15 мин.

Сергей Рогачёв: «Над предложением возглавить молодёжную сборную долго не думал и согласился практически сразу»

Вторая часть большого интервью с главным тренером «Спарты» и молодёжной сборной Юго-Востока. С первой вы можете ознакомиться здесь.

 

- Часто можно слышать истории, что в детском футболе один игрок считается более талантливым, но выстреливает другой, а бывший «талант» не пробивается никуда. Почему так случается?

- Это всё идёт от огромного желания. Если первый (талантливый) будет думать только о своём таланте, и надеяться только на него, то с этим он дальше пробиться не сможет. Если у футболиста есть в первую очередь желание, то я всегда отдам предпочтение второму. 

- Ты как раз предвосхитил мой вопрос. Какой тип игрока ты считаешь более ценным? И из кого, талантов или бойцов, составишь свою команду?

- Конечно индивидуалисты должны быть в команде. Но опять же, индивидуальность хорошо проявляется из командных действий. Если играть только за счёт индивидуальностей, мы может быть одну игру сыграем хорошо. Может быть и следующую тоже. Но затем две или три сыграем плохо. Потому что многие в команде будут надеяться только на этих самых индивидуальностях. А у такого игрока может случиться что-нибудь: живот болит, или голова, или что-то вроде такого. А когда у тебя выстроена командная игра, ты можешь безболезненно убрать одного, поставить другого, и всё будет нормально. 

- Давай плавно перейдём к твоей работе в молодёжной сборной округа. Как и когда тебе поступило предложение возглавить её?

- Летом. Когда Сергей Проскура предложил занять этот пост, долго не думал и согласился практически сразу. Почему нет. Для меня это был новый этап и естественно в каких-то вопросах мне нужна была помощь. И эту помощь я до сих пор получаю в лице того же Сергея Проскуры, тебя, Андрея Гречаного, которого можно назвать мэтром (смеётся). Каких-то игроков смотрел сам, каких-то подсказывали они. На первом сборе у нас был список фактически из тридцати человек. Опять же, мы сейчас также ведем селекцию, набираем игроков, но в принципе, костяк уже собрался. И сейчас мы разве что набираем по два-три новеньких на тренировки. Стараемся выбирать из тех, кто реально хочет выступать за сборную. Представлять в первую очередь не себя, а Юго-Восточный округ. 

  Add a caption

- Какие вопросы обсуждал с Сергеем Проскурой, прежде чем принять положительное решение?

- Первое и основное, это конечно организация тренировок. Мы должны тренироваться минимум раз в неделю, чтобы становится лучше, наигрывать какие-то вещи. 

- Специфика работы в сборной и клубе отличается не только в профессиональном футболе. Это прежде всего не постоянный контакт с командой. Это не останавливало? Может возникали мысли, что не всё будет зависеть от тебя?

- Я понимал, что ответственность за результат в любом случае будет на мне. Потому что лига пошла нам на встречу, и организовала какой-то тренировочный процесс. Мы тренируемся, чтобы быть сильнее. Чтобы у нас не возникало каких-то отмазок типа «мы не сыграны». И если вдруг мы проиграем, то примем это как свою вину. А просто так собираться на игры… мне кажется это неправильно. Хотя в этом случае конечно можно снять ответственность с себя, сказать: Извините, состав просто не сыгран. 

- Есть какие-то серьезные отличия в работе тренера профессиональной и любительской команд? 

- Когда я только начинал в любительском футболе, то был очень требовательным ко всему и ко всем. Сейчас понимаю, что в любительском футболе надо быть немного лояльней. Где-то отдавать себе отчёт, что люди работают, и не всегда могут тренироваться, даже по причине той же усталости. С опытом пришло понимание, что требовать нужно с тех, кто может. С молодых, в общем (смеётся). Опять же, если мы хотим, чтобы наши молодые игроки заиграли где-то, на более высоком уровне, то нужно требовать с них больше. Хотя, если они не будут требовать с себя, то вряд ли что-то получится, и им с нами не по пути. 

  Add a caption

- Используешь те же самые упражнения, что и в профессиональном клубе? Или есть смысл сделать акцент на чем-то самом важном, ввиду малого количества тренировочного процесса?

- Есть такое – когда ты в профессиональной команде, то тренируешься фактически каждый день. Тут мы тренируемся дважды в неделю, кроме этого у нас две игры. Получается четыре дня мы заняты. Кроме этого, у нас есть ещё индивидуальные тренировки, на которых мы даём определенные, уже другие упражнения. В случае общих тренировок стараемся соблюсти баланс, хотя в любом случае, наибольшая нагрузка подает на тех, кто помоложе. 

