7 мин.

Вспоминая легенд «Манчестер Сити». Георгий Кинкладзе

«У меня был шанс уйти. «Барса» и многие другие выказывали свой интерес, но я не мог уйти. Я желал вывести «Сити» обратно в АПЛ. Это было тяжелое решение», – Георгий Кинкладзе.

1

У «Манчестер Сити» есть история, кто бы о чем ни говорил. Мы решили запустить серию ретро-постов, посвященных легендам клуба. Стартуем с Гио.

***

Он был настоящим светом в конце туннеля. Маяком, который гордо, но одиноко светил на безлюдном и тихом острове. Человеком, который стал проводником грузинского футбола на просторах АПЛ.

Я – искра, зажигающая огонь

Добро пожаловать в «Манчестер Сити» 90-х.  Команда борется за выживание, перелеты из одного дивизиона в другой, никакой стабильности, которую сейчас клуб демонстрирует с завидной регулярностью.

Для фанатов «Сити» весь тот период – сущий кошмар. Но была одна яркая звездочка, которая горела неожиданно ярко и красиво. Речь о юном даровании из Грузии – «Кинки» (kinky – то ли из-за курчавых волос, то ли из-за эксцентричной манеры игры), как его прозвали местные журналисты.

Фантастический, страстный дриблинг сводил с ума не видавшую доселе таких чудес с мячом публику на «Мэйн Роуде». Его гол в ворота «Саутгемптона» стал культовым:

Решение остаться в «Сити» после вылета в Чемпионшип и вовсе возвело грузина в лик святых среди поклонников «горожан». Фанаты пишут письмо Кинкладзе, хотят сделать это на грузинском, но не находят переводчика, поэтому пишут на английском.

2

Кинкладзе стал едва ли не главной личностью среди фанатов в истории «Сити». Да-да, масштабы его следа и влияния на игру горожан того времени все еще остаются очень недооцененными.

Фрэнни Ли – президент «Сити» того времени, откопал парня после товарищеских матчей сборной Грузии против Уэльса. Тогда Британия была в шоке от быстроногих, техничных и юрких грузинских игроков, а Ли, увидев VHS с записью того матча, был поражен. Он был просто в восторге от молодого плеймейкера.

Что-то внутри меня было всегда, и теперь оно пробудилось, и мне нужна помощь

У Георгия уже были попытки закрепиться в большом футболе, но ни в Германии, ни в Аргентине он не сыскал особого успеха. В сумме он провел всего 11 матчей за скромный «Саарбрюкен», а в аргентинском гиганте – «Боке» – у него были проблемы с адаптацией к местным условиям. Грузин мотался в Испанию, но все же интерес руководства «Сити» оказался наиболее предметным, и Френсис не пожалел больших денег для клуба (2 миллиона фунтов) за Кинки.

В какой-то степени клуб рисковал, так как неудачный предыдущий опыт грузина не сулил ничего хорошего. Кинкладзе с друзьями решили весело отпраздновать этот успех в одном из ночных клубов, и едва начавшаяся английская карьера Георгия могла тут же трагически завершиться. Компания умудрилась рассориться с другими посетителями ночного клуба, и, по словам самого же Кинки, все чудом обошлось без серьезных последствий, ведь в ход почти пошло огнестрельное оружие. К счастью, дело закончилось временным арестом и урегулированием конфликта. А Георгий получил доступ на поле и показать главное свое оружие– дриблинг.

У Кинкладзе проблемы с адаптацией – холодный климат и незнакомый язык в отсутствии эпохи интернета мог сломить веру Георгия в себя. Но переезд матери и двух друзей в Манчестер явно помог с хандрой – родные прихватили с собой бутылку грузинского коньяка и полную сумку местных вкусностей.

Со временем английская публика оценила, какой бриллиант попал в их лигу. Тяжелые единоборства, грубые подкаты, бесконечные забросы – АПЛ 90-х не искрила тактическими новинками или яркими игроками. Но в лице Кинкладзе «Сити» получил невероятное количество нестандартных и рискованных решений – соперники уважительно высказывались о новом таланте как о футболисте, с которым стоит считаться любому защитнику.

