9 мин.

Коммерческая служба ФК Динамо Ставрополь

Эту заметку я написал после короткой переписки с Руководителем клуба, я думаю этот сценарий будет полезен для 99% провинциальных футбольных клубов России.

Коммерческая служба ФК Динамо Ставрополь

Раз уж моя идея с привлечением в клуб молодого «коммерсанта» понравилась ЛАВ и даже в новостях упомянули на сайте, то я попробую практически в режиме Твиттера изложить подробнее свои мысли. Но боюсь коротко не умею и прошу простить.

Часть этих мыслей я уже изложил Хорошему (пресс-аташе).

Мы все хотим развития и успеха нашего клуба – 1 лига, а лучше ПЛ. Надеюсь и пока верю в то, что руководство Динамо тоже этого хотят.

Хотел было привести пример «образцового» клуба, да нет такого в России! Смотрю 1-й дивизион… Гос. клуб, гос клуб… временный проект… и т.д. Только может быть Сибирь и Урал такие, но я не владею честно ситуацией…

Хочется конечно варианта небольшого провинциального клуба, любимого в городе, живущего по средствам, но с характером и с юными дарованиями, которые позже радовали бы нас в сборной, пусть и через Спартаки, ЦСКА и Локомотивы… Но мы стабильно играли в ПД и каждый год не гадали на кофе – будет ли у нас клуб.

Всем понятно – гос. бюджет затягивают последние годы сильней. Кудрин говорит об этом, «распилы» 2014 и 2018, подняли пенсии и т.д. Я все чаще слышу от чиновников: «Искать спонсоров, привлекать деньги из бизнеса» и т.д. – Модно! Современно…. Логично и давно пора. И наконец – таки хочется, чтобы руководители наших клубов не осваивали бюджеты, не ждали от края подачек, а работали как коммерческая структура! К сожалению и сослаться не на кого… Неужели нет примеров? Неужели начнешь сам зарабатывать, Губернатор скажет – «они и сами справляются, направим деньги на сельское хозяйство…»!????

ЛАВ отвечает про бюджет Доходная часть клуба:

30 млн.рублей-субсидии из краевого бюджета;

5 млн.рублей-субсидии из городского бюджета;

более 5 млн.планируем получить от собственной хозяйственной деятельности (кассовый сбор; реализация клубной атрибутики, печатной продукции; выставовчные матчи; членские взносы и др.)

С учётом имеющихся у клуба долгов расходная часть бюджета клуба может составить 60-65 млн. рублей, то есть для того, чтобы бюджет был бездефицитным, необходимо привлечь в доходную часть бюджета ещё порядка 20-25 млн рублей.  

В настоящее время ведётся работа по поиску спонсоров.

Не знаю для какой задачи нам нужно 65 млн. рублей, но думаю для выхода в ПД нужно 100 млн., и для того чтобы играть там и быть середняком и не вылетать. Вот тут обсуждают бюджеты клубов ПД на 8 страницах форума.

Не буду мечтать о борьбе за 5-ку.. если верить интернету, то 350-400 млн. рублей будет достаточно. Кстати рождается вопрос к ЛАВ, о структуре затрат, если это не секрет, чтобы понять, сколько на форму, переезды, гостиницы, з\п и т.д. тратится. Задам, благо новый сайт дает такую возможность. Еще один важный вопрос сколько нужно на школу? Чтобы она работала как следует, чтобы не сбегали юные дарования и чтобы были поля!??

Сейчас в Динамо Ставрополь не хотят играть за имя, даже кто-то писал, что детей спрашивают «Вы что не хотите играть в Динамо???» ответ «Нет…». Это печально и характеризует все события начиная с 1999 года. Но все можно изменить, было бы желание. Но и тут много «но».

Клуб живет на субсидии государства, а это хочешь не хочешь зависимость очень «специфичной» гос. машины. Там свои нормативы, правила, устои и нравы, да еще и не все стабильно, сегодня один начальник, завтра второй. В коммерции все же иначе! Рынок заказывает музыку и это более понятно и приятно.