- Можешь в двух словах описать свою тренерскую философию в ЛФЛ?

- Я хочу, чтобы каждый прогрессировал – это раз. Но прогрессировал в первую очередь в командной игре. Как пример, тот же Василенко Серёжа. Когда мы брали его, он много забивал, но был более индивидуальным игроком. Даже скажу так, по-простому – был «шальным». Он бегал там, там, там, много распылялся, меньше отрабатывал в обороне, и возможно не замечал, что зачастую играет неправильно. Опять же, мы с ним много работали, и он стал другим. И меня радует, что он проникся этим.

- Что нужно команде в любительском футболе, чтобы добиваться успеха?

- Прежде всего должно быть комфортно всем членам команды, чтобы был настоящий коллектив. Хотя это подходит не только для любительского футбола – в профессиональной команде также очень важно, чтобы сложился хороший коллектив. Когда мы только заявлялись в ЛФЛ со «СПАРТОЙ», первые полгода мы не строили никакой игры. Мы работали над тем, чтобы протираться друг к другу. И этот комфорт перевести уже в тренировочные рельсы. 

  Add a caption

- Как новые игроки попадают в «СПАРТУ»? Тот же Алишер Мирзоев пришёл к вам по сути из ниоткуда. 

- С Али получилось всё просто – мы его давно знали, бегали несколько раз вместе. Он пытался найти себя в профессиональном футболе, и мы объяснили ему, что можем тебе помочь, ты можешь помочь нам, и это сотрудничество получится взаимовыгодным. То же самое было с Сергеем Василенко, Дмитрием Лыткиным, с Гасановым Руфатом. С последним вообще особый случай получился – парень приехал с Краснодара, чтобы просто тренироваться. Я с ним работал каждый день индивидуально. Он здесь снимал квартиру, чтобы играть за «СПАРТУ», чтобы где-то выстрелить. 

- Что сейчас с ним? 

- Уехал обратно в Краснодар, насколько я слышал, он сейчас играет за «Кубань-2». 

- А что насчёт набора в сборную? Этот вопрос не так давно взбудоражил некоторых участников нашей группы. Возможно молодому игроку из команды второго, или может быть даже третьего дивизиона попасть в молодёжку?

- Вполне. 

- Представим себе ситуацию: представитель какого-нибудь клуба обращается к тебе и советует обратить внимание на игрока его команды. Можешь ли ты послушать и приехать посмотреть его в деле?

- Я всегда открыт для диалога, и даже рад, когда мне предлагают варианты. У нас не какое-то закрытое сообщество, в котором проводим тренировки. Но опять же, нужно понимать, что мы не можем постоянно вызывать 30 человек, как бы не хотелось. Мы не можем делать так, чтобы все были удовлетворены списком кандидатов. Естественно, кто-то будет недоволен: Вызовите ещё моего. Также добавлю, что основная часть тех, кого мы вызвали – это ребята, прожжённые первым и высшим дивизионами. Да, и в команде третьей лиги можно выстрелить, обыграть несколько команд выше уровнем, но это единичные случаи. Важно удерживать свой уровень на протяжении какого-то отрезка, хотя бы полгода. Пусть человек стабильно показывает и доказывает этот высокий уровень, мы вызовем, почему нет. Вызывать кого-то по итогам двух матчей – это тоже неправильно. 

- На какие качества прежде всего обращаешь внимание? 

- Естественно кандидатов оцениваем по тренировкам, играм. Есть желание играть, нет желания играть. Мы возвращаемся к вопросу о талантах или бойцах. Были примеры, когда приходил игрок, и складывалось ощущение, что он делает одолжение мне, ребятам, что он с нами. Это создаёт определенный дискомфорт всему коллективу. Поэтому прежде всего я хотел собрать команду прежде всего единомышленников. Чтобы парням было комфортно не только играть друг с другом, но и общаться. Чтобы они получали удовольствие от игр, тренировочного процесса. От общения в раздевалке и на поле. Но опять же, самое главное – это желание. Желание играть не за себя, а за сборную. 

  Add a caption

- Давай попробуем составить твою идеальную команду по игровым умениям. Для начала, какая у вас будет схема?

- 3-3-1 (видя моё недоумение, Сергей начинает смеяться). Ну Олег, ты же прекрасно знаешь эту схему (улыбается).

- Я то знаю, но другие то могут не знать.

- Мы кстати на одной из последних тренировок опробовали 3-3-1, но начало товарищеского матча у нас не получилось, и мы сразу перестроились на ту схему, которую мы наигрываем постоянно.

- Всё-таки назови её для остальных.

