Гризманн – футболист из будущего. Он сделает «Барсу» сильнее
Вадим Лукомский – о самом умном игроке нашего времени.
Этот текст был впервые опубликован на Sports.ru летом прошлого года, но сейчас он еще актуальнее
На руке Гризманна выбиты слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Сделай жизнь мечтой. Сделай мечту реальностью». Мечта у Гризманна была всегда. В школе он не просто написал сочинение о том, как станет звездой футбола, но и украсил его красивыми скетчами, на которых празднует голы и раздает послематчевые интервью. Голы на картинках он праздновал как Сонни Андерсон (бывший нападающий «Барсы» и «Лиона»), а прическа у него везде была как у Павла Недведа.
Несмотря на продуманный план, Антуан был близок к провалу. Когда ему было 12-13, почти два десятка французских клубов забраковали его из-за скромных габаритов. Гризманна спас Эрик Ольатс, селекционер «Реал Сосьедада», который возвращался из командировки в Аргентину через Париж и случайно оказался на турнире, где выступал Антуан.
Эрик разглядел потенциал Гризманна и убедил родителей на рискованный переезд. Ольатса не испугали трудности, связанные с переходом. Почти 6 лет Антуан прожил в его доме. Скаут стал для мальчика «и отцом, и матерью, и дедушкой, и бабушкой». Они вместе ездили в соседние города смотреть футболистов. «После игры скажешь, кто тебе понравился, а кто – нет. И сравним», – говорил Эрик.
Этот период вывел тягу Гризманна к самосовершенствованию на космический уровень. «Меня совсем не удивляют достижения Антуана. Он никогда не признавал границы своего таланта. Он всегда хотел большего. Когда он появился на тренировках основы, то каждый день закидывал вопросами опытных игроков. Ему был интересен каждый совет, каждый способ прибавить», – вспоминал полузащитник «Сосьедада» Хаби Прието.
Мартин Ласарте (тренер, при котором Антуан дебютировал в первой команде) выдал еще более показательную историю: «Гризманн полностью скопировал манеру Карлоса Буэно при верховых единоборствах. То, как он прыгает, как бьет головой, как создает себе зону, как борется за позицию. Он прибавил в этом аспекте так сильно, что мы начали использовать его для защиты при стандартах. Каждый раз, когда он бьет головой, я вижу Буэно».
Почти все пять сезонов в «Сосьедаде» Гризманн провел на фланге. В 2014-м он перешел в «Атлетико». Именно работа с Диего Симеоне превратила яркого футболиста с парой фирменных приемов в разностороннюю и тактически гибкую машину. На презентации в клубе француз характеризовал себя как «игрока, который любит контактировать с мячом».
Сначала в новой команде было тяжело. «Внезапно начались проблемы на втором этаже, а мои ноги резко потяжелели», – такими были его впечатления после первых недель в Мадриде. К самоотдаче Гризманна никогда не было претензий, но на адаптацию к уникальному стилю «Атлетико» ушло время.
До ноября он не был железным игроком основы. Все изменила беседа с Чоло, в ходе которой тренер убедил Гризманна, что он способен играть в центре атаки. «Сначала мне было трудно. Меня передвинули с левого фланга в центр – было непривычно. Я убедил себя, что со временем адаптируюсь. Сейчас чувствую себя более свободно и даже предпочитаю играть в центре», – вспоминал Антуан.
Сомнения в крутости Гризманна окончательно отпали после хет-трика в ворота «Атлетика» в декабре 2014-го. «Уже достаточно долго Антуан прогрессирует в индивидуальном плане. Кроме голов, которые, конечно, важны для него и команды, мне нравится, как он работает на команду без мяча. Теперь он может играть не только на фланге. Я вижу в нем намного более разностороннего футболиста, чем когда он пришел в команду в начале сезона», – подытожил Диего.
В начале следующей кампании у Антуана состоялась еще одна важная беседа с тренером. Речь шла об усложнении его роли и трансформации его игрового интеллекта в супероружие. «Симеоне сказал мне, что для создания опасных ситуаций я могу делать все, что захочу. Например, против «Галатасарая» я отработал справа, слева и под нападающим в пределах одного матча. К счастью, это помогло команде. Перед сезоном мы общались с тренером. Я объяснил, что у меня больше нет предпочитаемой позиции, нет особой зоны, в которой я чувствую себя более уверенно. Я сказал Диего, что он может выбрать для меня любую роль с любыми особенностями и заданиями, а я все выполню. Вот результат».
