8 мин.

Что удивило Карлоса Эдуардо?

 

                                                          Андрей АНФИНОГЕНТОВ из Кампоамора

Бразилец, потеряв из-за травм и болезней прорву времени, на испанском сборе пока не играет, но уже тренируется. Вот ведь как бывает: он полгода прожил в новой команде под прессом статуса одной из самых дорогостоящих покупок в истории российского клубного футбола - и до сих пор мы его, признаться, толком не знаем. Ни как футболиста, ни как человека. О футболе - разговор отдельный, а человек Карлос Эдуарду интересный. Хороший собеседник, и с юмором у него все в порядке.

                                                             ТАМ, ГДЕ ЖИВЕТ ГАУШУ

- Где ваш дом, Карлос?

- Я с юга Бразилии, из города Ажурикаба, штат Риу-Гранде-ду-Сул.

- У нас в России есть регионы, не похожие друг на друга, - со своей историей, экономикой, укладом жизни и даже языком. В Бразилии так же?

- Очень может быть. Мой регион - точно особенный. Я родился там, где начинали Роналдинью, Эмерсон, Андерсон, там, где играл и по-прежнему живет Ренату Гаушу (главный тренер "Гремиу", в прошлом известный футболист). И там самые красивые женщины в Бразилии.

- Кто ваши родители?

- Простые люди. Всю жизнь трудились. Мама и папа брались за любое дело, чтобы дать своим детям все лучшее. У меня два брата - один учится, второй работает. Мы с ними делаем все, чтобы сегодня наши родители могли отдыхать: они это заслужили.

- А как вы попали в футбол?

- Как все в Бразилии. Был просмотр в клубе, меня взяли. В "Гремиу" прошел все ступени - от новичка до игрока основного состава.

- Могли представить, что уедете за новой жизнью из родной Ажурикабы куда-нибудь в Сан-Паулу или Белу-Оризонте?

- В Бразилии 26 штатов. Люди стремятся перебраться прежде всего в столицу своего региона. Правда, не просто так - ради образования или бизнеса.

- А в столицу всей страны - город Бразилиа?

- Бразилиа - город для политиков. Там их жизнь, там принимаются важные решения, там расположены соответствующие структуры. Но в мире гораздо лучше знают Рио. Куда ни приедешь, везде первым делом спрашивают: "Ну как там в Рио-де-Жанейро?" Да и простой бразилец главным городом страны считает именно Рио.

                                                                            НОВАЯ БРАЗИЛИЯ

- В России команды на матчи летают самолетами. В Бразилии, наверное, тоже? Страна-то огромная.

- Конечно. Бразильская конфедерация футбола помогает клубам, компенсируя часть затрат на перелеты. А вот когда я играл в Германии, мы ездили на матчи скоростным поездом. Первый класс, быстро, комфортно, надежно. Мне очень нравилось.

- В России сегодня много говорят о чемпионате мира 2018 года, который пройдет в нашей стране. У вас же турнир состоится в 2014-м. Это уже ощущается?

- Возможно, со стороны это не так заметно, но в Бразилии многое изменилось. Когда попадаешь в страну, сразу чувствуешь, что она готовится к чему-то важному. Много денег вкладывается в улучшение транспортной сети. Меняются города, люди, экономика, стадионы.

- В России верят, что благодаря ЧМ-2018 жить в стране станет лучше. А как относятся к ЧМ-2014 в Бразилии?

- Так же, сто процентов! Это будет другая, новая Бразилия.

- Вы наверняка мечтаете выступить на домашнем чемпионате мира. Но сильнейшие бразильцы чаще играют в Испании, Италии или Англии...

- Мне так уже говорили, когда я уезжал из "Гремиу" во вторую бундеслигу. На самом деле "Рубин" - клуб, где я могу развиваться как игрок. Большая команда, большие амбиции. Считаю, что сделал шаг вперед.

- Но кому на родине известно о том, как вы играете в России?

- Да всем, кто хочет. В Бразилии по каналу ESPN показывают матчи российской лиги. И, к счастью, меня очень хорошо знает главный тренер нашей сборной.

- Ману Менезес, как и его предшественник Дунга, - ваш земляк, не так ли?

- Верно. Менезес работал с "Гремиу", когда я дебютировал в профессиональном футболе, и знает мои возможности как никто. Если я буду в порядке - здоров, в хорошей физической форме, - обо мне не забудут.

 

                                                         МИЛЛИАРДЕР В РАЗДЕВАЛКЕ

- Сколько раз вас спрашивали дома про мороз, снег и медведей?

- О, это вы в точку! (Хохочет.) Любимая тема журналистов. Впрочем, об этом говорят и все друзья, и родственники - не бывает, чтобы кто-то такого вопроса не задал.

- А когда вы говорите, что летом в России бывает 40-градусная жара, вам верят?

- Об этом не рассказываю - боюсь, все равно не поверят.

- Вашим первым клубом в Европе был "Хоффенхайм". С его президентом, миллиардером, решившим подарить своей малой родине бундеслигу, лично знакомы?

- Да, и неплохо. Дитмар Хопп - прекрасный человек. Именно он привез меня в Германию, дал возможность развиваться и помогал на первых порах, когда требовалась адаптация.