У меня был опыт работы с гос. структурой. Тоже спортивной. Бюджет у нее был 40 млн. рублей в год примерно. Это муниципальное учреждение «Спортивно-досуговый центр» одного Московского района где 120 тысяч жителей. Я был начальником Спортивного отдела, выше был только Директор, он был мой друг и единомышленник, но этого оказалось не достаточно…

Во первых дурацкие нормативы, бюрократия. Ограничения в зарплатах, я бы лучше держал штат из 30 тренеров за большие деньги, а у меня их было 60… но не тех… С Москомспорта спускались «идиотские задачи», я был только после института, молод и неопытен. Нам удалось многое сделать, поднять все возможные результаты на хороший уровень, оживить район, меньше года прошло иииии… И случились выборы, политика, перекос интересов. Ну и как результат все мое желание сотрудничать с государством отпало. Не хочу тратить свое время в пустую. Потом я наблюдал, как все это развалили и разворовали так же за год… через 2 года их сняли с должности и поставили других, но развалы остались….

Я о том, что ПОЛИТИКА всегда вмешается и внесет свои коррективы и часто с ними НОВЫЕ должностные лица. Поэтому я и в бизнесе и вижу клуб как бизнес модель, в идеальном случае в партнерстве с государством, но независимо.

Клуб где можно устанавливать любые зарплаты и любые статьи расходов.

Клуб который открыт перед прессой и болельщиками, клуб в котором кадровые решения принимаются не по дружбе и родству или еще по какому-нибудь вопреки здравой логики, клуб где работают профессионалы которые за мотивированы на результат, будут они патриоты – замечательно, нет, пусть за деньги поднимают клуб, тоже нормально, за хорошие деньги!

Долгое вступление, поехали:

1)Создать коммерческую службу – начать с одного человека, без разницы как назвать должность «Ком. директор или менеджер». Главное чтобы он не числился, а работал в нужном направлении и делал свою работу профессионально. Тут нужен человек с подобным опытом или без опыта, но с образованием. Я приводил пример ГУУ – Менеджмент в игровых видах спорта.

Для Динамо Ставрополь уверен – профи с опытом не по карману, а вот выпускник RMA – возможно, то что нужно. Он активен, креативен, теоретически подготовлен, современный и не всегда молодой, там все уже после 1-го высшего обучаются, часто уже зрелые люди. Главная их черта, они хотят и мечтаю работать в футболе и именно в этой сфере и их главный мотив будет реализовать себя! Показать результат с клубом, да не важно каким, главное результат, а потом уже шагнуть дальше.

Проблема… RMA в Москве. Ехать в Ставрополь будут, но нужны условия. Квартира, полномочия, поддержка, зарплата… 30000р. Думаю это минимум и то это на еду, его мотив будет РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ через клуб и этим нужно воспользоваться. Важно понимать кого конкретно клуб хочет, устроить жесткий отбор кандидатов и не ошибиться и не попасть на шарлатанов. Разных много людей и RMA не дает гарантии конечно,в се индивидуально, но я знаю, что там дают хорошую информацию и очень умные и опытные люди, главное они из реального спорта, это не теория, это практика успешных российских клубов и не только российских.

2) Добиться от Губернатора или того, кто уполномочен максимальной поддержки, не финансовой, а административной.

Пример:

  • а)Указку для СМИ – освещать деятельность клуба;

  • б)дать добро на использование гос. объектов под рекламу в интересах клуба.

  • в)если возможно принять местный закон, которые дает налоговые льготы, компаниям которые спонсируют клуб

  • г)Оповестить Губернатора и прочих чинов о Спонсорах клуба, чтобы был какой-то почет их руководителям – это действует.

Я считаю такая поддержка государства намного правильная, менее затратная и более эффективная.

Как в итоге я вижу работу коммерческого отдела?

  1. 1) Я бы нашел в России в моем понятии успешный клуб с точки зрения «коммерции» и наладил бы контакт, чтобы перенять опыт, чтобы заранее избежать очевидных ошибок и не терять драгоценное время.

  2. 2) Разработал бы несколько видов партнерских и спонсорских программ, опять же это все можно почерпнуть из пункта №1 и доработать, сделал бы презентацию клуба, какой он сейчас, к какому мы стремимся.

  3. 3) Обеспечил бы максимальную прозрачность по расходам клуба и особенно спонсорских денег.

  4. 4) Работал бы в качестве «активного продажника», только продавал бы я КЛУБ как интересного партнера для предпринимателей Ставрополья и с явным уклоном на то, что нужно помочь очень важному и благому делу, при этом показывая им современный подход, реальные цели, открытость и т.д.

