Александр Кузнецов: «Детей, любящих футбол, в нашей стране все меньше и меньше»
- Александр, как думаете, почему именно вас признали лучшим детским тренером?
- Я думаю, за результат. В 2010 году моя команда 1997 года рождения выиграла все пять турниров в Алматы. Мы – чемпионы города, если быть точнее. Где бы не выступали, были всех сильнее. Может быть, за это и назвали лучшим.
- Может быть, турниры у нас слабые?
- Турниры у нас разные. Есть очень интересные, есть послабее. Призы, кстати, на турнирах тоже отличаются. В 2009 году мы победили на Кубке акима Алматы Ахметжана Есимова, так нам подарили дешевый пластмассовый кубок за тысячу тенге и какие-то старые грамоты. Перед ребятами, если честно, было неудобно. Они, конечно, играли не ради подарков. Но если у турнира такое солидное название, организатор – городская федерация футбола, можно же было что-то приличней купить? Тем более, весь казахстанский футбол знает, что Ахметжан Есимов любит эту игру, сам бегает. Если когда-нибудь доведется с ним встретиться, обязательно покажу ему этот Кубок и грамоту. Уверен, что деньги выделили на приличные призы, а купили что подешевле. Понимаете, это вас можно обмануть или меня. Мы вот сейчас выиграем какое-нибудь соревнование и для нас главным будет именно победа. А детям нужна и дополнительная мотивация. Например, отнести грамоту в школу, показать одноклассникам, учителям. А что ты покажешь, если главный приз купили на соседнем базарчике?
- Александр, а правду говорят, что все детские тренеры живут на деньги, которые им подкидывают родители? Вы ставите ребенка в состав, а вам за это заносят?
- Я не буду отрицать – есть такие предложения. Вообще у нас в «Цесне» хорошая для детского тренера зарплата, поэтому нам бесполезно что-то предлагать. А вообще бывает время от времени. Подойдет папа: «Мой сын не хуже, дай ему шанс, я отблагодарю». Я стараюсь сразу пресекать такие разговоры. Понимаю, что родителям хочется, чтобы именно их ребенок играл в команде и забивал голы. Сегодня практически все, кто занимаются футболом, пришли в него благодаря папам и мамам. Если бы их не привели за руку, они бы не играли. Конечно, каждый отец мечтает, чтобы его сын стал как Месси или Роналду. Но играть даже в детских командах должны сильнейшие. Особенно если важный турнир. Хотя у меня был случай, когда мы с родителями договорились, что играть будут все. В прошлом году у нас не было средств, чтобы отправить команду на турниры в Караганду и в Тараз. На юг вообще приехали команды из Китая и Узбекистана. Это понятно – турнир носит имя Антона Шоха, его знают, уважают. Я собрал родителей, объяснил, что ехать надо. Мы договорились, что расходы по поездке они возьмут на себя, ну а я дам сыграть всем ребятам. В итоге первый тайм у нас играла основа, а в перерыве мы делали семь замен. Например, команду из Китая в первом тайме обыгрывали со счетом 2:0, а закончили матч вничью – 2:2. Узбекистану уступили 0:1, так они там потом всех громили с неприличным счетом. Мотивация у них нереальная.
- А в чем причина?
- У них приехала команда, собранная на базе «Машъала» из Мубарека, где главный тренер – наш Владимир Фомичев. Их детские тренеры смеются: «Владимир Саныч сказал, главное – обыграть Казахстан». Ну вот они и обыгрывали. Поразила дисциплина. Как в армии. Дети ходят строем, слова лишнего ни от кого не услышишь. Поговорили с коллегами, обменялись опытом. Оказывается, в Узбекистане детей забирают в футбольные интернаты чуть ли не с 7 лет на полное государственное обеспечение. И мальчики целый день играют в футбол. Родителей видят только на выходных. Для такого ребенка самое страшное в жизни – это вылететь из интерната. Представляете, какой у них будет скачок в развитии взрослых команд через несколько лет? С нашими детьми, конечно, такой номер не пройдет.
- Почему?
