«После нашей ПФЛ расстояния в Словакии не замечаешь»
- Александр, как получилось, что вы, воспитанник академии «Краснодара» и капитан «Краснодар-2», оказались в третьем дивизионе чемпионата Словакии?- У меня закончился контракт с «Краснодар-2»,в России вариант трудоустройства не нашелся. Мне предложили просмотр в ереванском «Арарате», и хотя меня туда не взяли, там я познакомился с новыми людьми.
Через некоторое время я вернулся в Россию и переехал с женой из Краснодара в родную Самару, и там раздался звонок одного из футболистов «Арарата», который предложил мне вариант со Словакией. Я на тот момент не играл уже восемь месяцев и был готов на все. Мы посовещались с супругой и решили ехать. Из Москвы, где сделал себе визу, я сразу полетел в Словакию.
- У вас же должна быть рабочая словацкая виза?- Сначала я полетел по обычно туристической визе, но, когда я был уже там, клуб сразу предоставил мне документы, по которым сначала оформили рабочую визу на год, а потом продлили на два. Путешествовать по этой визе я могу по всей Европе, а вот работать только в Чехии, Словакии и Венгрии.
- Расскажите про клуб «Топольчаны», за который вы играли до недавнего времени.- В Словакии восемь лиг, «Топольчаны» представляют третий дивизион. Недавно клубу исполнилось 106 лет. Владелец – гражданин Алжира, который делает ставку на куплю-продажу игроков. Очень любит привозить молодых игроков из африканских стран. В чемпионате есть лимит: пять легионеров на поле и пять в заявке на матч. За два года, что я тут играю, через команду прошло много легионеров из абсолютно разных стран, а вот продали в другие клубы всего трех игроков. Меня предупредили, что, по сравнению с Краснодаром, тут будет треш, в плане стадионов и инфраструктуры, но я был к этому готов и хотел играть.
- Чем удивил вас словацкий футбол?- Меня удивило то, что футбол здесь очень жесткий, все построено на физике и скорости. Тут надо быть легкоатлетом, чтобы поддерживать темп чемпионата. Могу сказать, что первая пятерка команд третьего дивизиона по силе соответствует лучшим командам второго российского дивизиона, которые бьются за выход в ФНЛ. Остальные команды не ставят спортивных целей, молодые парни играют в футбол вечером, а днем где-то еще работают.
- В прошлом сезоне ваш клуб боролся за выход во второй дивизион.- Да. Была такая задача, но не сложилось. А в этом сезоне одна победа и ужасающая серия поражений подряд. Клуб идет на последнем месте, ему грозит вылет. Это связано с тем, что у клуба перед началом сезона были финансовые проблемы. Был момент, что из-за этого его могли отправить в пятый дивизион. К тому же недоукомплектованная команда: игроки не хотели сюда ехать, играют очень молодые ребята. Я пообещал президенту, что доиграю до зимней паузы, сейчас мы расстались по обоюдному желанию. Это был самый ужасный футбольный период в моей жизни. Мы проигрывали матчи по 0:7, игроки не хотели играть, а мне воспитаннику академии «Краснодара» всегда внушали, что надо бороться до конца, но один в поле не воин.
- В команде много игроков, которые где-то еще работают?- Легионеры только играют в футбол, а все игроки-словаки еще работают в других местах. Местным тут во всех лигах ставят зарплату ниже легионера. Хочешь - играй, хочешь - не играй. Тут парадокс, что в некоторых командах высшей лиги можно получать зарплату ниже, чем в команде третьей лиги.
- Это как?
- Спонсоры, которые иногда в клуб третьего дивизиона вкладывают больше чем в клуб первого. Играет команда в какой-нибудь деревушке, где есть какие-нибудь местные фирмы, которые спонсируют эту команду, и денег дают на зарплату выше, чем в высшем дивизионе. Кроме этого, ветераны словацкого футбола, которые уже не хотят особенно напрягаться, а ездят только на игры. Вместо тренировок пивко попивают и не гонятся за зарплатой, но при этом играют в первом дивизионе.
У меня был интересный случай. Я ездил на просмотр в команду высшего дивизиона «Спартак» Миява. Мы договорились о контракте с тренерским штабом,но пока я ехал обратно в Топольчаны, команду покинули спонсоры, и ее выбросили в пятый дивизион. Я был в шоке, что тут так быстро происходит падение клуба.
- Много народу ходит на матчи третьего дивизиона?- Меня удивило, что в отличие от ПФЛ, где или свободный вход на матч, или минимальная цена на билет, тут билет стоит 5-10 евро. На наш стадион приходит где-то человек двести, а самая большая аудитория была на товарищеском матче со «Слован» Братислава. Мы играли на выезде -собралось полторы тысячи болельщиков.
- Пиво на стадионе разрешено?- Пиво тут льется рекой. Футбол без пива -день впустую. Сигареты запрещены на стадионе, но всем плевать, народ курит. Только вот хотдогов на стадионе нет.
- Есть в Словакии ультрас и околофутбол?- У нас был случай на выезде. Играли на выезде с «Нове-Замки», в городе, где живут преимущественно венгры. На матч пришло около двухсот ультрас, которые весь матч оскорбляли наших темнокожих игроков. Это был дикий треш, прямой расизм, кидали бананы. Наш тренер подозвал судью и сообщил, что если это не прекратится, он уведет команду с поля. Представители хозяев поля увели пару болельщиков с трибуны, и всё успокоилось.
- А у «Топольчаны» есть ультрас?- Нет. На матчи приходят в основном пенсионеры и бывшие легенды клуба, которые живут в городе. Их сажают в импровизированную ВИП-ложу, которая ничем не отличается от обычной трибуны. Обычно они сидят там и ругаются на клуб: «Зачем привезли этих «черных»? В наше время такого не было!»
- Получается, в Словакии легионеров не любят?- Не совсем так. Не любят конкретно темнокожих ребят-футболистов. Не знаю, почему так.
- У «Топольчаны» есть с кем-нибудь дерби?- «Нитра» из одноименного города. Они сейчас в первом дивизионе играют -это премьер-лига по-нашему. Мы с ними встречались в кубке. Приезжало очень много болельщиков, но все очень мирно и дружелюбно. Наверное, потому что уровень команд разный.
- Самый дальний выезд по Словакии куда был?- Да, после нашего ПФЛ, когда мы из Краснодара на автобусе шестнадцать часов в Астрахань ехали, расстояния в Словакии и не замечаешь (смеется).
- Рассказали партнерам?- Они сказали, что это бесчеловечно, и они бы никуда не поехали бы. Особенно, когда услышали, что некоторым пришлось спать на полу автобуса.
Наш самый дальний выезд был в район Кошице- три часа на автобусе. Кстати, тут у некоторых команд нет своих автобусов, и игроки добираются на матчи на своих автомобилях.