В 1985-м у шотландцев во время матча умер тренер. И на чемпионат мира их повез Алекс Фергюсон
Единственный раз, когда сэр Алекс работал со сборной.
Нам нужна перемотка на 30… м-м-м.. пожалуй, даже чуть больше лет назад.
Некто Алекс Фергюсон (кто знает, чего добьется этот способный малый) готов отдать все за роль ассистента в сборной Шотландии. Молодой тренер сенсационного «Абердина» уверен, что его оглушительные успехи – победа в лиге, Кубке и Кубке обладателей кубков – чего-то да стоят, и буквально молится, чтобы выбрали именно его. Для Алекса это работа мечты – так он приблизится к своему идолу, легендарному менеджеру Джоку Стейну.
Почитание Стейна Фергюсон пронес через годы. В его офисе фотография с Джоком висит на самом видном месте: «Она была сделана до матча Шотландии против Уэльса, который состоялся 10 сентября 1985 года. В ту ночь он умер».
***
1985-й. Следующим летом чемпионат мира в Мексике. Чтобы туда попасть, Шотландии надо выпутаться из сложной отборочной группы с испанцами и валлийцами. Перед финальным матчем расклад такой: если шотландцы в Кардиффе играют хотя бы вничью с Уэльсом, то выходят по крайней мере в плей-офф квалификации. Если нет… Лучше об этом не думать.
Для Большого Джока и его помощника-новичка Алекса Фергюсона это были напряженные дни. Просто невероятное давление. Оно слишком велико даже для Стейна – первого тренера, взявшего с британским клубом Кубок европейских чемпионов («Селтик»-1967 – команда, собранная из игроков из окрестностей Глазго). Джок хорошо помнит, как был размазан в газетах после домашнего поражения от Уэльса. Теперь его задевает вообще все: от незначительных критических уколов журналистов до слишком дерзких слов со стороны валлийцев.
В первой автобиографии – Managing My Life – Фергюсон описывал ночь накануне матча. Он едва задремал в гостиничном номере, как раздался стук. Это был Стейн. Зашел обсудить предстоящую игру. Алекс подметил: несмотря на в общем-то позитивный настрой, в голосе его кумира чувствовалось напряжение. Вскоре Джок опять объявился на пороге – что ж такое, захлопнул дверь от своей комнаты. Фергюсон вызвал персонал, а затем согласился заскочить в номер Стейна. На тумбочке стояли микстура и две баночки таблеток.
Шотландцы быстро пропустили, и в перерыве раздевалка трещала от нервов. Оказалось, что вратарь потерял одну из контактных линз и теперь толком не видит мяч. Для Фергюсона стало открытием не то, что парень не догадался прихватить запасные, а то, что у него вообще были проблемы со зрением – ведь это был кипер его «Абердина», а Ферги уже тогда имел репутацию тренера, знавшего о своих игроках все. Так была потрачена очень важная замена. Стейн тяжело посмотрел на обескураженного ассистента, давая понять: «Тебе придется постараться, чтобы это объяснить».
До этого так и не дошло.
Шотландия отыгралась на 81-й минуте с пенальти:
...Когда мяч проскользнул мимо рук валлийского вратаря Невилла Саутхолла, Стейн ничего не сказал. Лишь отогнал от скамейки назойливого фотографа. Фергюсон видел, что с Джоком что-то не так. Тот начал сильно потеть, а цвет лица вдруг стал серым. Весь второй тайм Алекс не спускал с него глаз и также попросил врача сборной присмотреть за тренером.
За две минуты до конца судья свистнул фол. Стейн решил, что это финальный свисток, и направился к штабу соперника – очевидно, хотел перекинуться парой слов насчет предматчевых комментариев. Один шаг, два… Тут у Стейна подкосились ноги, и он рухнул на землю. Фергюсон подлетел вместе с доктором, подхватил Джока под руки и отвел в подтрибунку, передав работникам стадиона.
Ничья оставила Шотландию в деле, но игроки, узнав о случившемся, не имели понятия, как себя вести. Фергюсон все еще был не в курсе, что произошло на самом деле. Он похвалил футболистов за выполненную задачу и полетел к медицинскому кабинету. У дверей плакал дисквалифицированный капитан Грэм Сунесс.
«Похоже, он умер».
Спасти тренера, который только что приблизил сборную к четвертому подряд чемпионату мира, не смогли. Его последние слова: «Все в порядке». После них пульс уже не прощупывался.