Новая роль Гризманна – свободный нападающий в паре с более дисциплинированным форвардом в схеме 4-4-2. Когда команда с мячом, Антуан сам выбирал зону, через которую удобнее атаковать – «Атлетико» становился непредсказуемым. Когда команда без мяча, он руководил интенсивностью прессинга – был нападающим в 4-4-2, когда нужно давить; становился фланговым полузащитником в 4-5-1, когда команда отдавала территорию и брала передышку.
Свобода выбора атакующих позиций – обычное дело в современном футболе, но не в командах Симеоне. Кажется, аргентинский тренер сделал исключение для Антуана, потому что в отличие от других игроков, Гризманн не бродит в интуитивном поиске удобной зоны, а изучает соперника по ходу матча и принимает логическое решение о выборе зоны атаки. Роль Гризманна без мяча вообще максимально близка к роли тренера на поле – настолько, насколько это вообще возможно в команде, где есть настоящий и очень мощный тренер.
Тем не менее Гризманн охотно признает, что Симеоне сделал его лучше. «Я просто скажу, что без него меня бы и близко не называли одним из лучших в мире, – говорит про тренера Антуан. – Сильнее всего он помог мне прибавить в хладнокровии у чужих ворот. Теперь я эффективнее и использую каждый шанс. Конечно, он также вывел на новый уровень мое желание бегать и еще раз бегать на благо команды. В «Атлетико» без этого никак».
Это взаимная любовь. «У Гризманна определенно есть талант, – говорит Симеоне. – Но также у него есть дар усердно работать, выжимать из себя максимум и прислушиваться к советам. Это лучший путь к прогрессу в любом деле. Без сомнений, он входит в тройку лучших в мире».
Новый Гризманн быстро стал игроком мирового уровня. За пару месяцев до Евро-2016 L’Equipe опросил 182 футболиста и тренера французской лиги 1. Их попросили назвать главную звезду предстоящего турнира в составе сборной Франции. Гризманн набрал 46,15% голосов и победил с огромным отрывом от Поля Погба, который тогда был намного более раскрученным персонажем. Так и случилось. Гризманн провел шикарный турнир, с 6 голами стал лучшим бомбардиром, взял награду лучшему игроку Евро, стал лучшим футболистом страны в 2016-м и вошел в тройку на «Золотой мяч», хотя ранее ни разу не попадал даже в число номинантов.
Формально это пока что его главное индивидуальное достижение. Реально он все еще прогрессирует. Симеоне связывает феномен Гризманна с невероятной работоспособностью, которая проявляется не только на поле, но и в работе над собой. Сам Антуан в интервью El Mundo косвенно выдал секрет успеха. Репортер попросил его одним словом охарактеризовать Месси. «Талант», – ответил француз. Затем был аналогичный вопрос по Роналду. Гризманн не справился с лимитом в одно слово и сказал: «Тяжелая работа и талант».
Француз постоянно прибавляет. Техника, универсальность, физика, понимание игры, работа на оборону – пожалуй, ни один другой футболист не прибавил за последние годы так сильно в таком количестве абсолютно разных направлений. Их дуэт с Симеоне идеален. «Тренер очень требователен ко всем игрокам и никогда не сбавляет оборотов. Если ты чуть-чуть понижаешь планку даже на тренировке, он замечает это и находит слова, которые заставляют работать даже усерднее, чем прежде», – объяснил Антуан. Пока они вместе, прогресс не остановится.
Насколько силен Гризманн
Сейчас Антуан – топовый исполнитель уникальной роли. Главный эксперт по испанскому футболу Сид Лоу считает, что Гризманн прошел через «мессификацию». «Вингер, потом оттянутый нападающий, потом чистый форвард. Номер 9, номер 7, номер 10 и номер 11 – иногда в пределах одной игры», – так Сид описывает позицию Антуана.