Хотя некоторые (вполне вероятно, и сам Георгий) считают, что грузин при должном профессионализме и самоотдаче мог достичь гораздо большего. Тогдашние наставники «Сити» пытались строить команду вокруг него, но аналитики ругали икону болельщиков за нежелание регулярно отрабатывать в защите, за отсутствие жестких стыков и единоборств, за неспособность забивать голы на уровне топ-бомбардиров.

Кинки признавался, что в свое время не уделял внимания многим важным вещам в футболе. Думал, что в футболе возможно достичь успеха лишь за счет таланта, но, конечно же ,он ошибался. Не нашлось человека, который заставил бы его работать и пахать на каждой тренировке.

2

Мне нужно, чтобы кто-то показал мне мое место во всем этом

Главной проблемой, с которой столкнулся менеджмент «Сити» – классическая для того времени схема 4-4-2, в которую грузин катастрофически не вписывался. Алан Болл одержим Кинкладзе и пускается в тактические эксперименты, пытаясь найти лучшее место для Кинки, наладить взаимопонимание между ним и остальными игроками команды.

«Чувствовалось, что он стеснен. Отчасти от того, что не знал языка и с трудом преодолевал этот барьер, отчасти от того, что не знал, как бороться за мяч по-английски.

В пареньке был талант, невероятный талант. Я знал, что если правильно довести до него мяч – он расцветет.

Помните первые игры? Одно-два гениальных касания. Я верил, что он будет руководить нашей игрой», – вспоминает Болл.

Но так как игроки того разлива не могли похвастать хорошей тактической выучкой, все попытки Болла наладить игру терпели крах.  Возможно, на Кинки пытались повесить слишком многое, а ведь он всего лишь хотел заниматься своим любимым делом – накручивать медлительных англичан.

Георгий – из тех игроков, чье величие не закрепилось цифрами или титулами. Его величие было в умении дать фанатам частичку удовольствия от футбола, в умении зажечь страсть в их сердцах. Более того, руководство «Сити» после таких выступлений Кинки решилось на настоящую грузинскую революцию – на «Мэйн Роуд» один за другим приезжали соотечественники Георги в лице Михаила Кавелашвили, Муртаза Шелии, Кахи Цхададзе.

Никто из них не смог хоть как-то приблизиться к достижениям Кинкладзе.

Все будет не так, как ты думаешь

Однажды Лиам Галлахер давал концерт в Москве, и перед разогревом он узнал, что на его выступление приехал Георги. Ради встречи со своим кумиром Лиам отложил концерт на час, предпочтя вспомнить самые яркие и приятные моменты «Сити» в компании звезды той команды.

При Кинкладзе луна светилась особым светом, но за «Сити» грузин отыграл всего три сезона. Три ярких сезона, один из которых пришелся на АПЛ. За 107 матчей он забил 16 голов, включая блестящий гол против «Мидлсбро» и уже упомянутый легендарный гол в ворота «Саутгемптона».

Летом 1998 года «Сити» умудрился вылететь в третий английский дивизион, где встряхивать команду принялся сторонник трудового футбола Джо Ройл. Он сразу открестился от Кинки, решив, что будет легче продать игрока за хорошие деньги и работать над шириной состава, чем заставить его отрабатывать в обороне и пристроить в 4-4-2. В итоге фаны со слезами на глазах проводили кумира в «Аякс», а казну «Сити» пополнили 5 млн фунтов. Пожалуй, Ройл оказался прав, ведь в течении следующих двух сезонов при нем «Сити» сумели окончательно вернуться и закрепиться в АПЛ, попутно устроив настоящую драму в плей-офф за место в Чемпиошипе, о которой мы уже рассказывали.

«Было до боли грустно уходить из «Сити». «Аякс» уже согласовал все условия трансфера, поэтому после последнего матча я просто пошел к фанам. Я благодарил их, благодарил за все.

Потекли слезы, я не хотел уходить и просто рыдал. Скажу одно: даже если сейчас я находился бы в той же ситуации, что и тогда, и меня позвала «Барселона», я бы остался в Манчестере», – рассказывает Георгий.

Он такой – яркий, ураганный, эмоциональный и вдохновляющий. Остается лишь восхищенно мечтать, каких высот мог бы достичь Кинки, окажись он в сегодняшнем «Сити».

С человеком, который знает, как применить талант любого игрока.

С Хосепом.

Для ru.mancity.com