi; Gettyimages.ru/Paolo Bruno
Это был фантастически матч, в котором Де Росси помолодел лет на десять. Матч, где Эдин Джеко притягивал к себе все мячи словно магнитом, доказав всем и вся - он ТОП форвард! Это был поединок, где фланги "Ромы" просто смяли оборонительные порядки "Барсы". Черт возьми, да даже Фацио выполнял роль атакующего игрока, загружая мячи в штрафную испанцев. Алиссон просто подтвердил свой класс вратаря современного мирового уровня!
GRAZIE ROMA! ГОРЖУСЬ, И НЕ ЗАБУДУ ЭТОТ МАТЧ НИКОГДА! ВЫ ПРИНЕСЛИ СЧАСТЬЕ!
даже абстрагируясь от того, что это был камбэк с 1-4 и борьба за выход в 1/2 ЛЧ в эпоху толстосумов и команд-сборных мира, на международной арене таких матчей точно больше не было.
были еще четкие выносы реала в 08-м и лиона в 07-м, выход в последний наш финал еврокубка в 91-м на флажке матча с брондбю. скажут, фу, какой-то брондбю, но футбол тогда был другим, пропасти между мешками и немешками не было.
внутри сапога было много эпических битв и уничтожений сильнейших из врагов.
но вот чем эта победа над барсой офигенно особенна и чем эта игра не похожа ни на одну другую - если бы не удалось дожать и пройти дальше, это все равно была эталонная игра как свидетельсво того, что тренерская мысль, исполненная на высшем уровне, может двигать континенты. если бы рома выиграла 2-0, сама командная игра и воплощенная в ней идея, все равно в миллиарды раз круче, например, того как барса прошла в прошлом году псж.
до гола маноласа я просто кайфовал душой, без всякого волнения и надежды, от того как труженники-подмастерья из цеха AS Roma вырисовывают на полотне Олимпико иногда грубыми, иногда изящными, иногда ученическими, но всегда четко выверенными мазками, картину, которую заказал маэстро Ди Франческо. и ничего если работу не успеют оформить финальным штрихом и продать на мировом рынке ох...нных и захватывающих историй. ведь все правильно делают!!! и как делают!!!
но после нанесения греко-турецкой печати во мне заговорил болельщик, и такое ощущение в игроках ромы и барселоны тоже. идеология, проектирование, созидание, мысль ушли из этого мира - последние 10 минут матча как звериный оскал, чистый адреналин, пульс на 200 и никакой эстетики: дожмут или не дожмут, отстоим или не отстоим, повезет каталонским купцам-махинаторам украсть и обесценить римский шедевр?
короче, немного как бы предпенсионного брюзжания: молодежь пускай кайфует от всяких там камбэков и последних секунд (сам такой был), но чистое великое и безопасное для здоровья искусство было до 83 минуты.
вот такой это был матч. навсегда в сердце.
В свой первый сезон с Ромой дошел до полуфинала ЛЧ, чего хваленный и распиаренный Парик ни разу не делал ни с Ювентусом, ни с Челси ))