«Кто-нибудь, вынесите этот старый мусор!» В 36 лет он вышел на пик карьеры в «Ливерпуле»
Гари Макаллистер покорил "Энфилд".
Жерар Улье всех удивил. Вместо того, чтобы найти добротного и перспективного полузащитника, которого так недоставало клубу, он зачем-то подписал старого, медлительного и, казалось бы, давно отыгравшего своё шотландца.
Даже если близкий друг Макаллистера, главный тренер «Ковентри» тех времен Гордон Стракан махнул рукой на своего земляка, то какие могли быть сомнения? Он не настаивал на уходе Гари, однако и удержать не пытался. А в спину обронил обидные слова: «Раньше Макка умел почти все. Теперь он умеет только ругаться».
Болельщики «Ливерпуля» также не проявили тёплых чувств к новичку. Долгие годы Макаллистер капитанствовал в «Лидсе», а отношения клубов явно далеки от дружеских. Первые шаги шотландца в красной футболке только подтвердили мрачные прогнозы скептиков- уже во второй игре с «Арсеналом» ветеран-дебютант на ровном месте схлопотал красную карточку и подвёл команду. Фанаты были в ярости: на гостевой странице клуба в интернете протестовавшие требовали, чтобы Улье убирался, прихватив с собой балласт, а на трибунах появился баннер с призывом «вынести старый мусор».
Сейчас об этих событиях предпочитают не вспоминать. Ещё бы, ведь Макка- главный герой финала победного Кубка УЕФА, да что там скромничать, всей ливерпульской весны, принесшей 3 трофея за раз. Начиная со второго круга яркого сезона, 36-летний полузащитник занял постоянное место в стартовом составе рядом с Диди Хамманом, Дэнни Мерфи и молодым Джеррардом и начал показывать класс. Все чаще и чаще его передачи находили Эмиля Хески, Оуэна и Фаулера и превращались в голевые. А стандарты в исполнении лысого, выглядевшего на все 50 ветерана стали стихийным бедствием для соперников.
Особенно здорово получалось у Гари с Сами Хююпя. Макка подавал угловой, мяч пролетал мимо защитников, а набегающий вторым темпом финн завершал дело мощным ударом головой. Именно эта незамысловатая классическая комбинация вывела «красных» в финал Кубка УЕФА, попутно принеся признание и любовь «Энфилда».
Подходил к концу первый тайм ответного полуфинального матча с «Барселоной». Макаллистер отправился к правому флажку подавать угловой. Закрученный мяч уже летел строго по назначенному адресу- прямо в лоб Хююпя. И лишь забредший зачем-то в свою штрафную Патрик Клюйверт мог помешать нанести удар, но не нашёл ничего лучше, чем преградить полет мяча рукой. Пенальти. Макаллистер без особых хлопот переиграл голкипера-юнца, годящегося ему в дети, 18-летнего Пепе Рейну- этот гол оказался единственным и победным.
После матча с «Барсой» «Старый Гари» поймал кураж, и с того матча уже до конца сезона ни один гол «Ливерпуля» фактически не обходился без его участия. Либо отдавал, либо забивал сам. Штрафные Макка бил не хуже Бекса с Хартом. Очень своевременно он вернул должок Гордону Стракану в виде гола и голевой передачи, попутно отправив «Ковентри Сити» в Чемпионшип (как оказалось, надолго). После матча Гари остался корректен: «Гордон был и остаётся моим другом. То, что я сегодня огорчил его команду и, возможно, создал им большие проблемы, никоим образом не отразится на наших отношениях. Мне жаль Гордона, но на футбольном поле сейчас мы по разные стороны».
Через пару недель последовал финал Кубка Англии с «Арсеналом», где у «красных» мало что получалось, пока не вышел Гари. И все получилось. И, наконец, - Кубок УЕФА. Звездный час ветерана- гол и три паса. Причём в дополнительные полчаса игры шотландец выглядел вполне достойно, даже свежее многих более молодых партнеров и соперников из дерзкого «Алавеса». Один из которых на 117 минуте и переправил мяч в свои ворота, замкнув навес 21 номера «Ливерпуля».