Для Симеоне Гризманн – редчайший игрок, которому позволено быть выше тактического плана. Чоло уверен, что его звезда точно не сделает хуже, ведь Гризманн просто пугающе хорош в понимании тактики. «Антуан выдающимся образом интерпретирует пространство. Он всегда знает, когда и где нужно оказаться», – объясняет тренер «Атлетико».
Свободно-гибридную требовательно-гибкую роль Гризманна можно разложить на 3 составляющих.
1. Без мяча. Самый недооцененный аспект его игры. В мире нет второго футболиста, который, определяя свою роль без мяча, менял бы схему, стиль и агрессивность игры всей команды. По идее, это задача тренера. Но, похоже, что в «Атлетико», когда по ходу матчей команда переключается между 4-4-2 и 4-5-1, перестроениями руководит Гризманн. Тут нет какого-то простого алгоритма (например, при лидерстве в счете одна схема, а когда надо отыгрываться – другая). Похоже, это индивидуальные решения Антуана.
Есть много умных футболистов, которым дана свобода менять схему, когда команда атакует. Главное – роль Гризманна без мяча. Он справляется и в плане самоотдачи, и в плане верных тактических решений. При переходе из 4-4-2 в 4-5-1 Гризманн по ситуации закрывает одну из позиций (любой из флангов – чаще, центр полузащиты – реже).
2. С мячом в контратаках. Действия Гризманна в контратаках напрямую связаны с его оборонительной ролью. Все зависит от позиции Антуана в момент отбора. Но он в любом случае показывает лучшие качества. Если Гризманн глубоко, он демонстрирует технику под давлением и продвигает мяч вперед. Если француз в линии атаки, он открывается за спину и цепляется за мячи в стиле Диего Косты. Если он в линии атаки, а Коста тоже на поле, Антуан находит уязвимое место в опорной соперника и использует его.
3. С мячом в позиционных атаках. Слова Симеоне об интерпретации пространства в первую очередь касаются атакующей роли Гризманна. В последнее время он даже сильнее, чем Коке определяет темп игры команды в атаке. Когда нужно ускориться, именно он находит и использует зоны, которые соперник оставляет, не успевая перемещаться.
Все перечисленное множится на понимание игры, которое проявляется в каждом отдельном эпизоде. Вот простой и наглядный пример – его игра с линией офсайда соперника.
Обычно у него меньше пространства, а оценивать приходится положение более, чем одного соперника. Но принцип тот же – постоянное сканирование поля, чтение эпизода, принятие оптимальных решений. В этом ему мало равных.
Еще одна особенность Гризманна – хладнокровие в каждом моменте у чужих ворот. «Он уникальный игрок с невероятной эффективностью в атаке. Когда мяч доходит до него в острой ситуации, он отправляет его в ворота», – говорил Сауль. Уровень реализации – один из самых трудных для измерения показателей в мире футбольной статистики. Но самое глобальное и глубокое из существующих исследований (с применением теоремы Байеса) выявило, что вероятность наличия у Гризманна способности регулярно реализовывать лучше среднего игрока выше, чем у любого другого футболиста мира.
По мнению Диего Симеоне (и половины состава сборной Франции), этого стиля и уровня было достаточно для победы в голосовании на «Золотой мяч»-2016. Уровень Гризманна с тех пор принципиально не изменился. Изменился информационный фон. «Атлетико» – периферия относительно «Реала» и «Барселоны», их матчи банально меньше смотрят, а просто статистика «гол+пас» никогда не передаст уровень Гризманна целиком (хотя и тут он в порядке).
Чем Гризманн отличается от других суперзвезд
Диего Годин иногда напоминает Гризманну: твои голы тоже помогают команде. Защитник пояснял, что это не шутка и не троллинг. Антуан часто переживает, что где-то недоработал даже в матчах, где его мячи приносят очки.
Ясно, что голы для Гризманна – бонус, самоотдача и влияние на игру – цель. Сложно найти другого звездного центрфорварда, который думает так же, но Гризманн вообще уникален. «Он идеальный игрок. Пашет как опорник, ассистирует как десятка, завершает атаки как чистый нападающий», – восхищается Симеоне.
