«Когда смотрю на мужчин в России, часто становится их жалко». Он стрижет Промеса и Зе Луиша
И Максима Галкина с Тимати.
Куинси Промес, Зе Луиш и Эдер из «Локо» ходят стричься к Андранику Степаняну – мастеру из барбершопа Тимати «13 by Black Star», когда-то переехавшему в Москву из Амстердама. Он рассказал Sports.ru о разнице между русскими и голландцами, работе со звездами и о том, что ни в коем случае нельзя делать со своими волосами.
– В детстве мне нравилось, когда меня мама стригла, а когда мне было лет 17, я купил ножницы, машинку и начал стричь друзей. Это был конец 90-х, я тогда жил в Ереване, но с ним моя профессия никак не связана. Наша семья еще в 2002-м уехала в Голландию, у нас там давно уже много родственников.
В Голландии я три года учился на парикмахера-стилиста в академии парикмахерского искусства Nova College. Я не барбер, я hair stylist, учился делать и мужские, и женские прически. В моем классе было 28 человек, парней – двое.
В Ереване я уже давно не был. Просто не получается туда ездить: много работы, родных тоже почти не осталось, они в Голландии. К тому же я в Ереване чужой. Хотя и здесь я чужой. У меня неславянская внешность – кто-то нормально принимает, кто-то не очень. Мне это не мешает, но иногда во дворе бабки говорят: понаехал.
В Москву я переехал в 2014-м. Амстердам и Москву сложно сравнивать. Это два разных города: Амстердам – маленький город маленькой страны, Москва – огромный гигантский город. Когда я говорю в Москве, что приехал из Амстердама, некоторые смеются. Люди думают, что если ты пожил там, то сюда переезжать смысла нет. Но это не так.
***
Я узнал о Промесе когда жил в Голландии, а подружились мы уже когда я приехал в Москву. Правда, что меня сюда Промес привез? Нет, у меня же еще жена отсюда. Я и до переезда приезжал в Москву, встретил ее и решил переехать.
Куинси – голландец в Москве, для меня важно, что мы можем общаться и переписываться на голландском. Ему очень нравится в Москве, он и язык уже подучил. Стричься он приходит перед каждым матчем. Так принято, он же выходит на поле, там все медиа его видят. Предпоследняя стрижка у него была классная, очень подошла ему. Мы все обсуждаем совместно, но сначала именно я предлагаю ему, какие прически делать. Когда его стригу, то говорю: «Чтобы минимум два или три гола забил».
Думаю, Зе Луишу меня посоветовал Куинси. Тоже перед каждым матчем приходит. Еще у меня Эдер из «Локо», с ним нас Зе Луиш познакомил. Раньше ко мне Ромуло и Маурисио ходили. При этом я футболом особо не интересуюсь, только финал ЧМ или Евро могу посмотреть. Один раз Промес принес мне билеты на матч с «Атлетиком» и говорит: «Хочу, чтобы ты приехал и был на этой игре». Так я впервые в жизни приехал на стадион. Там кайф! Адреналин! Но больше я не ходил – не было времени.
Когда я переехал в Москву, то уже четыре года стриг Тимати. Он сказал: «Открываем парикмахерскую, хочу, чтобы ты работал с нами». Я согласился. Что он за человек? Могу сказать про Тимати только одно: он очень хороший человек. Больше ничего не хочу про него рассказывать.
Максиму Галкину меня тоже порекомендовали. Он готов был [отказаться от своей самой известной прически], чтобы покороче подстричься. Я поменял ему образ, он говорит, что ему все нравится. Когда он приходит, мы общаемся, спрашиваем, как дела друг у друга. Он все время с какими-то шутками. Хороший юморист.
Я со всеми клиентами нормально общаюсь, разницы между ними не вижу. Но понятно, что со звездами и футболистами все должно быть особенно четко и аккуратно. С ними нельзя расслабляться, надо, чтобы все красивое было. Иногда я сам приезжаю к клиентам, потому что понимаю: у человека завтра съемка, ему надо выглядеть нормально. Как можно отказать? Последний раз я ездил на базу «Спартака», стриг Промеса и Зе Луиша. Промес обычно в «13» приходит, а тогда это сюрприз был для них. База «Спартака» шикарная, она очень большая, прямо как город.