- 2-3-1-1

- Логично начать с вратаря. Что он должен уметь?

- Помимо того, что он естественно должен уметь играть в воротах, нужно, чтобы он умел хорошо играть ногами. Потому что при двух защитниках мы используем вратаря как центрального защитника. 

- Какими качествами должны обладать центральные защитники?

- Читать игру, вести единоборства. Под ведением единоборств мы имеем ввиду именно вести борьбу, а не совершать фолы и зарабатывать ненужные желтые карточки. Это проблема кстати характерна и для большого футбола. Даже иногда на уровне сборной я вижу, что защитники не умеют вести единоборства. Это не такая простая задачи. 

- У игроков фланга в твоей схеме нет четкого разделения на атакующие и оборонительные действия. Чем должны быть сильны они?

- В первую очередь важна хорошая функциональная готовность. Здесь в какой-то степени можно быть не столь техничным, но выполнять большой объём работ. Своего рода box-to-box – от штрафной до штрафной. Поэтому подчеркиваю, что прежде всего нужно отличное физическое состояние. 

-Опорный/центральный полузащитник?

- Опять же чтение игры и ведение единоборств, а также умение открыться под защитников. Уметь и разрушать, и созидать. 

  Add a caption

- Атакующий полузащитник?

- Мы называем его скорее оттянутым нападающим. Важно умение зацепиться. Это конечно техничный. Конечно быстрый. Тот, кто сможет хорошо пробить по воротам. 

- Ну и напоследок, нападающий?

- Ну иногда можно использовать и столба, здорового и высокого. Хотя это не обязательно. Также важно умение зацепиться. Развернуться, может быть пробить, а где-то придержать. 

- Какая позиция из всех вышеназванных самая важная? Если к примеру предложить одного игрока топ-класса в команду, кого ты выберешь?

- Нельзя так разделять. Если мы играем командно, то если выпадает кто-то один, схема игры в целом не пострадает. Если наигрывать определённые тактические моменты, всегда есть страховка. И в этом случае практически исключается возможность провала (при правильном соблюдении схемы). Мы не играем в футбол «каждый с каждым». Мы совершенно это не принимаем. У нас есть зоны. И соперника должен держать тот, кто находится в его зоне. 

- И всё же, какую позицию ты закрыл бы в первую очередь?

- Нууууууу… Скажем так, мозг команды – это конечно опорный полузащитник. Он должен уметь всё. Обороняться, атаковать. Хотя всё во многом условно. Вот если вернуться к «СПАРТЕ». Тот же Мага (Магомед Абдурахманов, который в «СПАРТЕ» играл кажется на всех позициях). Он может быть не обладает сумасшедшей техникой. Но зато у него потрясающая самоотдача, и он очень грамотно играет тактически. Наверное, он лучше всех понимает тактику, по которой играет наша команда. 

  Add a caption

- Если выбрать одного или нескольких игроков из других команд первого дивизиона, кого выделишь? 

- Нравится игра Ильи Нечаева из «Атлетико». Парень способен сыграть на многих позициях, и я вижу, как хорошо он готов функционально, и какой высокий КПД от его работы. Конечно я могу судить лишь со стороны, так как не нахожусь в команде, но мне кажется, большой процент успехов «Атлетико» состоит как раз из его игры. 

- Поговорим о том, какую роль в успехе играет психология? 

- Конечно, психологическая устойчивость для игрока также очень важна. Нужно понимать, что если мы в нашей команде делаем одно дело. Я могу быть где-то эмоциональным, знаю, что иногда в игре я перебарщиваю. Но после матча я зайду в раздевалку, и всё нормально улажу. О каких-то конфликтах у нас речь не может идти. Но важно, чтобы человек был эмоционально устойчивым. Чтобы он не пал в депрессию, если на него где-то один раз прикрикнули, когда он что-то сделал не так. Важно не принимать это как конфликтную ситуацию, а понимать это как подсказ, для того, чтобы он стал сильнее. Если я вдруг кричу, то это не для того, чтобы кого-то унизить. Если и повышаю голос, то для того, чтобы парень рос. Или если вдруг вижу, что игрок не отдаётся игре полностью. 

- Что делать, если ты видишь, что потенциально сильный игрок банально не может справиться с собственными нервами? 

- В первую очередь его нужно успокоить. Может быть лишний раз где-то не трогать в такой ситуации. Но важно, чтобы игрок понимал, что если его не трогают, то это не значит, что ты можешь делать на поле всё, что ты хочешь. Ты в любом случае должен играть на команду, и у тебя всё получится. В команде игрок лучше раскроется, если будет играть на команду, а не тянуть одеяло на себя. 

