Йохан Кройфф: «Тотальный футбол 21 века»
В своей еженедельной понедельничной колонке в «El Periodico» Йохан Кройфф рассуждает о тотальном футболе ХХI века в исполнении "Барселоны", слагаемых ее успеха и параллелях с лучшими командами века ХХ.
Тотальный футбол 21 века
Станет ли в будущем нынешняя «Барса» символом эпохи? Без сомнений, она является этим символом уже в настоящем. Если в мае будет одержана победа в Лиге Чемпионов, не останется вообще ни одного вопроса. Представим, что за три года команда дважды участвует в финале ЛЧ и один раз доходит до полуфинала. Достаточно ли этого? Более, чем. Да и без победы на «Уэмбли», даже без финала, это команда уже создала свой знак качества в футбольном мире. И не по тому, сколь много она забивает и сколь мало – пропускает. И даже не по тому количеству достижений и рекордов, которые падают перед ней один за другим. Самая настоящая революция в том, как она играет, и какие игроки создают этот особенный, неповторимый стиль.
Другой момент. День, когда ты побеждаешь со счетом 3:0 мадридский «Атлетико», день, когда тебе удается избежать традиционного сумасшествия в матче между этими двумя командами, день, когда падает исторический рекорд – и еще какой! – в этот день твой тренер говорит, что, играя так в финале Кубка против «Реала», ты проиграешь этот финал. Неожиданно, правда? Меткое замечание, не позволяющее дать слабину. Прочь хвалу и восторженные слова, максимум внимания, всегда, как только ты начинаешь делать что-то плохо или не делаешь все очень хорошо.
Можно ли стать символом эпохи, если однажды победы прекратятся? Я верю, что можно. Тридцать с лишним лет назад, несмотря на проигрыш в финале Мундиаля-1974, та же самая сборная Голландии продолжила быть восхваляемым всеми рекордсменом. Сам термин «тотальный футбол» пришел именно с этой сборной, которой так и не покорился ни один мировой чемпионат, но в которой защитники успешно атаковали, а нападающие – не менее успешно защищались. Мяч на поле принадлежит только нам. Мы атакуем. Мы двигаемся. Я смещаюсь направо, а ты – налево. С фиксированным «девятым» номером и с меняющимся. Игра по позициям и контроль мяча. И чтобы сэкономить силы, чтобы ускорить их восстановление – всегда играть рядом друг с другом, накоротке, всегда вблизи зоны противника.
Революционная тактика
Тридцать с лишним лет спустя, этот тотальный футбол вернулся благодаря этой «Барселоне», в которой мы можем увидеть «десятый» номер на позиции «девятки», правого защитника играющего в связке с нападающим, и левого защитника, подчищающего все за всех. Тотальный футбол 21 века? Для меня в этом нет сомнений. Центрдефы (Пике, Абидаль) которые переходят в атаку и развивают ее лучше, чем многие игроки центра поля; миниатюрные полузащитники размера XS, с потрясающей техникой (Хави, Иньеста), которые вместе составляют идеальную пару на поле; нападающие (Педро, Вилья, Месси), которые могут играть на позициях «девятого номера», «седьмого» или «одиннадцатого», и которые, время от времени, становятся первыми, кто бросается в защиту, если того требует игровой момент. В этом – футбольная революция. И таких революций в футболе – единицы.
С первой каталонской «дрим-тим» и последующей командой Райкаарда был сделан шаг вперед. «Милан» Арриго Сакки сделал еще один шаг. Но «Барса» Гвардиолы сделала огромный рывок вперед. И я говорю не о титулах, не о сыгранных финалах. Я имею в виду, что в некоторых моментах, когда выдаются серии изумительных игр – тренеры, игроки, идеи, смелость, стиль – дают в сумме такой скачок, что меняется весь облик футбола. Подобное было в истории лишь дважды. В первый раз, с «Реалом» времен Ди Стефано, который выиграл 5 первых Кубков европейских чемпионов (еще в одном финале он проиграл, а в одном сезоне выбыл в полуфинале). И второй – с «Аяксом», который победил в этом турнире в 1971, 1972 и 1973 гг, и в котором играл почти весь основной состав той звездной голландской сборной образца Мундиаля-1974. «Реал» Ди Стефано не имел такого влияния в национальной сборной, а то влияние, что возникло сборной на Евро-1964 – было уже поздним отголоском того великого клуба. В «Аяксе» же, наоборот. Так же, как и в нынешней «Барсе». Достаточно лишь взглянуть на состав «Фурии» на последних чемпионатах Европы и Мира.
Революция, которая была возможна – и которая успешно осуществилась, да еще каким образом! Тому есть много причин: великолепная команда, наличие в составе лучшего игрока мира последних лет, решительный и зрелый не по годам тренер и блестящая тактическая и техническая подготовка. Поэтому, тот, кто говорит, что любой бы мог сыграть в этой команде – ошибается пуще некуда. А тот, кто говорит, что можно играть так, как играет эта команда – приглашается для того, чтобы это продемонстрировать. Или, как минимум, чтобы подтвердить часть из сказанного им.
Источник: El Periodico
А потом понимаешь: это не они играют плохо! Они играют в ОБЫЧНЫЙ ФУТБОЛ, и часто даже хорошо играют!
Просто Барса играет в футбол следующего уровня. В этом смысле клуб совершил революцию в моей личной голове.
спасибо
навеяно Кройффом
НО! Абсолютный эталон или эталон - такого понятия в футболе нету в принципе. Каждая команда, каждый чемпионат играет в свой футбол. Да, когда заходит речь про Интер, то болельщики Барселоны чувствубт себя ущемленными, сразу начинается взаимные кидания фекалиями друг-друга.
НО! Интер действительно переиграл Барселону. Факт есть факт, а остальные споры про это - бессмыслица.
Каждому человеку нравится свое, некоторым нравится четкий рисунок игры, вертикальны пасы, где голы забиваются через 2-3 паса (АПЛ), некоторым: два обронительных редута, которую не взломает даже «абсолютный эталон», тактика обороны, игра без мяча (что требует больших услиии чем с мячом), мгновенные контратаки (Интер-Барселона, да и Интер в общем, прошлогодний), ну а некоторым (коих большинство) нравится стиль Барселоны, атакующий стиль. множество голов, финты, дриблинг, затяжные атаки, красивые забросы в «девятку». Каждому свое. Но обежествлять и говорить «абс эталон футбола» - большая ошибка.
Жду мнении. Адекватных. Спасибо.
Он был очень крутым футболистом и по праву вспоминает эти времени.
Как никак, лучший футболист Европы XX века
:)
А когда стили сходятся, тогда уже определяется какой стиль СИЛЬНЕЕ (запомни СИЛЬНЕЕ), а не красивее, зрелищнее.