  5. 5) Очень тесно бы сотрудничал со всеми СМИ, добивался бы максимального упоминания о команде и освещения жизни клуба в газетах, тв, радио, регулярная передача о клубе на ТВ, колонка в газетах, радио.

  6. 6) Критерий для партнера клуба: Чистота имиджа, желания сотрудничать по модели Win Win. Есть такая модель переговоров (да и не только переговоров) «win-win». Это когда к взаимовыгодным результатам приходят. Краткое содержание принципов win-win: а) Взглянуть на ситуацию глазами оппонента, понять его чувства, потребности, желания. б) Соотнести это со своими желаниями. в) Наметить результаты, которые удовлетворят обе стороны.

  7. 7) Охотно соглашался на спонсорство в виде Бартера, мелких контрактов, набирал бы максимальный пул партнеров.

А теперь к деньгам вернемся.

  • Нужно 65 млн. рублей.

  • Есть 40 млн.

  • Нужно еще 20-25 млн.

  1. Активность в СМИ, открытость клуба и положительная шумиха вокруг него обеспечит приток болельщиков = больше дохода от хоз. деятельности клуба.

  2. Вышеперечисленные мною пункты от 1-7 положительно повлияют на имидже клуба, привлекательности для спонсоров как мелких так и крупных, конечно не сразу, но результат будет, какой? трудно предугадать. Нужно 20 организаций по 1 млн. Или 40 по 500 т.р… Или кто-то даст 10 млн и его можно сделать титульным спонсором.  Да и ничего если 1 млн. в сумме принесут 20 организаций и их реклама будет на стадионе,на сайте клуба, на экипировке. Пусть например АТВ будет на футболке или Ставропольская правда, что тут такого? и для кого беречь?

Иногда по ТВ смотрю Гандбол и Волейбол – играют наши против иностранцев. Разница в чем? Не беру игру.

На иностранцах на форме нет свободного места от логотипов! У нас 1, максимум 2 спонсора и все. У них коммерческий отдел работает, он заинтересован, клуба не будет если они работать не будут. У нас же все думают как «освоить» бюджет, а спонсоры за частую по указке руководства… Путина, Губернатора, Осипова и т.д. И то… Вы помогаете такому-то клубу, а я вам дам подряд такой-то, там отобьете, ну или что-то в этом роде.

На последок 2 момента:

Возможно искать этого «Чудо-сотрудника» нужно из своих, Ставропольцев!

"Хороший" например – пусть едет учиться, получает знания, стажируется, но он утверждает, что нет у него коммерческой жилки.

Или бывший футболист Динамо, который еще помнит, то самое Динамо, который поиграл, хочет работать в Динамо и возродить и у него есть та самая коммерческая жилка.

Вроде даже был такой закон, гос. учреждение может оплатить определенный вид образовательных услуг для сотрудника. 180 т.р. не такие уж и большие деньги в соотношении к возможной отдаче.

Мне как-то Рома Удодов говорил, что мечтает закончить в Динамо и видит себя после завершения карьеры только в футболе. И так 90% футболистов. Не всем же в тренеры. Ну и не у всех есть светлая голова для коммерции – тоже факт! Может быть есть такой человек, он не знает о такой возможности как образование в такой сфере или о том, что клуб хочет такого человека у себя иметь, нужно подсказать!  

Сергей Шестаков только лет 10 назад нужен!

2 момент мой и последний:

Расскажу я вам про свою детскую мечту.

В лет 10 я уже точно мечтал об этом. В 15-17 лет верил в нее и продолжал. Даже в 20-22 года я мечтал, а потом как-то переболел что-то… и вот сейчас 25 лет – называю это уже детской мечтой…

Но в душе осталось. Хотел когда вырасту купить Динамо Ставрополь, управлять клубом, развивать его, поднять детскую школы и славить Ставрополь на всю страну и мир воспитанниками клуба. Тогда мне казалось, что это не реально и это была мечта, сейчас вижу что реально, всего-то 100 млн. в год и клуб твой…. Сам клуб ничего-то не стоит к сожалению…

3 года назад когда я закончил институт я бы уехал из Москвы в Ставрополь и работал на благо клуба бесплатно, но сейчас уже такой возможности нет, время ушло, значит так должно было быть.

Удачи и успехов Динамо Ставрополь!

Originally published at Blog.Kinash.ru. You can comment here or there.