- Потому что дети сейчас пошли умные. Им нужен комфорт во всем. С чем сегодня конкурирует футбол? С компьютерными клубами. Вы туда заходили? Удобные кресла, приглушенный свет, огромные мониторы, «Колу» продают, призы дарят лучшим игрокам в «Контер страйк». Ребенок заходит на полчаса, а остается на весь день. Что может предложить футбол? Да ничего! Посмотрите, в каких условиях у нас дети тренируются. Не все же в «Цесну» попадают или другой частный клуб. Кому-то и в обычную ДЮСШ приходится идти. А там раздевалок не дают, переодеваются на улице, душа нет, на хорошие поля не пускают. Загляните, ради интереса, на стадион «Локомотив». Дети возятся в пыли и грязи. А рядом – новенький натуральный газон. Но только мальчиков и девочек на него не пускают. Вы вообще знаете, что детских футбольных клубов в городе осталось всего пять? Раньше было штук 20, не меньше. Повезло ребенку – попал в хороший клуб. Не повезло – пойдет в компьютер играть. Сейчас еще ЦСКА закрывают. Значит, останется 4 официальных клуба.
- А почему детей не пускают на хороший газон «Локомотива»?
- А почему их нигде не пускают на хорошие газоны? Потому что за него надо платить. Аренда поля стоит минимум 5 тысяч тенге в час. Кто за такие деньги будет тренироваться? Вот раньше говорили, что проблема нашего футбола – отсутствие хороших полей. Сейчас полей настелили во всех районах города столько, что заниматься могут тысячи людей. Если есть, чем платить. Инфраструктуру развили серьезно. Но все только на коммерческой основе. Мы с тренерами говорили на эту тему. Город Алматы уже много лет ничего не выигрывает на республиканских соревнованиях. Ну понятно, почему. Каждая серьезная команда сама едет на республику и в сборную города лучших игроков не отдает. А Астана, к примеру, или Караганда собирают всех самых быстрых и мастеровитых в одну команду. Но при этом у нас еще и каждый год уменьшается число детей, поступающих в секции. Старая советская система подготовки рухнула. Она держалась во многом на дворовом футболе. Дети гоняли мяч, где только можно, оттуда переходили в секции, там их замечали тренеры. Сколько примеров, когда классного футболиста случайно нашли в какой-нибудь «коробке» в микрорайонах! Сегодня дворы превратились в автомобильные стоянки. Играть негде. Поэтому я предлагаю такой вариант: пусть на всех платных площадках сделают детские часы – время, когда каждый ребенок может играть в футбол бесплатно. Даже можно прикрепить к ним тренеров. У нас есть академия спорта и туризма и АГУ, где Кайрат Ильясович Адамбеков готовит тренеров по футболу. Вот пусть студенты приходят на эти площадки и занимаются с детьми. А то у них никакой практики нет. Можно даже выделить на это какие-то средства. Платить студентам дополнительную стипендию тысяч по 10-15. Вот вам и мотивация. Для города это вообще мизерные средства. Зато польза будет колоссальная. Ведь резерв у алматинского футбола слабый. Да, есть «Цесна», есть другие частные клубы. Но вы уверены, что они будут отдавать своих воспитанников именно в алматинские профессиональные команды? А вот у легендарного «Кайрата» со своими воспитанниками очень плохо. Десятилетние мальчишки и частного клуба «Енбек» играли с ровесниками из «Кайрата». Знаете, какой счет? 23:0 в пользу «Енбека». То есть кайратовские группы подготовки уже сейчас отстают от частных. При этом количество детей, занимающихся футболом в Алматы, постоянно снижается. Такое ощущение, что дети больше футбол не любят. Максимум – играть за любимую команду на компьютере. Если сегодня меценаты откажутся от поддержки футбола, завтра все наши дети переберутся в компьютерные клубы.
- Это во всех видах спорта так. Хоккеем, волейболом, боксом занимается еще меньше детей.
- Значит, и им надо решать проблему. Хотя я знаю, что сейчас бокс на подъеме. Вот увидите – через несколько лет бокс станет спортом №1 в Казахстане. Знаете, я бы в Турции на стажировке. Прожил две недели в Анкаре, посмотрел их чемпионат города. Играли мальчишки одного возраста. 32 команды. И как мне сказали, это только первая лига – есть еще и вторая. А у нас 32 детские команды по всем возрастам не наберутся. Вот сейчас собираюсь в Голландию и Германию. Посмотрю, как там футбольные клубы устроены. Мы тоже должны постоянно учиться.
