5 мин.

Рекордный стоп-кран «Интера». Что не так с Жоау Мариу

Андрей Клещенок – о том, почему чемпион Европы провалился в Италии.

Летом 2016-го Жоау Мариу стал чемпионом Европы, сыграв во всех матчах, всполошил топ-клубы и установил трансферный рекорд «Интера» в 21-веке.

Зимой 2018-го миланцы ищут, кому бы впарить португальца, включают его во все потенциальные сделки, но получают отказ. 40-миллионный тихоня не нужен никому: ни Парижу с его неуемной тягой к блестящему, ни «Интеру» с пустой скамейкой, ни соотечественнику Моуринью.

Мариу попал в «Интер» в штормовой прошлый год. В его игре не было цельности, как не было ее в игре команды – и первое увязывали со вторым. Рисунок раскалывался на эпизоды, частности, и так же – деталями, – оценивали Жоау. Он предъявил «Сан-Сиро» мягкую технику – лучшую в клубе, – надежный пас и работоспособность. Будущее казалось прекрасным.

Никто и не подумал, что это его реальный уровень. Еще бы! Мариу был эпизодическим светлым пятном на фоне несобранного «Интера», эффектно обрабатывал сложные мячи и вообще приехал с прекрасным резюме – лучшим у новичков последних лет. Проблемы списывали на команду, и мало кто сомневался, что португалец станет лидером клуба. Приход Спаллетти встречали с надеждой: у интеллектуального топ-тренера Жоау должен был стать одним из лучших полузащитников Италии.

На выходе получили лишнего хава, играющего лишь потому, что в нынешнем «Интере» совершенно нет выбора.

Есть мысль, что Жоау Мариу нельзя продавать. Она объяснима: свеж 160-миллионный памятник игрокам, не вписавшимся в «Интер» и проданным за относительный бесценок. И она, эта мысль, логична: нельзя расставаться с футболистами, не совсем подходящими тактически. А еще она ошибочна.

Мариу действительно тактически не подошел «Интеру». Летом 2016-го он казался универсалом, способным закрыть любую позицию в средней линии. И мало кто обратил внимание на первые слова португальца в Милане: «Моя позиция – medioala».

Medioala – среднее между центральным полузащитником и фланговым. На этой позиции Жоау блистал в «Спортинге» и сборной. Он располагался шире обычного центрхава и сочетал функции крайка с обязанностями бокс-ту-бокса. Успехи в гибридной роли породили ошибочное впечатление: португалец казался игроком, умеющим все. Уже в «Интере» открылось, что специфическая и мало распространенная позиция – единственная, на которой Жоау стабильно хорош.

Это – первая из причин провала португальца. Будь эта причина единственной, продажа была бы необязательна.

Треквартиста – основа системы Спаллетти. От игрока под нападающими Мистер требует максимальной нацеленности и эффективности. В «Роме» таким был Наингголан, а в прошлом десятилетии – Симоне Перротта. Они связывали форварда и центр полузащиты, левый фланг и правый – были клеем, держащим игру. И оба под руководством Мистера проводили самые результативные сезоны в карьере.

В команде, чрезвычайно зависимой от доставки мяча к Икарди и играющей в 4-2-3-1, эти обязанности утрируются. Мауро – суперхищник, замыкает на себе атакующую цепочку и завершает почти все. Он очень хорош и удержать его сложно, но если удержать – «Интер» беспомощен. Треквартиста как раз и должен угрожать сопернику, когда команда работает вхолостую на глухо закрытого форварда.

В общем, он должен быть нацеленным, эффективным и непредсказуемым. И Жоау Мариу абсолютно не тянет. Он по-прежнему лучше конкурентов – техничнее, точнее и просто сильнее как исполнитель. А еще он – абсолютный ноль в вертикальной игре.

Среди атакующих игроков «Интера» Мариу – худший по ключевым пасам, худший по вертикальным передачам и второй с конца – по ударам в среднем за матч. Мистер Поперечный пас. Он решительно не соответствует требованиям Спаллетти даже в работе с мячом: Жоау всегда собран, центр тяжести смещен вниз. Так он легко сохраняет мяч под прессингом, но теряет резкость и способность к нестандартным действиям.

Это – вторая причина провала. Но даже ее недостаточно для продажи. Ведь треквартисты Спаллетти полностью раскрываются на второй год. Так было и с Перроттой, и с Наингголаном. Мистер индивидуально подходил к каждому из них и лепил то, что ему нужно.

Проблема в том, что Мариу уже упустил свой шанс. Его презентацией была «Фиорентина»; Спаллетти перекроил игру команды, полностью заточив ее на Мариу. Жоау наконец сыграл medioala: формально действовал на фланге, а фактически – в середине между линиями. И провалился.

Мариу отдал вперед всего 3 передачи из 34, ни разу не доставил мяч в штрафную и вообще не бил по воротам. Португалец стопорил «Интер» качественнее, чем флорентийский центральный треугольник. Беппе Бергоми не скрывал раздражения, а эксперты Mediaset поставили Жоау издевательскую 5-ку: «Только за то, что он хороший парень».

«Хорошему парню» пора на выход. То, что Мариу умеет, он делает неплохо. Проблема в том, что он не умеет того, что нужно Спаллетти. Ему 25 – в другом клубе он успеет оправдать кое-какие из авансов. Жоау вполне годится на роль топового чернорабочего. Но в «Интере» его потолок – тупик.

Тем более что кое-чего Жоау Мариу добился и в Италии. Парень, едва не побивший рекорд Вьери, стал самым дорогим тормозом в истории клуба.

***

Телеграм автора

Итальянский футбол соответствует моему чувству прекрасного. Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!