«Милан» не проигрывает 12 матчей. Гаттузо что, норм?
Заслуга Рино или багаж Монтеллы?
Гаттузо теперь красавчик.
Простак-провинциал по новой влюбляет в себя изысканный Милан. Тотальный скепсис и неприятные декабрьские слухи сменяются сравнениями с туринским опытом и ментальными характеристиками Конте. Игроки дружно вписываются за Рино, команда бежит, фанаты восторгаются эффектными тренерскими лещами – жизнь налаживается.
Кто-то скажет, что двухмесячная беспроигрышная серия вполне укладывается в летние ожидания пошагового роста (команда сыгрывается), а отставание от зоны ЛЧ после отставки Монтеллы уменьшилось всего на 5 баллов. Прибавит к этому неубедительное тренерское резюме (стабильны подзатыльники, но не результаты) – и первое предложение сформулирует уже так: Гаттузо – красавчик?
Определенно.
Уход от простых решений – главная ошибка и Монтеллы, и руководства «Милана». Футбол Аэроплана очень тонкий, индивидуальный, и редкому тренеру по силам работать с его базой. Поэтому рокировка выглядела импульсивной и неверной ставкой – и в плане краткосрочных результатов, и долгосрочного строительства.
Гаттузо оказался отличным вариантом именно сейчас. Начни Рино конкретную перестройку – сезон был бы потерян. Обилие идей требует времени и мешает сиюминутному результату – команда разрывается и не знает, что делать.
Гаттузо не мечтатель, как Монтелла, – и этот фактор стал решающим в момент, когда команда требовала балансировки. Он дал «Милану» то, в чем клуб нуждался – простые ходы.
Эффективная схема
Схема 3-5-2 – большая проблема осеннего «Милана». Команде просто не хватало качественных центрбеков для того, чтобы достойно страховать Бонуччи. А попытки втиснуть в тройку и Лео, и Мусаккио, стилистически одинаковых защитников, до нуля уменьшили шансы на крепость задней линии. В итоге через заднюю все и получалось.
3-5-2 Рино заменил надежной и уже приносившей результат 4-3-3. С этой схемой Монтелла выиграл Суперкубок и пробился в Европу, а в новом сезоне выиграл 3 матча из 4. Такой же модуль Гаттузо использовал в «Пизе» – из тисков аутсайдера с трудом выбирались даже фавориты серии В.
Определенность с составом
Игроки почувствовали уверенность. Философия игры, выбор состава исходя из характеристик и стиля – все это интересно и весело, но вряд ли близко футболистам. Простая логика «сыграл хорошо – выйдешь в следующем матче» куда ближе.
Мусаккио сел в запас. Сусо отправился на фланг. Монтоливо получил по шее.
В общем, все происходит так, как должно происходить. Гаттузо прекратил эксперименты. Играют лучшие.
Минимум изменений
В глобальном плане Рино мало что поменял. Новый тренер не переучивал команду, не ставил игру на контратаках. Да у него и не получилось бы: этот состав заточен на контроль.
«Милан» играет во владение, как и раньше. Гаттузо лишь покопался в опциях: сбавил резкость и снизил центр тяжести. И теперь вместо 60,6% в среднем за матч (при Монтелле) «Милан» владеет мячом 54,2% игрового времени.
Новый «Милан» контролирует мяч не ради мяча, а лишь потому, что так удобнее игрокам. И легко отказывается от владения, если нужно (как в матче с «Ромой»).
Чалханоглу на фланге
Главная находка Гаттузо. Чалханоглу на левом фланге придает игре вариативность, схожую с работой Инсинье в «Наполи». У него есть классная правая, нацеленность и видение: он может обострить как угодно – ударом, пасом, диагональю.
Ниже играет Бонавентура, и это супер: они с Хаканом настроены на одну волну, творчески подходят к игре и охотно меняются позициями (оба умеют играть и в центре, и на фланге). Настроенность дуэта на игру слева и фланговая привязка Сусо освобождает большую часть зоны трекварти: это позволяет Кессиэ свободно действовать по вертикали, полностью используя задатки бокс-ту-бокса.
3-4-2-1. Кессиэ упирается в Сусо, который занял зону под нападающим.
4-3-3. Сусо играет широко, Кессиэ свободно занимает позицию под нападающим.
Центрфорвард
Смена функций нападающего – еще одно изменение Гаттузо. Центрфорвард Монтеллы – игрок отвлекающий, а не забивающий. Он должен освобождать зону и уметь в подыгрыше. Поэтому Бакка уехал в Испанию и пришел Калинич.
У Гаттузо форвард – классический финишер. И потому играет Кутроне, который напоминает одновременно ван Бастена и Пиппо Индзаги. При этом Патрик здорово работает без мяча: постоянным движением управляет чужой обороной, увеличивая разрывы между линиями (в похожем стиле действует Икарди). А в матче с «Сампдорией» Патрик закрыл Торрейру – ключевого игрока генуэзцев.
***
Гаттузо не сделал ничего выдающегося. Смысл в другом: он сделал то, что нужно. Для краткосрочного всплеска – достаточно.
Вся эта музыка держится на образцовой физике, которую Гаттузо ставил в первый месяц после назначения. Посреди сезона команда бегала 8-километровые кроссы и вообще работала так, словно готовилась к стайерской дистанции на февральской Олимпиаде.
Насколько хватит такой формы – вопрос. Активная зимняя накачка должна сказаться по весне, и без нынешнего физического превосходства «Милан» может сдать концовку сезона. Правда, календарь легкий: в последних шести турах – ни одного топа. Похоже, на то и расчет: проскочить фаворитов на пике – и доиграть на классе.
Главное, чтобы хватило класса. Иначе никакие затрещины не помогут.
***
Итальянский футбол соответствует моему чувству прекрасного. Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Claudio Villa; globallookpress.com/Paolo Manzo/NurPhoto; Gettyimages.ru/Dino Panato, Marco Luzzani
а статья да класс 5+ не знаю чего все агряться на заголовок - имхо ок лол
#ВсеНаСпорц
Сейчас у Милана супер график, каждые 3 дня большие игры - Лацио в Кубке, Интер в Серии А, затем Арсенал в ЛЕ.
Рино сократил дистанцию, еврокубки уже совсем рядом, ЛЧ не так далеко. Клуб во всех трех турнирах. Но март - определяющий. Если Милан в нем выдаст результат, то россонери наверняка зацепят либо один из кубков, либо окажется в ЛЧ. А может, достигнет обе цели
Загрязнение журналистики такими словечками не происходит просто так, когда верхушка считает это нормой, другие авторы позволяют себе так писать. Себе в минус, кстати, но это их дело.
Нашли кому жаловаться, это не авторский заголовок. Видно же, что у автора стиль другой.