Естественно, Макаллистер был признан лучшим игроком финального матча. Жерар Улье в тот момент сиял от радости: «У Гари- очень умная, я бы сказал, трезвая голова. Он рассудителен, каждый его пас имеет осмысленность. Он склонен к импровизации, но никогда не сделает ничего лишнего. В прошлых сезонах мне не хватало именно такого игрока, способного навести порядок в центре поля и помочь развитию других. На протяжении всего сезона я не сомневался в правильности его приглашения».
Макка никогда не слыл скоростным футболистом, а с возрастом и вовсе стал пешеходом. Лысый, ворчливый дядька, в лучшем случае он перемещался короткими перебежками в зоны, где происходила некая игровая активность. Но из своей медлительности он умел извлечь выгоду. Соперникам чрезвычайно трудно было отобрать мяч у футболиста, медленно двигающегося, при этом умело работающего корпусом. А уж в атаку бегать в том «Ливерпуле» было кому. «Неважно, с какой скоростью ты бегаешь. Главное- с какой скоростью ты думаешь,— любил говаривать еще один заслуженный «дед» британского футбола Тедди Шерингем.
Но случались в карьере Гари и темные страницы. Одна из самых заметных- в июне 1996 года в матче на «Уэмбли». Чемпионат Европы. Англия- Шотландия. Чудо-гол Гаскойна. И пенальти в ворота англичан, реализация которого могла помочь шотландцам вернуться в игру. Времени оставалось мало, но не настолько, чтобы опустить руки в принципиальном столкновении с южным соседом. К мячу подошёл Гари Макаллистер, штатный пенальтист «Лидс Юнайтед» и сборной. Но его мощный и в то же время бесхитростный удар парировал Дэвид Симэн.
Надежды шотландцев на ничью были перечёркнуты Георгиевским крестом. Фаны простили бы Макке промах в матче с любым противником, но с англичанами... Любопытно, что незадолго до этого в прокат вышла лента Мела Гибсона «Храброе сердце», откровенно прошотландская и антианглийская. Болельщики моментально наградили «десятку» своей родной сборной прозвищем «Braveheart». А тут такая подстава в ключевой игре.
Шотландцы не вышли из группы, Макаллистер вернулся в «Лидс», где долгое время носил повязку. Но груз промаха давил на Гари, да и отношение менеджера Джорджа Грэма стало более прохладным. Контракт Макки истекал, и в «Лидсе» решили побыстрей избавиться от своего стареющего лидера и при этом извлечь из трансфера хоть какой-то профит.
Вскоре подвернулся вариант с «Ковентри», где работал молодой тренер Гордон Стракан. Гари был продан «небесно-голубым» за весьма приличную по тем временам сумму в 3 миллиона фунтов. Причём Стракан ни секунды не колебался, приглашая Гари- они были боевыми соратниками по «Лидсу» начала девяностых. Когда-то и его самого, достигшего критической 33-летней отметки, списали из «МЮ». Но протянул руку как раз «Лидс», который с помощью Стракана вернулся в старый английский первый дивизион, а затем и выиграл его. В тот год рыжий ветеран был признан лучшим футболистом английского чемпионата. Помимо него в той команде прекрасно играл Эрик Кантона, а в средней линии зажигала четверка- Стракан, Макаллистер, Гари Спид и Дэвид Бэтти. В Макке Гордон увидел себя и решил повторить трюк «Лидса» с «Ковентри»— скромным клубом, за свою историю выигрывавшим лишь Кубок Англии.
Гари отправился на помощь старому другу и стал лидером нового клуба, сперва заиграв даже ярче, чем в предыдущие годы. Но второго «Лидса» из «Ковентри», увы, не получилось. Может, потому что не нашлось своего Кантона, а может, потому что Макка тяжело травмировал крестообразные связки. Не суждено было осуществиться его детской мечте- сыграть на Чемпионате мира. Тренер сборной Крэйг Браун не рискнул включить в итоговую заявку едва оправившегося от тяжелого повреждения возрастного футболиста. Макаллистер даже подумывал об уходе из футбола, но Стракан отговорил его от такого поспешного шага. Макка отыграл ещё пару сезонов за «Ковентри», однако прежнего удовлетворения от футбола уже не получал. И тут внезапный звонок от Улье...
Вторая молодость Гари Макаллистера- наглядный образчик того, что футболу все возрасты покорны, имей ты высокий игровой интеллект. Пусть второй сезон Макки на «Энфилде» уже не был столь ярок и немного смазал общую картину, кажется, что именно таких ребят порой и не хватает современному футболу.