***
Стрижка в «13» у меня стоит три тысячи рублей. Бывает, что люди приходят, узнают цену и уходят. У меня примерно пара сотен постоянных клиентов. Сколько зарабатываю в месяц, не скажу. Езжу на «Пассате».
Если хочешь быть парикмахером, надо любить свою работу. Если будешь думать только о деньгах, то навсегда останешься на одном месте. В этой профессии не то что нет денег, но думать надо не о них, а о том, как развивать себя. Иногда я себя спрашиваю: если бы я стал парикмахером-стилистом, какая бы работа у меня была? До сих пор не нашел ответ на этот вопрос.
Три худшие вещи, которые мужчина может сделать со своими волосами? Первое – стричь себя сам: челку подровнять или что-то подобное. Второе – не укладывать, многие без укладки выходят из дома. Третье – вперед расчесываться, когда челка такая советская получается. Я думаю, менталитет здесь такой. Раньше это было популярно – люди до сих пор так ходят. Не хотят меняться.
Иногда люди приходят, что-то просят, а я их отговариваю. Говорю: «Давайте попробуем, если не понравится, снова отрастим или сделаем, как вы хотите». Но большинство гостей, которые приходят ко мне, сами просят что-то посоветовать или говорят: «Я ничего не знаю, сделай, как ты видишь».
Когда люди приходят и просят сделать покороче, я обычно предлагаю сделать покороче по бокам, а сверху оставить подлиннее, потому что контраст – это всегда красиво. Пару раз так уговариваешь людей сделать интересную, красивую стрижку, но если человек настаивает – окей, делаю покороче. Да, короткая стрижка еще недавно была модной, но всех так стричь нельзя. Ты видишь человека как образ, тебе нужно, чтобы стрижка подходила под его форму головы и лицо. Есть такие формы, что короткая стрижка не подойдет.
Мода на мэнбан – нормально. В Голландии я такое видел, что меня теперь сложно чем-то удивить. Я тут одного красил в серебристый цвет, другому делал узор во всю голову.
Много детей приходит. Конечно, с ними сложно, они же не сидят спокойно. Ты должен делать аккуратно, чтобы не поцарапать ребенка, у них еще очень мягкая кожа на голове. И надо все быстро закончить, они же не могут на одном месте три часа сидеть.
Часто просят подстричь под Тимати или Егора Крида. Когда Криштиану Роналду новую стрижку делает, тоже люди приходят и говорят: «Хотим так же». Но под Месси не помню, чтобы просили.
***
Когда я смотрю на то, как выглядят мужчины в России, мне часто становится их жалко. Многие люди здесь не думают о себе. Видимо, это тоже из Советского Союза пошло. В «13» приходят люди, которые хотят хорошо выглядеть. Я на них смотрю и чувствую себя в Европе. А уезжаешь на 500 км от Москвы – видишь какие-то совершенно непонятные стрижки.
В России люди немного зажатые. Креатива здесь очень мало. Это потому что люди здесь интересуются мнением другого человека. «Если я так буду говорить, если я так буду делать, что про меня скажут?». Люди здесь меняются, но менталитет невозможно убрать. Иногда в магазин заходишь, тебе грубить начинают. Это тоже менталитет. А в Голландии люди живут без комплексов. Они свободные. Они делают то, что им нравится. Иногда ко мне приходили и говорили: «Сделай мне такую стрижку, которая меня удивит». А там сложно кого-то удивить: все креативные, нестандартные. Приходится людей красить в леопарда, в зеленый, красный, салатовый. Такие люди не думают, что про них скажут. А в России сделаешь себе леопарда, все будут смотреть и думать: «Ой, фрик какой-то».
Но у россиян есть храбрость. Они мощные, сильные и говорят тебе то, что про тебя думают. Они не будут улыбаться тебе, а за спиной говорить другое. Это бывший Советский Союз, у армян такой же менталитет. Здесь есть представление об уважении. Если тут человек не уважает другого, он не будет с ним общаться. А в Европе такого нет. Поэтому мне нравится Россия.
Фото: Instagram/andcapone; globallookpress.com/Nataliya Kondratenko
Сайт постепенно превращается в парикмахерскую.