Одной только работоспособностью Гризманн уделывает почти любого футболиста, который сопоставим с ним или превосходит его в техническом плане. По-настоящему невероятным Гризманна делает тренерское понимание игры. До нас доходит катастрофически мало информации о том, какие события матча – часть тренерских замыслов, а какие – хаотичны. Часто все упирается в интерпретации и логические, но субъективные толкования. Поэтому так трудно оценивать влияние тренеров, не говоря уже о ходах игроков, которые похожи на тренерские.
Но за годы у нас накопилось достаточно косвенных доказательств тактического влияния Антуана на игру. Помимо очевидного – описанной выше роли в том, как меняется схема «Атлетико» по ходу матчей (тут значение решений Гризманна признает даже Симеоне) – у нас есть его слова о подготовке к матчам.
«Я люблю смотреть несколько матчей будущего соперника, чтобы понять, как защитники реагируют на открывания или, например, к какому типу дриблинга они уязвимы. Видео – важный элемент подготовки к матчам. Я уделяю внимание каждой детали. На самом высоком уровне детали играют ключевую роль», – пояснял француз. У Антуана также есть традиция просматривать каждый свой матч – кроме проигранных финалов Лиги чемпионов и Евро.
Еще одно свидетельство – случай на Евро-16. По информации авторитетной газеты Libération, в перерыве ужасного матча с Ирландией Гризманн объяснил Дидье Дешаму, как его роль на правом фланге создает дисбаланс. Решение Антуана – схема 4-4-1-1 и роль под нападающим. Именно так Франция вышла на второй тайм. Они выиграли матч и прошли дальше.
Газетные сплетни о том, что суперзвезда учит тренера тактике, чтобы сменить схему на удобную для себя – обычная история. Случай Гризманна другой – он читает матч и меняет схему на оптимальную для команды. Например, в полуфинале против Германии соперник доминировал в центре. Антуан опустился в тройку полузащитников. Это означало больше черновой работы для него лично, но доминирование немцев по этой причине не переросло в по-настоящему убойные моменты. Антуан перестроился не в перерыве, а по ходу тайма, так что решение, вероятно, было его личным.
Кажется, тактическую базу Гризманн получил, просматривая футболистов с Ольятсом в детстве. «Его голы меня радовали, но больше всего удивляло другое. Легкость, с которой он адаптировался на новом уровне. Все потому что он принимал решения как опытнейший игрок. Меньше всего он был похож на мальчика из академии», – так молодого Антуана описывал его бывший тренер в «Реал Сосьедаде» Ласарте.
С тех пор его понимание игры развилось до инопланетного уровня. «Люди не говорят о Мюллере слишком много, но он великолепный игрок. Я обожаю следить за ним в матчах», – признавался Антуан.
Мюллер – изобретатель роли раумдойтера («интерпретатора пространства»). Это игрок, который замечает в построениях соперника даже малейшее пространство (как правило, в опорной зоне) и использует его. «Я не считаю себя нападающим. Я люблю оперировать в пространстве между защитой и полузащитой соперника. Тут я могу нанести максимум вреда. Я сочетаю в себе качества полузащитника и нападающего. Главное – это чувство момента, когда партнер отдает пас в нужную зону, а ты начинаешь рывок», – расшифровывал Мюллер.
Гризманн довел роль до совершенства и показал, как раумдойтер должен действовать в защите. Инопланетное понимание футбола пока не ценится футбольным мейнстримом так же высоко, как инопланетная техника Месси или инопланетная эффективность Роналду. «Трудно сказать, чего именно не хватает Гризманну, чтобы соперничать с ними, или что он должен доказать. Гризманну нужна лишь помощь партнеров, потому что для индивидуальных наград нужны титулы и голы каждый год. Иначе невозможно соперничать с двумя монстрами, которые невероятно раздули статистику забитых мячей», – объяснял Тиагу Мендеш.
Чтобы претендовать на звание лучшего в мире, Гризманну нужно добавить к влиянию на игру и интерпретации матчей индивидуальную статистику. Как только он добавляет голы и голевые к обычному (на самом деле самому необычному в мире) набору, он становится лучшим на планете. Сможет ли Антуан сочетать это на длительной дистанции? Вряд ли. Такой уровень кажется недостижимым для любого игрока. Стиль «Атлетико» тоже не помогает.