- Это правда, что вы сами основали футбольный клуб?
- Да, «Енбек» – это мой клуб. Правда, там сейчас другие тренируют, я работаю только в «Цесне». Но я не беспокоюсь за будущее «Енбека» – там процесс налажен, клубу помогают серьезные люди. А когда только открывались, было много проблем. Нас, например, не пускали на городские соревнования. Команда есть, игроки есть, тренер на месте. Но играть нельзя. Прицепились к какой-то мелочи. Ходил разбираться, мне говорят – есть регламент, жалуйся хоть в ООН, играть не будете! Ну хорошо. Я пошел к вице-президенту ФФК Сеильде Байшакову, объяснил ситуацию. Он даже не сразу поверил. Как так – государство вкладывает деньги в развитие футбола, поля строят, инфраструктуру развивают, выделяют средства на проведение турниров, но участвовать в них нельзя! Спасибо Сеильде Икрамовичу – сделал один звонок, разобрался, и мы стали регулярно участвовать во всех городских соревнованиях. Но этого, я считаю, мало. Надо, чтобы мальчишки постоянно играли в международных турнирах. К нам приезжал Сергей Балтача, который сейчас тренирует детей в Англии. Очень интересно было пообщаться. И он говорит – детям хватает 3-4 международных матча в год. Я не согласен. Матчи с Узбекистаном и Китаем, которые мы проиграли на турнире памяти Шоха, моей команде принесли гораздо больше пользы, чем победы на городских турнирах. Они увидели, что в других странах играют быстрее, относятся к футболу более профессионально. И им и мне урок. А если таких игр будет больше, то мы все сможем активней развиваться.
- Дмитрий Огай как-то сказал в интервью нашему изданию: «Профессия детского тренера гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд». Согласны?
- Да. Ведь работать приходится с неокрепшими организмами. Дашь чуть больше нагрузку – могут сломаться. И физически и психологически. Кричать на ребенка категорически запрещено. Один раз повысишь голос, если ошибется, и все – он начнет бегать от мяча, лишь бы не ругали. Сейчас к детским командам даже психологов прикрепляют. Но в идеале тренер должен быть и психологом, и педагогом. Ребенок ведь не только должен уметь мяч гонять, нужно еще и развиваться физически, ходить в бассейн, учиться хорошо.
- А мальчишки хорошие есть? Те, кто потенциально могут вырасти в настоящих звезд?
- Да. В каждом возрасте есть такие, кто явно выделяется. Плюс еще родители уделяют им повышенное внимание. Если мальчик подает надежды, папа будет на каждой тренировке сидеть, на каждом матче. Знаете, что самое обидное? Сегодня детский тренер вкладывает всю душу в такого игрока, а завтра он подписывает контракт с командой мастеров, а его наставник остается ни с чем. Никто не заплатит премию или компенсацию тренеру. Просто заберут готового игрока и еще потом скажут: «Мы дали шанс молодому, под нашим чутким руководством он вырос в хорошего футболиста». Так что с точки зрения финансовой выгоды наша профессия не самая привлекательная. Уменьшается число детей, уменьшается число детских тренеров.
- Как вы относитесь к тому, что все юношеские сборные Казахстана возглавят иностранцы?
- Я надеюсь, что мы будем работать вместе, обмениваться опытом. Например, я с удовольствием бы послушал их лекции, посмотрел их тренировки. Может быть, они будут проводить для нас стажировки? Я так понимаю, что иностранцев приглашают для того, чтобы мы у них учились.
- Меня всегда интересовал этот вопрос – а сами тренеры в футбол играют?
- Не буду говорить за всех, но я играю. У нас своя любительская команда. Выступаем в городских соревнованиях. Но и здесь все тоже упирается в деньги. У кого-то они есть, чтобы оплачивать поле и заплатить взнос на турнире, у кого-то нет. Нам в этом повезло ,у нас хороший условия для подготовки , хочу поблагодарить за это Алибека Кулибаева и Айсултана Назарбаева. Они пригласили нас играть вместе с их друзьями, взяли на себя часть расходов. Вообще чтобы не происходило в футболе, всегда будут оставаться люди, которые любят это вид спорта. Я уверен, мы поднимем футбол на более высокий уровень. Просто хочется, чтобы это произошло быстрее.
Проблем много, но решать некому.