Много лет спустя писали, будто первая версия – сердечный приступ – не совсем верна. Якобы Стейну стало плохо из-за отека легких. Сердечная недостаточность была лишь причиной. Большой Джок знал о проблеме – однажды он пережил приступ – но незадолго до матча прекратил пить лекарства. Боялся побочных эффектов и хотел быть полностью сосредоточенным.
…По воспоминаниям игроков и журналистов, не было сцены грустнее, чем эпизод по прилету домой. Все забрали свои вещи, и на багажной ленте одиноко плыла сумка. Приставленный к конвейеру человек поинтересовался, чья же она.
Внутри оказались книга, таблетки и какое-то письмо, адресованное Джоку Стейну.
***
Фергюсон действительно боготворил Стейна. Засыпал его вопросами по тактике и психологии. Вот уж где будущая икона «Манчестер Юнайтед» перенял кучу приемов – от знания мельчайших подробностей из жизни игроков (полное имя, привычки, личная жизнь) до поразительной сети информаторов, которыми были напичканы ночные клубы и пабы.
В каждой из трех книг Фергюсон много рассказывает о Стейне.Эта история вам точно понравится:
«Джок был забавным. Припоминаю, как вместе с ним в сборной Шотландии мы победили Англию 1:0 на «Уэмбли» в мае 1985 года. После этого мы полетели в Рейкьявик на игру со сборной Исландии, и все были очень довольны собой после победы. В ночь нашего прибытия у персонала был банкет с креветками, лососем и икрой. Великан Джок никогда не пил, но я уговорил его поднять бокал белого вина в честь победы над англичанами.
В игре против Исландии мы еле выцарапали победу с минимальным счетом. Нашу игру можно было назвать катастрофой. И после этого Джок повернулся ко мне и сказал:
– Ты это видел? Все из-за тебя и твоего белого вина».
***
Алексе Фергюсон с игроками «Абердина» на похоронах Джока Стейна
После смерти Стейна шотландская федерация назначила главным тренером Фергюсона. «Каждый понимал, что в память о Джоке мы должны отобраться на чемпионат мира-1986», – размышлял Алекс.
На пути были австралийцы. Да, сейчас в это сложно поверить, но тогда одна из команд европейской квалификации (худшая из тех, что заняли второе место в своих группах) разыгрывала путевку на ЧМ с лучшей сборной Австралии и Океании в межконтинентальном плей-офф.
Кенни Даглиш в матче против сборной Австралии
Тут проблем не возникло – Австралию легко прошли благодаря домашним 2:0 – а вот с жеребьевкой опять не повезло. «И хотя мы угодили в самую тяжелую группу, которую только можно представить – проклятые датчане, Западная Германия и уругвайцы, – я был полон решимости принять этот вызов и насладиться каждой минутой».
В Мексику не поехала большая двойка из «Ливерпуля» – великий Кенни Далглиш и Алан Хансен, в будущем автор самого неудачного прогноза за время существования АПЛ, а тогда чертовски хороший защитник. Кенни отговорили врачи, а по Хансену Фергюсон жутко сомневался (даже звонил дружившему с ним Далглишу) – не было уверенности, что Алан готов жертвовать собой ради сборной.
Незадолго до отлета Фергюсон смотался в Ипсвич, в гости к Альфу Рамси, сделавшему чемпионами мира англичан. Он предостерег от ряда неочевидных опасностей вроде непривычной и чудовищно острой мексиканской еды и других нюансов пребывания в такой далекой во всех смыслах страны.
Фергюсон и федерация отлично проработали организационные моменты, но выйти в плей-офф это не помогло. 0:1 с Данией (с отмененным чистым, как уверял Алекс, голом), 1:2 с ФРГ и разочаровывающие нули с Уругваем. Южноамериканцев не смутило раннее удаление, они закрылись, а свой лучший шанс команда Фергюсона упустила.
Больше к футболу сборных Фергюсон не возвращался. На него то ли два, то ли три раза с конкретным предложением выходила английская FA, но позиция сэра Алекса не менялась: нет, нет и все равно нет.
Так Шотландия осталась один на один с горестным ощущением, что все получилось не так как надо и совсем не вовремя. А футбольная история Англии пополнилась одним из самых интригующих «Если бы…».
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: globallookpress.com/imago/WEREK; Gettyimages.ru/Peter Robinson/EMPICS, PA Images; globallookpress.com/Hamish Campbell/Scotsman/ZUMA Press, Brian Stewart/Scotsman/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Michael King