  Add a caption

- Тебе как тренеру внешне тяжело заметить признаки волнения у игроков? 

- Конечно, видно по глазам, когда есть определённое волнение. Были игры, которые особенно хорошо нам давались. Особенно в Лиге Москвы, где мы пропустили меньше всех на групповом этапе, всего четыре мяча, в то время как у ближайших преследователей в три-четыре раза больше. Так вот, в этих играх я видел, как горели глаза у ребят, как они понимали меру ответственности. И в такие моменты парней можно не настраивать, просто назвать состав, определенную тактику и стратегию на игру, а всё остальное они сами выйдут и выполнят. 

- В твоей собственной игровой карьере ведь тоже случались такие моменты, когда ты не мог объяснить, как не использовал тот или иной момент? Какой промах приходит на ум в первую очередь?

- Как раз в тот год, который мы вспоминали, когда я стал вторым бомбардиром чемпионата России 2001 года, на сборах мы сыграли больше десяти игр. И вот тогда я не мог забить ни одного гола. Вообще не понимал, что происходит. Вроде товарищеские игры, есть моменты, и я попадаю в эти моменты, но не могу забить! Но зато меня прорвало в чемпионате. Как в первой игре пошло, и дальше поехало. А на сборах ни одного гола. Просто тренер мне доверял. Он видел, что я попадаю в эти моменты. Для нападающего это важно. Чтобы у него возникали моменты. Всё остальное – это тонкости, которые можно исправить. Но если ты есть там – это уже хорошо. 

- Если вернуться к Молодёжной сборной. В этой сборной есть лидеры? Или предпочитаешь не выделять кого-то отдельно? 

- Нет. Здесь важен прежде всего коллектив. Тот костяк, который сейчас образовался. Они понимают, как важно новым ребятам влиться в команду. Если сперва мы настраивали коллектив, то сейчас налаживаем какие-то взаимодействия игровые. 

  Add a caption

- Не станет ли проблемой, что в молодёжке существуют ограничения по возрасту, и какие-то игроки будут вынуждены закончить выступления. 

- Ну к сожалению, так везде происходит, и эта проблема не только у нас. Но есть же ещё молодые ребята, будем подпитываться новичками. 

- Первый раунд против сборной Зеленограда команда прошла довольно легко. Что вспомнишь о тех матчах? 

- В первом матче конечно было волнение. Было у меня, я чувствовал, что у ребят оно тоже есть. В первом тайме это повлияло, мы провели его неудачно, но после перерыва успокоились, и сыграли в тот футбол, который можем. Ну а в домашней встрече я уже получил удовольствие, как думаю, и ребята. 

  Add a caption

- Впереди молодёжная сборная Востока. Что-то знаешь о сопернике?

- Да, что-то уже смотрел, и анализировал какие-то моменты. Хватает индивидуально сильных игроков. Мы постараемся подобрать ключи. Ближе к матчу будем более подробно обсуждать их игру вместе с ребятами.

- Полтора года назад именно Восток не позволил нашей молодёжке выиграть золото, обыграв нас в финале со счётом 4:0. Есть ли игроки из того состава? Кто-то вспоминал о той игре?

- Я честно говоря, не интересовался, что было до меня. Точнее сказать, не вдавался в подробности. Я примерно знаю, кто играл раньше, но опять же, это было до.

- То есть нельзя представлять эту игру каким-то реваншем, и это будет отдельный матч?

- Да. 

- Чего способна добиться эта команда?

- Я думаю, что мы способны на многое. В том числе, и завоевать золотые медали. Нужна вера в себя, вера в команду, вера в то, что мы делаем вместе, всё это может принести успех. И я вижу в ребятах, что они проникаются идеей взять то, что мы планируем. 

- Последний вопрос. Как ты находишь мотивацию для работы в любительском футболе, после столь насыщенной профессиональной карьеры?

- Понятно, что я накопил какой-то определённый опыт, и мне приятно делиться им с молодыми ребятами. А когда видишь, что ребята впитывают эти идеи, от этого есть какой-то результат… На самом деле, это как будто играть в PlayStation (смеётся). А если серьезно, мне действительно приятно работать с молодыми парнями. Кто-то воспринимает сразу, кто-то со временем. Кто-то может быть вообще не воспринимает. В этом и есть мотивация. Своего рода отдушина от прошлого, поэтому пытаюсь делать всё, чтобы приносить пользу молодым. 

P.S. Хочу поблагодарить руководство ЛФЛ ЮВАО, Медиа, судей - за профессиональный подход в Любительском футболе, за организацию, за фото, видео, репортажи, обозрение туров, прямые трансляции и многое-многое другое.