- Хопп заходит в раздевалку?

- Он там постоянный гость. Мы очень много общались. И индивидуально, и когда он приходил к команде.

- Хоффенхайм - в общем-то деревня, три тысячи человек...

- (Перебивая.) Клуб так бурно развивался, что вскоре обзавелся поклонниками во всех окрестных поселках и городках. А новый стадион построили в городе Зинсхайм. Там же живут игроки "Хоффенхайма". Город небольшой, но мне там было хорошо.

- Казань после Зинсхайма показалась, наверное, громадной?

- (Улыбается.) Да уж.

                                                    ДРУГОЙ ФУТБОЛ, ИНАЯ ЖИЗНЬ

- Тяжело играть под давлением той суммы, которая была озвучена при вашем трансфере?

- Давление чувствую. Все вокруг только и говорят: вот он, тот парень, за которого заплатили столько денег! Но постепенно к этому привыкаю. И хочу доказать, что потратился клуб не зря.

- Почему не все идет так гладко, как всем в Казани хотелось бы?

- Самая большая проблема - не разговоры вокруг моего трансфера, а новый футбол и языковой барьер.

- Чем отличается наш футбол от того, к чему вы привыкли в бундеслиге?

- У вас мяч постоянно в воздухе. Многие команды используют передачи верхом, чтобы быстрее добраться до чужой штрафной. Нужно уметь играть головой и постоянно быть готовым вступить в борьбу за отскок, за мяч, который вам сбрасывает партнер.

- Еще у нас играют жестко, а иногда и грубо.

- Ну, это как раз наименьшая из проблем. Во второй бундеслиге есть ребята, которые играют не просто жестко, а предельно жестко. А то еще и ударить могут.

- В России вас тоже жалеть не будут. Выйдет где-нибудь в Махачкале или Перми на поле парень, подумает: а, это тот самый Карлос Эдуарду, который стоит 20 миллионов? Мне есть что ему доказать...

- Я все думаю: как бы мне убежать от таких плохих парней? Может, в России мне повезет и я их не встречу? (Смеется.) Но все равно буду играть на пределе. Да и команда, думаю, меня поддержит.

- Футбол - не хоккей, где есть бойцы - крепкие парни, которые берегут ноги и руки таких, как вы, созидателей.

- Ха! Да, там было бы попроще... Но ничего, наш тренер что-нибудь придумает. А я постараюсь играть быстро. Это у вас очень важно - все делать быстро.

- Сколько русских слов успели выучить?

- Мало. "Спасибо", "хорошо", "привет"... Что-то понимаю, но сказать не могу. Главное - выучить все футбольные термины. Это пока важнее.

                                                                  ТРУДНЫЙ АЛФАВИТ

- Тяжелый у нас язык?

- В Бразилии на этот счет есть шутка. Двое бразильцев встречаются, долго говорят, но договориться никак не могут. И в конце концов один другому говорит: "ну что ты никак не возьмешь в толк, словно я с тобой на немецком или русском говорю!"

- Трудно вам...

- Ничего страшного. Буду учить самые важные слова, а когда нужно, с переводом поможет клуб. В конце концов, в Германии-то язык в итоге выучил, пусть и помучился. Нормально заговорил, когда уже уезжать пришло время (хохочет).

- Родолфу, который недавно уехал от нас в "Гремиу", русский язык выучил почти в совершенстве.

- А сколько лет он провел у вас и на Украине? По-моему, семь. Если я задержусь в России так же надолго, мы с вами тоже рано или поздно поговорим без переводчика.

                                                                РУССКИЕ И БРАЗИЛЬЦЫ

- Чего вы ожидали от России и какой оказалась реальность?

- Начну с Германии: это страна порядка, где все четко. Там порядок - стиль жизни, он во всем, начиная с транспорта - автобусы ходят по расписанию и никогда не опаздывают. Россия же напоминает мне Бразилию. Это не плохо и не хорошо, просто с Германией наши страны не сравнить. Порядок - не наш с вами козырь.

- А что больше всего вас поразило в Казани?

- Водители. Мое самое большое открытие - уличное движение. В Казани можно увидеть две серьезные аварии в день! Две! В Германии две в месяц - уже ЧП. Но у вас на это смотрят проще и продолжают ездить, как привыкли. Хотя это не лучшая из привычек.

- Это, думаю, не последнее, чем вас удивит Россия.

- Понимаю. Главное - относиться к тому, что удивляет, с юмором. Я ведь не смогу, как вы. В России люди очень терпеливы - это одна из главных черт вашего характера. Бразильцы в этом смысле совсем другие.

- С кем-то из бразильцев, играющих или игравших в России, общались?

- С тем же Родолфу. Когда собирался в Казань, звонил Даниэлу Карвалью. Расспрашивал, какой у вас чемпионат, что за клуб в Казани.

- Не разочарованы выбором?

- Нет, доволен. Да, не все пока получается, но мне интересно, а ваша лига - новый вызов в карьере. И я надеюсь, что смогу его принять, став в этом году полезным "Рубину".

Спорт-экспресс