Жизнь без цели
Есть масса причин кризиса, с которым столкнулся наш клубный футбол. Это уменьшившееся количество детских школ, лимит на легионеров, отсутствие финансов, плохие поля, холодная погода и т.п. На мой взгляд, все эти проблемы и правда имеют место, но они именно проблемы, которые решаются с тем или иным успехом, а причина кризиса вовсе не в этом. Причина кризиса – отсутствие стратегии развития у российских клубов.
Продавать ли Промеса? Платить ли миллионы за Паредеса? Отпускать ли своего Набиулина в «Зенит»? Какое место считать успехом? Выход в «еврокубковую весну» - успех или нет? Поражение от «Ливерпуля» 1:7 – закономерность и норма или позор? И надо ли после этого что-нибудь менять? Эти и подобные вопросы постоянно обсуждаются на форумах, хотя ответ, казалось бы, должен лежать на поверхности – открой «Стратегию развития ФК «ХХХ» на период до 2025 года» и прочти ответ.
Но, увы, таких стратегий нет.
Зачем существуют футбольные клубы, какова их цель? На этот вопрос отвечают миссия, ценности и цели. Это основа любой стратегии. А еще в стратегии описано, как этих ценностей придерживаться и миссию исполнять. Какой футбольный клуб четко отвечает на вопрос: каким вы видите ФК «ХХХ» через 15 лет? Сколько там своих воспитанников, сколько легионеров, сколько россиян из других городов? Какова структура академии, в каких городах есть ее филиалы, болеют ли в этих городах за ФК «ХХХ», как и в родном городе? Почему они выбрали ФК «ХХХ»? Кто ходит на матчи ФК «ХХХ»? Чем еще занимаются на стадионе болельщики? Сколько зрителей смотрят по ТВ матчи ФК «ХХХ»? Есть ли болельщики за границей? Кто они и почему болеют за ФК «ХХХ»? Есть ли версия сайта на доступном им языке?
Ответ на такие вопросы должны выглядеть, например, так.
ФК «Уфа» - молодой и развивающийся футбольный клуб. В период до 2018 года клуб выполнил свою задачу – попал и закрепился в РФПЛ. На период до 2025 года клуб планирует попасть в число лидеров российского футбола и в каждом сезоне вести борьбу за места, дающие право на участие в европейских кубках. В связи с тем, что ФК «Уфа» находится в начале своего становления, цель вести регулярную борьбу за медали и место в ЛЧ на период до 2025 года ФК «Уфа» не ставит. Вместе с тем два подряд сезона, в которых команда не попадает в еврокубки, будут считаться неуспехом.
ФК «Уфа» имеет собственную спортивную школу, которую в период до 2025 года планируется преобразовать в республиканскую футбольную академию, чтобы начиная с 2025 года в составе ФК «Уфа» постоянно играло несколько воспитанников башкирского футбола. В связи с тем, что академия находится в начальном пути своего становления, в период до 2025 года ФК «Уфа» не может рассчитывать на наличие в составе своих воспитанников. Вместе с тем ФК «Уфа» на период до 2025 года планирует делать ставку на молодых российских игроков, которые готовы подписать с ФК «Уфа» долгосрочные контракты и видят Уфу и Башкирию своим новым домом.
Наиболее популярный в городе Уфа футбольный клуб – «Зенит» Санкт-Петербург. В этой связи в период до 2025 года ФК «Уфа» планирует продолжать тесное сотрудничество с ФК «Зенит», начавшееся трансфером вратаря А. Лунева. Основное направление сотрудничества – создание республиканской футбольной академии при помощи ФК «Зенит». Вместе с тем с 2025 года ФК «Уфа» ставит своей задачей стать более популярным в Уфе, чем ФК «Зенит». После 2025 года популярность ФК «Уфа» в городе Уфа и в целом в Башкирии должна расти из-за привлечения в команду воспитанников своей академии.
И так далее, в том же духе. После 2025 года, когда должна быть создана академия, клуб должен ответить себе на вопрос, куда пойдут те ее воспитанники, которые не пробились в основу ФК «Уфа». Может быть, стоит найти партнерскую команду в ФНЛ, куда молодые парни отправлялись бы набираться опыта.
Из стратегии вытекает график конкретных работ: если академию создаем в 2025, то на базе каких школ? Готовы ли документы? По каким программам будут тренироваться? На все это надо дать ответы, назначить ответственных исполнителей и сроки.
Теперь познакомимся со стратегиями российских футбольных клубов. Начнем с самого популярного клуба – «Зенит». Все, что есть на сайте «Зенита» - миссия и ценности. Вот, например, миссия: «Игрой на футбольном поле и деятельностью за его пределами футбольный клуб «Зенит» представляет город, которому обязан своей идентичностью. Неся в мир традиции и харизму легендарного Санкт-Петербурга, культурного центра мирового значения, мы знакомим людей с лучшим, что есть в современной России»
Это прекрасная миссия. Ценности можно посмотреть на том же сайте. Теперь поищем стратегию развития, которая должна описывать, как клуб стремится сохранять свои ценности и выполнить свою миссию. Увы, стратегию не нашел. Как ценностям «Зенита» соответствует подписание игроков с неоднозначной репутацией (Дзюбы, например)? Или пяти аргентинцев сразу? Это соответствует «традициям легендарного Петербурга» или «лучшее, что есть в современной России»? Очень может быть, что все эти решения логичны и обдуманы и каким-то путем ведут к исполнению миссии, вот только ответа на этот вопрос прочесть нельзя. Так что больше тройки за стратегию «Зениту» не поставим – клубу надо плотно работать над соответствием действий своей миссии.
Второй по списку популярности – «Спартак». Что там со стратегией, с миссией? Ее просто нет. Зачем существует клуб – неизвестно. Третий в российском рейтинге – ЦСКА. Тут у армейцев боевая ничья 0:0 со «Спартаком» - тоже без стратегии. Не буду утомлять перечислением всех команд, второй клуб РФПЛ, который (я сам удивился) также понимает, зачем существует – «Динамо». Более того, хотя четкая стратегия на сайте «Динамо» отсутствует, действия «Динамо» укладываются в миссию гораздо лучше, чем у «Зенита». Поэтому «Динамо» - четверка.
В итоге целеполагание у нас такое – один клуб на 4, один клуб на 3, двенадцать – на 2. Если кто-то подскажет, какие клубы имеют прописанную стратегию – буду признателен.
Нет стратегий – нет четких долгосрочных планов, нет планов – работаем хаотично и бессистемно. Такие результаты и имеем.
Любое развитие , без привлечения инвестиций невозможно . Я о российском футболе разумеется . В противном случае , все громогласные заявления так и останутся декларацией о намерениях .
Все очень четко рассказывает