Если Гризманн когда-нибудь возьмет «Золотой мяч», это обозначит потенциальный переход футбола в новую эпоху. До Месси/Роналду была эпоха романтиков. Статистика была важна, но яркие моменты в важных матчах часто перевешивали стабильность и голые факты. Месси/Роналду ознаменовали эпоху цифр. Их регулярные результаты в 50+ голов за сезон уничтожили любые альтернативы. Дальше может наступить эпоха тактических игроков. Их пока не очень много, но популярность гвардиолоподобных тренеров растет. Такие менеджеры сравнивают обучение стилю игры с изучением языка. Они отказываются работать с теми, кто не учится. Интеллект звезд будет неизбежно расти.
На каждом этапе эволюции «Золотого мяча» главные критерии менялись. Возможно, следующим станет понимание игры и тактическая полезность. Это слишком нудно и трудноизмеримо (да и пугающе справедливо для «ЗМ»).
Но тогда у награды будет новый фаворит – Антуан Гризманн.
***
В последние полгода Гризманн сделал все, чтобы оказаться в «Барселоне». Его репутация в «Атлетико» полностью разрушена.
Переход – отличная новость для «Барсы». Команда получила суперуниверсального топ-игрока.
Например, одной из проблем в последние годы было отсутствие маломальски классного дублера Луису Суаресу в атаке – роль слишком трудная и требовательная. Гризманн один из немногих в мире, кто способен сыграть в ней без потери качества. Возможно, даже лучше Луиса.
Другая проблема – схема 4-4-2 без мяча. Один футболист из тройки должен после потери мяча быстро переходить в полузащиту, чтобы не возникало провалов. Ранее у «Барсы» не было настолько работоспособного игрока в атаке, следовательно, эти провалы возникали регулярно. Гризманн, если окажется в этой роли, решит проблему.
Это лишь основные примеры, а количество вариантов ограничено лишь фантазией Эрнесто Вальверде (Антуан правда так хорош). В общем, «Барса» купила ни одного, а сразу нескольких футболистов, которых им не хватало.
Есть только одна проблема – сам Гризманн не получит тактическую свободу, которая раскрывала его на 100%. Теперь он очередной «солдат Лео Месси» (идеальная формулировка, которую использовали сразу несколько экс-футболистов «Барсы»). Это делает его ближе к победе в Лиге чемпионов, но дальше от «Золотого мяча».
Алвес игнорировал указания Гвардиолы – и был прав. Именно так родилась его гениальная связка с Месси
Азар изменит «Реал» до неузнаваемости. Теперь точно не будет бесконечных навесов
Фото: Gettyimages.ru/Gonzalo Arroyo Moreno, Dean Mouhtaropoulos; REUTERS/Juan Medina; Gettyimages.ru/Clive Rose, Aurelien Meunier; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Daisuke Nakashima/AFLO, AFP7/ZUMAPRESS.com
1) Пума никак не влияла на содержание текста. Если бы хотя бы теоретически возможность влияния была, я бы не согласился в этом участвовать. Узнав, что текст будет в серии для спецпроекта, я даже смягчил некоторые формулировки не в пользу Гризманна, потому что в авторском блоге и спецпроекте они смотрятся по-разному. Мне обидно вдвойне, потому что никогда ни в чем подобном не участвовал и специально избегаю даже намеков на подгон мнения о ком-то или чем-то в обмен на что-либо.
2) Готов стерпеть любые оскорбления и домыслы, если за ними следует конструктив. В большинстве комментариев его не следует. Это мое истинное мнение о Гризманне. Разносите его сколько хотите (желательно, конструктивно) и в любой форме – это мне интересно. А беспочвенные оскорбления – некруто.
3) Интернет – место, где если повторить глупость много раз, кто-то поверит. Я не скрываю, что даже намеки на обвинения в подгоне мнения меня сильно задевают. Хотелось бы, чтобы адекватность победила.
Спасибо всем, кто прочитал дальше заголовка (который не мой, хотя преувеличение в нем несильное) и откомментировал текст (а не блог, в котором он появился). На такие комментарии в ближайшие дни, конечно, максимально отвечу.
Расходимся, посоны